Герман Садулаев: «Мне больно видеть, как Россию и русский народ планомерно и целенаправленно унижает официальный Баку»
О чем говорит конфликт Баку и Москвы
По всей видимости, страшный сон Киева (а говоря точнее, кошмар) начинает сбываться: как сообщает NBC News, Пентагон принял решение о блокировке поставок вооружения, которые были согласованы ещё при Байдене. По данным телеканала, заморозке подверглись ракеты для комплексов Patriot, тысячи 155-мм снарядов для гаубиц, более чем сотни ракет Hellfire, свыше 250 высокоточных реактивных систем GMLRS, а также десятки ракет Stinger, AIM и гранатометов. В оборонном ведомстве приостановку помощи объяснили истощением запасов самих США в связи с поставками Украине, Израилю, а также операцией по бомбардировке Ирана и территорий, подконтрольных йеменским хуситам. По словам спикера Белого дома Анны Келли, «это решение принято в интересах самих США после анализа помощи другим странам». Как пояснил постпред США при НАТО Мэттью Уитакер в интервью телеканалу Fox Business, «самое важное, что нужно понять, – то, как выглядит политика «Америка прежде всего». В первую очередь мы должны заботиться о нуждах самих США. Пентагон всегда следит за тем, чтобы у США были стратегические оборонные возможности, необходимые для проецирования силы».
США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS
А что Украина? Как это скажется на боеспособности Незалежной?
Как пишет The New York Times со ссылкой на источники, «точно неясно, сколько именно вооружений было включено (в реестр заблокированного. – Прим. авт.) и как быстро это скажется на поле боя, хотя некоторые американские чиновники во вторник заявили, что эти боеприпасы не планировалось отправлять в Украину ещё несколько месяцев». По оценке военного эксперта Карло Масала, которое приводит Bild, предыдущих поставок вооружения Украине хватит ещё на пару месяцев, «после чего ситуация станет критической». «Может образоваться критический пробел, пока Европа не попытается его как-то заполнить», – предполагает Масала.
Однако тут вопрос: из каких таких тайных закромов Европа сможет поставить Незалежной необходимую помощь?
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время брифинга в Дании, правда, уже заявила, что Евросоюз до конца года поставит Незалежной два миллиона снарядов. Но если вспомнить прошлогоднюю историю с одним миллионом снарядов, который ЕС обязался поставить Незалежной до весны, но смог лишь к концу года, то это обещание фон дер Ляйен иначе чем с огромной долей скепсиса не воспринимается (кстати, и то, как Чехия собирала снаряды для Украины, муторно и с задержками, тоже свидетельствует в пользу того, что вряд ли Киеву стоит ожидать эти два миллиона в срок, если вообще наскребут).
Но если ещё с артиллерией как-то можно свести концы с концами, то с ракетами для систем Patriot так не получится при всем желании, ибо они есть только у США. По словам генсека НАТО Марка Рютте, даже «в краткосрочной перспективе Украина не может обойтись без всей поддержки, которую она может получить (от США. – Прим. авт.), когда дело доходит до боеприпасов и систем противовоздушной обороны». Как сообщает Bild со ссылкой на источники, эту нехватку планирует восполнить Берлин, профинансировав покупку ракет Patriot у США (приостановка помощи, как пишет издание, вызвала большую тревогу у немецкого правительства).
Но Зеленский уже не первый день ведёт переговоры с Вашингтоном о покупке ракет для систем Patriot – и что? Результат покамест нулевой. Так почему то же самое удастся Германии? Мерц уже пытался убедить Трампа активизироваться по украинскому треку и усилить давление на Россию. И уехал к себе на родину несолоно хлебавши. А с ним у Трампа отношения не в пример лучше, чем с тем же Стармером (его он откровенно недолюбливает) или с Макроном (который пытается соперничать с американским президентом, навязывая, впрочем без каких-либо подвижек, свое видение по Украине). Так с чего думать, что у Берлина выйдет договориться с Вашингтоном? Тем более что это решение не спонтанное, эмоциональное: по информации Financial Times, решение о заморозке поставок было принято еще в начале июня.
И то, что оно было приведено в действие лишь спустя месяц, говорит лишь об его взвешенности. Иначе оно не было бы реализовано в жизнь.
В военном отношении это означает одно: что уже в самом ближайшем будущем РФ сможет полностью реализовать свое превосходство в воздухе. Что для Незалежной будет иметь весьма и весьма негативные последствия. Ещё до блокировки поставок главный международный обозреватель Financial Times Гидеон Рахман писал, что, по его данным, «Украина может достичь предела уже в течение шести месяцев – если не получит существенную новую военную помощь». При условии, что Россия сможет поддерживать прежний темп наступления (стоит отметить, что ничего не говорит о том, что она этого не сможет: по данным украинского военного паблика Deep State, РФ за июнь взяла под свой контроль 556 кв. км, что на 107 кв. км больше, чем месяцем ранее). Так что сценарий с «катастрофическим поражением», которого, по словам Рахмана, опасаются некоторые западные чиновники, из гипотетического переходит в категорию очень и очень вероятных. «Приостановка поставок важнейших систем вооружений в Украину сейчас, когда Россия находится на марше, может иметь разрушительные и необратимые последствия», – комментирует сложившуюся обстановку The Washington Post.
