Три песни о главном

Этой осенью вышли три очень хорошие русские песни. Они предназначены больше для людей, которым уже за 30. Я слушаю много разной музыки – преимущественно андеграундной, не предназначенной для радио и телевизора. Но есть такие песни, которые мне близки по содержанию и посылу, хоть и предназначены для массовой аудитории.

ДЖАНГО – «В ночах фабричных окраин»

Эта вещь была записана на студии Игоря Матвиенко при активном участии Корнея – гитариста, известного по сотрудничеству с Земфирой и Найком Борзовым. Джанго нечасто балует публику новыми работами, потому выход этого трека можно с полной уверенностью назвать долгожданным. Джанго умеет написать хорошую, легкую и животворящую песню. На фабричных окраинах не только морды бьют и водку пьют. Там так же живут, так же влюбляются, так же радуются, как и в центре. И среди суровых и аскетичных пейзажей всегда есть место красоте, высоким чувствам, светлым мечтам и романтике. Там не такая картинка, как в клипах с татуированными мужиками среди голых задниц и с дорогими курортами. Да и где в такой обстановке найти место настоящему чувству – там только культ плоти! Любовь не нуждается в роскоши и вычурном антураже. В песне есть точная и красивая строчка: «Настоящую любовь не вяжут клятвами». Это чувство не любит пустых и громких слов, оно ничего не требует взамен. Как все великие вещи, любовь проста. В новой песне Джанго это очень хорошо прочувствовал, очень убедительно об этом рассказал.

«СЕРЬГА» – «Тебя не сломать» («Осень»)

Недавно отметил свой 60-летний юбилей Сергей Галанин. Летом мы уже делали с ним интервью, приуроченное к выходу его сольника «Любовь, Алкоголь и Весна. Часть 1». В той беседе музыкант поделился новостью, что осенью у «Серьги» выйдет новый альбом, и он будет «достаточно жестким по слову и звуку». Пластинка «Своим чередом» действительно получилась такой, и в ней меня очень порадовала песня «Тебя не сломать». Именно та версия, которая без Юты (там их две). Емкая и лаконичная по тексту, эта вещь пригодится для растопки души человека, измученного постоянными стрессами, которые ему поставляет в большом количестве современный мир. Песня «Тебя не сломать» функционирует как подбадривающий волшебный пендель. Очнись, братан, – прорвемся! Бодрый настрой так необходим каждому в это неспокойное и тревожное время. Время великих чумных потрясений и постковидных депрессий. Лирический герой неустанно повторяет эту мантру, составленную всего из одной строфы.

Тебя не сломать. Тебя не свалить.

Тебя не раздать. Тебя не разбить.

Спасаешь себя, чистым небом дыша.

С утра до утра на ринге душа.

Меняется с каждым разом только интонация вокалиста – повествование закономерно движется от холодного покоя к нервному надрыву. То ощущение, когда усталость накапливается, когда ношу нести все тяжелее и тяжелее. И после кульминации – снова покой. Такую траекторию взлета и падения истрактовать можно двояко. Либо человек преодолел все препятствия и вернулся в исходное положение, в свое привычное спокойное состояние духа. Либо он все-таки сломался, не смог, и последовало грустное и спокойное принятие – как центральная эмоция последнего альбома Ника Кейва Ghosteen (австралийский певец пережил смерть сына, что читается в настроении этой пластинки). Зная Сергея Галанина, могу утверждать, что он рассматривал только первый сценарий. Галанин очень любит жизнь.

СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ – «Народ»

Сергея Трофимова так и хочется по старинке называть Трофимом – как во времена его знакового альбома «Аристократия помойки». Этого автора-исполнителя сложно причислить к лику святых русского шансона, язык не повернется назвать его поп-исполнителем, да и рокеры тоже – не его. Одно с полной уверенностью могу сказать: он периодически выдает хорошие песни, умеет достучаться до сердец. И социалочка у него выходит порой своевременная и нужная. Это не относится к модным сейчас играм на волнах протестных настроений и прочих недовольств. Песня «Народ» наполнена любовью к людям, а не призывами перегрызть глотку буржую или блогеру. Меня зацепил комментарий к этому клипу, который я обнаружил в умной френдленте контакта. «Шансонье Трофим оказался умнее всего русского рока». Кто-то выложил этот клип в противовес последнему альбому Шевчука (который мне тоже не зашел). Даже больше скажу: Шевчук любит народ, он это доказывал неоднократно своими поступками, не надо гнать на него понапрасну. Лучше я бы поставил песню Трофима фанату Васи Обломова, который считает, что «любит наш народ всякое говно». Мне больше по душе версия Трофима:

Странная нынче суть бытия…

В моде рвачи и воры, а я –

Я плавлю сталь, я строю города.

Я выпекаю хлеб и шью одежду людям.

Я – соль земли, я человек труда,

Я тот простой народ, который есть и будет.

Вот не думаю, что Сергей Трофимов выпускал эту песню, желая создать некий идеологический противовес «левиафановщине». Хейтеры нашумевшей крымской песни «про сваи» тоже бы с радостью упрекнули артиста в «коньюнктурности». Трофим сделал очень хорошую песню во всех отношениях. Таких песен, как «Народ», как раз и не хватает сейчас: чтобы послушал рабочий человек, узнал в ней себя, услышал о себе доброе слово и порадовался. Когда смотришь этот клип, лицо само начинает улыбаться. Там примиряются богатые и бедные. Ну хоть кто-то нашел в себе силы и совесть похвалить обычного человека. Это говорю вам я – бард, который за свою жизнь выпустил два десятка мрачных альбомов про изнанку русской жизни. Завидую Трофиму белой завистью и снимаю шляпу. Трофим – крутой!

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии