Европа вступила в эпоху геополитических изменений
О том, что усилия Трампа по расшатыванию устоявшихся политических балансов не проходят даром
В Европе появился новый военный союз: вчера канцлер ФРГ Фридрих Мерц и премьер Великобритании Кир Стармер подписали военный договор, согласно которому стороны обязуются вступить в военный конфликт в случае нападения третьей стороны. Под которой подразумевается Россия, которая, по информации Bloomberg, называется в документе главной военной угрозой.
Лидер Лейбористкой партии Великобритании Кир Стармер. Фото: AP/TASS
Ну исходя из наличествующей в Европе «предвоенной атмосферы» (так, допустим, для генсека НАТО Марка Рютте, если судить по его последним публичным выступлениям, перспектива военного конфликта с РФ в ближайшие пять-семь лет стала уже чуть ли не непреложным фактом), в этом новом союзе не было бы ничего странного, если бы не то обстоятельство, что обе страны и без того являются членами Североатлантического альянса с его пятой статьей (о взаимной защите), что ставит вопрос: так что, НАТО – всё? Точнее, можно ли рассматривать данное сотрудничество как сигнал к тому, что военный блок – как минимум – переживает свои не лучшие времена (и которые он может и не пережить)?
Определенно. Ещё несколько дней назад в преддверии подписания сего исторического документа заслуженный профессор мировой политики Университета Джона Хопкинса Хэл Брендс в своей колонке для Bloomberg высказал мнение, что Альянс вступил в самый опасный кризис за все 75 лет своего существования. Причем даже не в один, а сразу в четыре, два из которых так или иначе связаны с Трампом: с переориентировкой внимания США на азиатское направление и внешнеполитическим курсом республиканца, который ради достижения своих целей может элементарно пренебречь теми обязанностями, что наложены на него как на члена НАТО.
И в этом плане опасения профессора вполне понятны: действительно, теперь Европа вряд ли полностью и безоговорочно сможет полагаться на США (по крайней мере, это было бы глупо). Трамп уже не единожды продемонстрировал, что прежнему единению меж Америкой и Европой пришел конец. По сути, Трампу хватило всего полгода для того, чтобы расколоть некогда, казалось бы, нерушимый Запад на две части, причем проведя пунктирные линии раскола и внутри Европы (так, некоторые страны, например, Венгрия и Словакия, в большей степени ориентированы на позицию США, чем ЕС; и более того, в случае победы правых в той же Германии, Франции и др. этот список может пополниться).
Разумеется, в таких условиях существование Североатлантического альянса теряет всякий смысл: зачем нужен военный блок, не выполняющий своей функции? И, надо думать, такой вариант и является рабочим сценарием американского президента: расшатать его изнутри, без формального выхода. Но даже если этого не произойдет и следующий президент США продолжит курс Трампа, НАТО грозит превращение в чисто номинальную организацию, наподобие ОДКБ.
Поэтому нельзя исключить того, что данный союз в скором времени пополнится новыми членами (наиболее вероятные кандидаты – страны Балтии). И более того: по мере своего разрастания он вообще может стать альтернативой НАТО. И если все пойдет в этом направлении, то это будет существенным шагом Европы, привыкшей находится за спиной США, к своей действительной субъектности. Если, конечно, у Старого Света хватит на это сил. В чем есть большие сомнения: вариант с расколом ЕС выглядит на данный момент весьма и весьма реалистичным.