Александр Бабаков рассуждает о словах министра финансов
Мы имеем сегодня темпы роста существенно ниже, чем в прошлых годах
Сначала Трамп спас своего союзника на Ближнем Востоке (а если быть честным, то, пожалуй, уже единственного союзника в принципе) Биньямина Нетаньяху (а зараз и государство Израиль) от позорного поражения в войне с Ираном (да, на начальных этапах «Моссад» и ЦАХАЛ себя хорошо проявили, однако при переходе в затяжной конфликт шансы Израиля на победу снижались довольно быстро: во-первых, их противоракетная система «Железный купол» на поверку оказалась не такой уж железной, а во-вторых, стал сказываться дефицит дальнобойных снарядов: через пару месяцев Израилю уже было бы нечем обстреливать Иран), а теперь вот американский президент пытается спасти своего друга от судебного преследования (а Нетаньяху является фигурантом аж по трем статьям: взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием).
Биньямин Нетаньяху. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Ни много ни мало Трамп требует от израильских судов закрыть дела против Нетаньяху, хотя последний просил лишь о переносе заседания на две недели. Но Трамп не мелочится (надо полагать, его поддержка израильского премьера основана не только на дружеском чувстве, но и собственном опыте: против Трамп было заведено куда больше уголовных дел, правда, ни одно из них так и не обернулось для него серьезными неприятностями, даже наоборот, во время президентской кампании эти процессы сыграли ему на руку, делая из него чуть ли не политического мученика): «Ужасно то, что они делают в Израиле с Биби Нетаньяху. Он – герой войны и премьер-министр, который проделал потрясающую работу, работая с Соединенными Штатами, чтобы добиться Большого Успеха в избавлении от опасной ядерной угрозы в Иране. Он ведет переговоры о соглашении с ХАМАС, которое будет включать возвращение заложников. Как можно заставить его сидеть в зале суда целый день ни из-за чего. Соединенные Штаты Америки тратят миллиарды долларов в год, гораздо больше, чем любая другая страна, на защиту и поддержку Израиля. Мы не собираемся этого терпеть», – написал он в своей социальной сети.
Внимание: не собираемся терпеть?! То есть Трамп угрожает тем, что заблокирует американскую помощь Израилю, если судебные инстанции оного не пересмотрят свое отношение к – предположительно противоправным – действиям Нетаньяху?
Получается, что так (тут места для множества интерпретаций нет: угроза просматривается довольно четко и однозначно).
Налицо вмешательство во внутренние дела Израиля (несложно представить, если на нечто подобное решился бы Кремль – визг поднялся бы такой, что заложило бы уши. А тут тишина, все молчат, аки воды набрали в рот; вряд ли Запад в этом плане поддерживает 47-го президента США (по крайней мере, думается, что в Париже и Лондоне нынче сильно негодуют по поводу этого поста Трампа), тут иная причина: страх (вспомним недавний саммит НАТО, на котором европейские лидеры едва ли не чистили Трампу ботинки), что Америка всей своей махиной навалится на ту или иную страну, лидер которой попробует сказать хоть слово против). И для Трампа это совершенно нормально, он не видит в этом ничего страшного, по всей видимости, полагая, что: а) имеет на это право; б) обвинения во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием для такого лидера, как Нетаньяху (то есть союзника самого Трампа), – это ничего, пшик, казус, не стоящий того, чтобы обращать на него внимание.
То есть здесь опять же четко виден вектор на укоренение «права сильного», которое выше любых судебных решений и вообще системы как национального, так и международного права (на него Штаты уже наплевали, введя санкции против членов Гааги, участвовавших в выдаче ордера на арест Нетаньяху). Есть только точка зрения Трампа, который, как и все автократы, ассоциирует себя с государством, и его сателлитов (в данном случае Израиль выступает сателлитом США). А все остальное, считай, вне закона (ещё раз: закон – это слово сильного).
И если израильские суды сломаются под сим натиском, то это будет началом обрушения / девальвацией такого понятия, как национальный суверенитет. То есть, по сути, речь идёт о легитимизации внешнего контроля со стороны Сильнейшего, что, в свою очередь, говорит о демонтаже всей международной правовой системы (разумеется, двойные стандарты никуда не уходят: для оппонентов США, будь то Китай или Россия, все остаётся по-прежнему или даже ещё хуже, тут можно воскресить в памяти историю с пошлинами на китайские товары, размер которых превышал всякие разумные рамки, гранича с абсурдом). Так что можно считать, что ещё один шаг к эпохе Нового средневековья, когда сила была основным аргументом, благополучно сделан. И весь вопрос только в том, что последует за ним: выдержат ли израильские суды этот напор или признают право суверена. Но, думается, что если на этот раз Израиль и отстоит свою субъектность, то это мало что решит. У Трампа в запасе ещё три с половиной года, чтобы демонтировать (ну или серьезно расшатать) ту международную систему власти и права, что была утверждена после Второй мировой. И со своей задачей, надо отдать должное, он неплохо справляется. Не оставляя (точнее, всё-таки пытаясь не оставить) камня на камне, точно расчищая дорогу для будущего, которое, что-то подсказывает, направлена в прошлое. И совсем не в то, которое именуется золотым веком.