Нерусская Америка

3 года назад

Официальная дата открытия Аляски – 15 июля 1741 года – в известной степени условна. Но в любом случае честь этого открытия принадлежит русским морякам.

Вероятно, американские берега видели ещё в 1648 году казаки Семёна Дежнёва.

В 1732 году у берегов Аляски бросил якорь бот «Святой Гавриил» геодезиста Михаила Гвоздева.

Но всё-таки официальная историография связывает открытие Аляски со Второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова. 15 июля 1741 года к Аляске пришёл чириковский пакетбот «Святой Павел», днём позже берег увидели со «Святого Петра» Беринга. Прославленный Джеймс Кук оказался в этих краях в 1778 году; он перерисовал у русских промышленников карту Беринга и дал проливу между Чукоткой и Аляской его имя.

Из отчёта моряков Беринга (сам он не вернулся – умер в том же 1741 году на обратном пути) в России узнали: Аляска изобилует «морскими бобрами» – каланами. «Мягкая рухлядь» была тогда экспортным валютоёмким ресурсом, чем-то вроде нынешнего газа. Если соболь способствовал освоению Сибири, то каланы – броску в Америку. Русские промышленники приступили к разведке новых земель: знакомились с алеутами (не обходилось без конфликтов), торговали, били зверя… В 1772 году торговое русское поселение появилось на острове Уналашка, в 1784 году – на Кадьяке, в 1791 году уже на материке возник Форт Св. Николая. В 1794-м прибыла православная миссия.

Купец Григорий Шелихов и дипломат Николай Резанов решили создать торговую колониальную компанию вроде Британской Ост-Индской; в 1799 году император Павел I идею поддержал. Российско-американскую компанию возглавил предприниматель Александр Баранов, ставший первым правителем Русской Америки и основавший её столицу – Ново-Архангельск. Вплоть до 1867 года Аляска управлялась этой полугосударственной организацией со штаб-квартирой в Иркутске. Казённо-административные функции она сочетала с торгово-промышленными – своего рода «государственно-частное партнёрство». Можно провести определённые параллели с трестом «Дальстрой», созданным в 1931 году для освоения Колымы.

Русская Америка включала не только Аляску и Алеутские острова, но и архипелаг Александра, Елизаветинскую крепость на Гавайях. Самое южное русское поселение материковой Америки – крепость Росс – появилось в 1812 году в Калифорнии. Промысел, сельское хозяйство, русско-тлинкитская война 1802-1805 гг., разграничение сфер влияния с Британией… Митрополит Иннокентий Вениаминов, прибывший в Русскую Америку в 1824 году, перевёл на алеутский язык Евангелие и выпустил алеутский букварь.

Герцен в 1853 году писал:

«Сибирь имеет большую будущность… Сибирь должна спуститься к китайской границе. Не в самом же деле мёрзнуть и дрожать в Берёзове и Якутске, когда есть Красноярск, Минусинск…»

Вскоре Сибирь действительно «спустилась». Что интересно, бескровный выход России в 1850-х гг. на Амур и к Японскому морю стал итогом соперничества не с восточными, а с западными странами – прежде всего Великобританией. Одной из потерь на этом непростом геополитическом пути суждено было стать Русской Америке.

Первым предложил оставить Аляску генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв, заслуженно чтимый как присоединитель Приамурья и Приморья, крёстный отец Благовещенска, Хабаровска и Владивостока.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. (порой называемая «нулевой мировой», она шла и на Тихом океане) показало уязвимость далёких территорий – Камчатки, откуда после отражения атаки англичан и французов гарнизон пришлось перевести в Николаевск-на-Амуре, и Аляски.

С другой стороны, Айгунский и Пекинский договоры с Китаем 1858-1860 гг. дали России новые земли и гавани на юге Дальнего Востока – в Приамурье и Приморье. Это как бы компенсировало и проигрыш в войне (заложенный в 1860 году Владивосток объявлялся новым Царьградом – отсюда его амбициозное имя и «византийские» топонимы: Золотой Рог, Босфор-Восточный), и будущую уступку Аляски. С тех самых пор освоение Дальнего Востока пошло по южному пути.

