Европа начинает готовиться к войне с Россией?

2 месяца назад

А вот и еще одно громкое заявление от президента Франции Эмманюэля Макрона: «Мы, безусловно, приближаемся к моменту, когда в Европе будет уместно не быть трусом», – приводит его слова Reuters. И это на фоне его недавнего предложения об отправке войск на Украину (правда, как после стало понятно на основе комментариев высокопоставленных лиц республики, речь шла исключительно о ряде миссий вспомогательного характера: по обучению, разминированию, киберсопровождению и так далее). Очевидно, что такая сравнительно жесткая (многие европейские страны до сих пор отказываются даже рассматривать такой сценарий, опасаясь военного конфликта с Россией) риторика, приобретающая характер тенденции – это не просто так.

Президент Франции Эмманюэль Макрон. Фото: AP/TASS

Отсюда вопрос: неужели Европа и в самом деле готовится к войне с Россией?

Ну на сегодняшний день такая формулировка будет, что называется, чересчур. Тут уместнее говорить о том, что Европа не исключает такого сценария (в особенности в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах и, соответственно, реализации его плана по снижению роли США в НАТО – вплоть до выхода из организации). Это хорошо видно по осторожной Германии (не будем забывать, что немецкий канцлер Олаф Шольц так и не дал добро на отправку дальнобойных ракет Taurus).

Какие тут есть моменты?

Во-первых, пошли разговоры о подготовке немецкой системы здравоохранения к возможному военному конфликту (на днях с таким предложением выступил глава минздрава Германии Карл Лаутербах).

Во-вторых, как пишет Der Spiegel со ссылкой на внутренний документ, глава оборонного ведомства ФРГ Борис Писториус поручил до 1 апреля разработать модель воинской повинности, «которая внесет масштабируемый, адаптированный к угрозам вклад в национальную устойчивость». Иначе говоря, немцы хотят вернуть обязательную воинскую службу, причем сделать это планируется до осени 25-го, то есть аккурат до федеральных выборов.

В-третьих, Шольцу, по данным той же Der Spiegel, уже на всякий пожарный подготовили бункер и даже отрепетировали саму эвакуацию.

И это только из того, что промелькнуло за последнюю неделю. Вполне можно предположить, что сугубо этим меры по подготовке к гипотетическому военному конфликту не исчерпываются. Германия медленно, даже как бы втихушечку, но готовится. При этом стараясь всеми силами сделать так, чтоб эти шаги не оказались востребованными (о чем может свидетельствовать слив аудиозаписи, на которой немецкие генералы рассуждают о поставках Taurus, чтобы снизить вероятность этих поставок до минимума).

И вот тут очень хорошо просматривается адресат послания Макрона о том, чтобы пора перестать быть трусами. Это – Шольц, который, как пишет политический обозреватель Handelsblatt Томас Зигмунд, планирует позиционировать себя как «канцлера мира» в ходе своей предвыборной кампании, тем самым ориентируясь на Герхарда Шредера, раскритиковавшего американцев за ввод войск в Ирак в 2003 году и отказавшегося отправлять туда вооруженные силы Германии (и в целом такой подход может сработать: согласно опросу YouGov, проведенному по заказу агентства DPA, 58% немцев выступают против поставок Украине дальнобойных ракет Taurus, причем 31% – категорически против поставок вообще любого вооружения).

Для Макрона Шольц – конкурент на позиции неофициального лидера Евросоюза, на которую французский президент имеет виды. Поэтому в плане Украины и вообще вопросов европейской безопасности важно перетянуть одеяло на себя. Что он, собственно, и делает, пытаясь так или иначе консолидировать европейских лидеров вокруг себя. И в некоторой мере это ему начинает удаваться: если сначала его предложение об отправке войск на Украину вызвало повсеместную критику, то с течением совершенно крошечного периода времени эта реакция стала меняться (с корректировкой, что речь не идет об отправке военных с целью участия в боевых действиях). К Макрону присоединилась Эстония и Чехия, а также Канада, которая пусть и не является частью Европы, но входит в Североатлантический альянс.

И не исключено, что таких стран станет еще больше.

Таким образом, можно сказать, что вряд ли гипотетический конфликт между Европой (и частично НАТО: роль США в нем будет зависеть от будущего президента) стоит сейчас на повестке. Сейчас он используется в качестве политического инструмента для усиления своего влияния ведущими европейскими игроками (прежде всего – Германией и Францией), особенно в преддверии американских выборов, после которых, если победит Трамп, Европе нужен будет сильный лидер, который сможет противопоставить себя Трампу, защищая интересы Европы.

И вот за это место нынче и ведется битва между Макроном, уже имеющим не самый приятный опыт взаимодействия с Трампом (в памяти тут же всплывает история, как они пытались сдавить друг другу ладони во время рукопожатий), и Шольцем, такого опыта не имеющим, но тем не менее наивно полагающим, что ему по силам справиться с этой ролью. Вот и вся подноготная громких заявлений Макрона, реестр которых, надо полагать, в ближайшее время будет активно пополняться.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