Зеленский отреагировал на слова папы римского Франциска о переговорах
Президент Украины прямо не упомянул папу римского, но вполне понятно о чем речь.
Из Парижа продолжают звучать грозные заявления. Так, на днях, как передает Le Monde, президент Франции Эмманюэль Макрон на встрече с лидерами политических партий, прошедшей в Елисейском дворце, заявил, что не существует «никаких ограничений, никаких красных линий» для поддержки Киева. На том же мероприятии, по словам национального секретаря Французской коммунистической партии Фабьена Русселя, которые приводит L’Indépendant, Макрон артикулировал условие для введения французских войск на территорию Украины: если российская армия заметно сдвинет линию фронта» в сторону Одессы или в сторону Киева».
И это все после призыва французского президента, что настало время Европе перестать быть трусами (адресатом этого послания видится немецкий канцлер Олаф Шольц, с которым у Макрона серьезные политические противоречия, но, конечно, его вполне можно распространить и на всю Европу, которая – и тут с президентом республики не поспоришь – большой смелостью не отличается).
Более того: на этом направлении Париж уже преступил к конкретным действиям, формируя, как пишет Politico, коалицию стран, потенциально готовых прибегнуть к интервенции, то есть ввести свои войска на Украину. Покамест данный союз многочисленностью не отличается (в него предсказуемо вошли только страны Балтии), тем не менее нельзя не заметить определенную динамику в этом вопросе. Не будем забывать, что первоначально идею Макрона поддержала только Эстония, теперь к ней присоединились и две других прибалтийских страны. Теоретически к союзу может присоединится Канада, которая пусть и не является частью континентальной Европы, но входит в НАТО: там, по крайне мере, уже позитивно высказались касательно тренированных и прочих миссий.
А вот буквально сегодня к лагерю гипотетических сторонников идеи присоединилась и Чехия: по словам президента страны Петра Павла, «с точки зрения международного права и Устава ООН ничто не могло бы помешать войскам стран-членов НАТО, а также, например, гражданским лицам, оказывать помощь в работе в Украине». При этом он отметил, что не отказался бы от дискуссии по этому вопросу. «Если бы мы могли договориться с союзниками, что, например, вместо того, чтобы обучать украинских солдат на территории стран-членов НАТО и перебрасывать тысячи военнослужащих, скажем, в Польшу или Чехию, было бы гораздо разумнее перевезти несколько десятков инструкторов на территорию Украины и обучать там украинских солдат», – цитирует политика Euractiv.
Плюс к этому голоса одобрения слышны и в Польше. Так, как пишет Rzeczpospolita, на конференции в польском Сейме, посвященной 25-летию членства Польши в НАТО, глава внешнеполитического ведомства Радослав Сикорский заявил: «Я ценю французскую инициативу последних дней. Потому что, по моему мнению, она имеет доброе намерение, а именно — чтобы российский президент спрашивал себя, каким будет наш следующий шаг, а не чтобы он был уверен, что мы не сделаем ничего креативного, и потому мог планировать свои сценарии». Кроме того, по его словам, Запад должен актуализировать по отношению к России «способность к творчески определенной и асимметричной эскалации». Правда, что касается Польши эта позиция не является консенсусной и вряд ли будет, так как Варшава «ходит» под Лондоном, а поэтому не будет играть на руку потенциальному конкуренту (хотя вот страны Балтии переметнулись, так что со стопроцентной гарантией нельзя утверждать, что такое не произойдет и с Польшей, к тому же британцы могут разыграть и такую партию, в которой отдадут инициативу Парижу, чтобы после все подмять под себя).
Но одно можно сказать наверняка: европейская позиция по присутствию на Украине начинает меняться. И это – довольно серьезный сдвиг. Так как не стоит думать, что это – просто пугалки, сигналы Путину, за которыми ничего не стоит.
За словами Макрона стоит большее желание быть за столом «вершителей», когда после разрешения российско-украинского конфликта начнется выработка новой европейской (а может быть, и не только) архитектуры безопасности. И вот за это французский президент готов многое поставить на карту, дойдя до прямого военного противостояния с РФ.
Кстати говоря, именно с этого ракурса стоит рассматривать и подписание оборонного соглашения с Молдовой, которое, как сообщает Financial Times, включает размещение французского военного представителя, реализацию программ обучения и поставки оружия. Стоит подчеркнуть, что данный документ был подписан на фоне обострения отношений Молдовы с Гагаузией и Приднестровьем, которые обратились за помощью к Москве из-за недружелюбных действий Кишинева. И то, что это еще один сигнал Кремлю, говорят также и слова французского президента, который заявил, что Париж будет продолжать «непоколебимо поддерживать» «независимость, суверенитет и территориальную целостность» Молдовы.
Кроме того, не стоит забывать, что аналогичное соглашение не так давно было подписано и с Арменией, отношения с которой у РФ нынче, пожалуй, на самом низком уровне с момента распада СССР. И не исключено, что они будут еще хуже: не за горами выход Армении из ОДКБ.
И везде мелькает тень Парижа…
Амбиции Макрона совершенно понятны: лидерская позиция Франции в Евросоюзе, – только хватит ли у него сил для такой игры? По всем своим параметрам Франция – это далеко не Штаты. И биться с Россией она вряд ли сможет. Тем более надо учитывать и напряженные отношения с немецким канцлером, который не приминет поставить своему французскому коллеге подножку, если представиться подходящий случай. Плюс еще и Великобритания, с которой Макрон начинает конкурировать за влияние в Восточной Европе. А Лондон – он мастер на всякие хитроумные комбинации. И далеко не факт, что Парижу удастся в этом плане что-то ему противопоставить. А ведь еще и Трамп (чья победа на президентских выборах – вот Орбан его уже сейчас называет г-н президент – с каждым днем становится все более вероятной) нависает над Европой…
В общем, Макрон, по всей видимости, ввязался в такую авантюру, которая ему не по зубам. Но наблюдать за всем этим будет очень интересно. По крайней мере, в плане консолидации ЕС, которая, стараниями того же Макрона, уже трещит по всем швам.