С подачи певца Николая Расторгуева многие думают, что Аляску продала Екатерина II. На самом деле при Екатерине, как видно из вышесказанного, Русская Америка активно развивалась, а продажа произошла в 1867 году – при Александре II. Строчка из песни группы «Любэ» на слова Александра Шаганова «Екатерина, ты была не права» отсылает к другому историческому событию – поддержке Россией Штатов в их войне за независимость против Великобритании в 1775-1783 гг.

Нельзя сказать, что Аляску оторвали с руками. Британцы от далёкой мёрзлой территории отказались, американцы были полны скепсиса. Как глава российского МИДа Нессельроде считал планы Невельского и Муравьёва по продвижению России на восток «амурской затеей», так и в американской прессе сделку именовали «глупостью Сьюарда» (тогдашний госсекретарь), а саму Аляску – Walrussia (от walrus, то есть «морж», и Russia). «Предпродажной подготовкой» – попросту говоря, подкупом американских конгрессменов – занялся русский посол Эдуард фон Стёкль. В итоге Аляска ушла за 7,2 млн долларов – по два цента за акр. Последний губернатор Аляски князь Дмитрий Максутов, герой обороны Петропавловска 1854 года, сложил полномочия. В Ситке – бывшем Ново-Архангельске – взвился американский флаг.

Когда-то, перелетев с разгона в Америку, русские затормозили только в Калифорнии. Теперь Россия потеряла сверхдальний восток и вернулась в Евразию, как бы согласившись с данными свыше рамками континента. Словосочетание «Русская Америка» стало оксюмороном.

В 1900 году священник Тихон Шаламов (отец писателя Варлама в 1893-1904 гг. служил настоятелем Воскресенского храма на Кадьяке) писал о «вине русских людей, продавших Аляску поистине за тридцать сребреников». К тому моменту уже было открыто золото Клондайка. В 1897-1898 гг. на северо-запад Канады и Аляску хлынули толпы золотоискателей, включая молодого Джека Лондона, заболевшего здесь цингой и золота не нашедшего, но отыскавшего подлинные сокровища – сюжеты северных рассказов.

Джек Лондон

Калифорнийский Форт-Росс продали ещё раньше, в 1841 году. Вскоре в его окрестностях нашли золото, что привело к лихорадке 1849 года. Она породила джинсы – неубиваемые штаны из парусины для старателей, придуманные предприимчивым выходцем из Германии Levi Strauss’ом, – и ускорила продвижение янки к Тихому океану. Калифорния стала 31-м американским штатом, испанцам и мексиканцам пришлось потесниться.

Вот и на Аляске после ухода русских нашли большое золото. Наверное, то было не наше золото. Наше пряталось на Колыме и Чукотке.

За век с лишним Аляска так и не успела прирасти к России в качестве её полноценной части (военный географ Михаил Венюков в XIX веке писал: «Бывшие наши владения там собственно не были достоянием государства, а принадлежали частной торговой компании…»), не была по-настоящему освоена, не переплавилась в стихи, песни, романы. Характерно, что и в США она долгое время была «округом», затем – «территорией» и только в 1959 году стала полноценным штатом.

В 2017 году мероприятия по случаю 150-летия покупки Аляски Штатами едва не оказались сорваны. Коренные жители полуострова резонно заявили: территория принадлежала им, а значит, Россия и США не имели права ни продавать её, ни покупать. «Это… затруднило запланированные мероприятия», – пишет американский журналист Дэвид Рамсер в книге «Растопить ледяной занавес». Вице-губернатор Аляски Байрон Маллотт, индеец-тлинкит, настоял на употреблении слова «ознаменование» (commemoration), а не «празднование» (celebration).

И совсем недавняя новость из бывшей Русской Америки. Летом 2020 года памятник Александру Баранову убрали с центральной площади Ситки в музей, дабы он не оскорблял чувств коренных народов. Эта акция продолжила серию протестов и погромов, связанных с убийством Джорджа Флойда и движением Black Lives Matter. Остров, где расположен город Ситка, по-прежнему носит имя Баранова.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