Но есть нюанс: как пишет The Economist, Пентагон говорит о данной приостановке как о временной мере. Мол, через какое-то время поставки будут продолжены. Однако хорошо известен принцип, что нет ничего более постоянного, чем временное. Видимо, поэтому The New York Times предполагает, что блокировка есть свидетельство того, что «Вашингтон выходит из войны».
Однако думается, что данное решение, если не произойдет каких форс-мажоров, – часть стратегии Трампа по мирному урегулированию украинского конфликта. В пользу чего указывает то обстоятельство, что буквально на следующий день Трамп позвонил Путину, чтобы в очередной раз заявить о необходимости прекращения огня. И, возможно, он даже надеялся на успех: прекращение поставок вооружения было одним из двух основных условий Владимира Путина. И Трамп со своей стороны это сделал (однако ничего не добился: как позже он сам признался, «это был довольно долгий разговор, мы говорили о многих вещах, включая Иран, а также, как вы знаете, о войне с Украиной. И я не в восторге. Я не достиг с ним никакого прогресса»). Но надо держать в голове, что есть ещё Европа, это – во-первых. А во вторых, есть и ещё одно условие: прекращение мобилизации (на что Украина идти категорически отказывается).
Поэтому очевидно (учитывая темп продвижения российской армии), что Путин не пошел на этот шаг, в который уже раз заявив о том, что он в общем-то за остановку, но она не должна идти в ущерб выполнению всех целей СВО (устранению первопричин конфликта – что скрывается за этой туманной формулировкой, не совсем понятно).
И тут у Трампа остаётся три варианта. Первый: попробовать додавить Киев, чтобы он пошел на требования Путина (прекратил мобилизацию, и чтоб Европа перестала поставлять Незалежной оружие). Второе: выйти из переговорного трека. Третье: поменять свою позицию по Украине на противоположную.
Что надо учитывать при рассмотрении этих направлений?
Первый грозит ему репутационными издержками, что, беря во внимание внутреннюю довольно взрывоопасную ситуацию в США, не является для него лучшим вариантом. В то, что он вдруг начнет заваливать Незалежную.оружием, – верится плохо: в этом для Трампа нет никакой выгоды, наоборот, одни финансовые потери. Окончательно выйти из переговоров он тоже не может: слишком много было сказано громких слов о том, что он положит конец конфликту. Следовательно, скорей всего, Трамп возьмёт тактическую паузу, ожидая того момента, когда Киев сам созреет до переговоров, а после присоединится к оным, чтобы присвоить посредничество в заключении мира себе (конфликт в секторе Газа он урегулировал, Пакистан с Индией помирил, Иран оставил без ядерной программы, теперь – вот это).
И да, это наиболее вероятный сценарий. Однако полностью на логику в случае с Трампом полагаться нельзя: непредсказуемость его конек, с которого, как показывает тот же эпизод с бомбардировками ядерных центров Ирана, он не слезает. Поэтому от него можно ожидать любого варианта. Но что-то подсказывает, что в данном случае Трамп двинется по самому простому пути, исходя из принципа экономии средств, времени и усилий: зачем стараться воплотить в жизнь то, чему противятся стороны конфликта, если это все равно неизменно произойдет само собой, стоит лишь на время отойти в сторону?
Тем более что он сам уже артикулировал данную стратегию: «Иногда, и возможно, это звучит пессимистично, но бывает, что двое детей яростно дерутся в парке, они ненавидят друг друга, не хотят останавливаться. Ты пытаешься их разнять – а они не дают себя остановить. И тогда, возможно, лучше дать им немного подраться, прежде чем разнимать. <…> Это известная ситуация: двое дерутся, дерутся – иногда им дают немного времени, прежде чем вмешаться. Это бывает в хоккее, в спорте – судьи дают игрокам немного побороться, а потом разнимают».
Вот он и даёт возможность подраться. В очередной раз на практике демонстрируя, что Украина никогда не была и никогда не будет его приоритетом (и тут Киеву не на что надеяться). Есть дела и поважнее. Что-то вроде предотвращения третьей мировой, которая непременно произошла бы, если бы не была уничтожена, по его словам, иранская ядерная программа или в случае, если бы США продолжили поставлять Незалежной оружие, хотя бы на том уровне, что было при Байдене (о таком исходе Трамп говорил неоднократно ещё в период своей предвыборной кампании). А почему бы и нет, коли во Второй мировой, как объявил Трамп, США уже победили (можно сказать, что он и победил)?! Так что вполне логично, что третью теперь надо предотвратить. Чтоб был полный комплект. Причем исключительно его стараниями.