Контрнаступление еще не началось, а Украина уже между мирными переговорами и «корейским вариантом»?

12 месяцев назад

Главным вопросом последних недель и, вероятно, еще нескольких предстоящих был и остается следующий: чего ждать от украинского контрнаступления?

В теории контрнаступление должно быть очень мощным, не зря же к нему к нему столько готовились, тем более что Байдену, официально объявившему о своем намерении идти на второй срок, эта победа нужна в качестве контраргумента Трампу, который уже раз пять заявлял, что будь он президентом, российско-украинский конфликт разрешится за 24 часа. Поэтому вполне можно предположить, что громкие заявления некоторых официальных украинских лиц касательно контрнаступления и его итогов (допустим, еще в середине апреля глава украинской разведки Кирилл Буданов говорил: «Если кратко – это будет удивительно и быстро») – не пустая бравада. Но на практике может выйти совсем иной результат. Не исключено, что итоги контрнаступления будут более чем скромными. И можно даже допустить, что за кулисами мировой политической сцены уже вовсю идет подготовка к мирным переговорам (или как минимум к прекращению боевых действий, что, по сути, является прологом к так называемому «корейскому варианту»).

Но не будем забегать вперед.

Итак, что свидетельствует в пользу того, что контрнаступление не оправдает тех надежд, которые возлагает на него Киев?

Во-первых, нехватка вооружения. Да, Вашингтон и Брюссель рапортуют, что по этой части полный порядок. Так, в конце апреля генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Украина получила от НАТО 98% обещанной помощи, в том числе 1 550 бронемашин, 230 танков и боеприпасы. А спустя несколько дней координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби на брифинге сообщил, что Штаты передали Украине уже почти все, о чем та просила для контрнаступления. Тем не менее реальность может оказаться для ВСУ не такой уж радужной, каковой она представляется по словам Столтенберга и Кирби. В частности, о недостатке тяжелой техники пишет швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung. Издание напоминает, что потребность Украины в боевых танках удовлетворена только на две трети, то есть поставлено 200 единиц из 300, запрошенных главкомом ВСУ Залужным, причем только треть из них – западные машины, такие как Leopard 2. К этому добавим, что не совсем ясно, в каком часть из этих машин состоянии. Например, как пишет FinancialTimes со ссылкой на анонимного чиновника из украинского Минобороны, ни одна из 20 самоходных гаубиц M109L, предоставленных Италией в этом году, не была готова к бою. Почему ситуация с теми же танками должна кардинально отличаться? Плюс ко всему, как отмечает New York Times, западное вооружение не является гарантией победоносного контрнаступления: «Силы Кремля по-прежнему имеют большое численное преимущество в тяжелом вооружении, включая авиацию и бронетехнику, русские построили оборонительные позиции, а украинцы все еще учатся использовать некоторые из своих новых средств», – говорится в публикации.

Во-вторых, это нехватка боеприпасов. Об этом, кстати, тоже говорится в публикации Neue Zürcher Zeitung. Практически синхронно со швейцарской газетой о том же самом заявил и президент Чехии Петр Павел после своего визита в Киев: «Для успешной обороны Украине сегодня больше всего нужны боеприпасы. Технологий, конечно, тоже не хватает, но критическая нехватка боеприпасов не только ограничивает способность Украины эффективно защищаться, но и в определенной степени ограничивает ее способность осуществить успешное контрнаступление», – приводит его слова CeskeNoviny. По словам чешского президента, Запад поставляет Украине очень эффективную технику, но вот что касается боеприпасов, тот тут особенно не разбежишься. «Из-за этого техника, по сути, становится складским товаром. И в этом нет особого смысла», – резюмирует он.

В-третьих, это российская линия обороны, которая, поданным Agence France-Presse, тянется на 800 км от Херсона и дальше на северо-восток. По словам эксперта из американского аналитического центра American Enterprise Institute Брэди Африка, «эти линии обороны состоят из многоуровневых укреплений и траншей», включающих в себя противотанковые рвы, возвышающиеся заграждения, линии сборных оборонительных сооружений, известных как «зубы дракона», наземные мины и траншеи для личного состава. По мнению Пьера Разу из Средиземноморского фонда стратегических исследований, линия обороны строится таким образом, чтобы «отразить любую атаку». «Атакующие, скорее всего, застрянут к тому времени, когда они достигнут второго уровня, и даже если они преодолеют его, третий будет очень трудно взломать», – цитирует его Agence France-Presse. О том же и CNN: «У русских было почти шесть месяцев, чтобы построить сложный комплекс обороны. Прорваться будет огромным испытанием», – отмечается в публикации. Телеканал определяет российскую линию обороны как «слои противотанковых рвов, заграждений, минных полей и траншей на протяжении сотен миль по извилистому южному фронту». В одном из последних ежедневных обзоров Минобороны Великобритании говорится, что РФ построила одну из крупнейших в мире за многие десятилетия систем оборонительных сооружений.

В-четвертых, это отсутствие элемента неожиданности. Как обстояли дела с наступлениями ВСУ по харьковскому и херсонскому направлениям – сейчас так уже не получится. Контрнаступление не будет сюрпризом, его ждут, к нему готовы. Да, прорвать оборону где-то в одном-двух местах – это вполне реально, но развить наступление таким образом, чтобы вызвать отступление и тем самым сдвинуть и разделить линию фронта, представляется чем-то фантастическим.

И, наконец, в-пятых, нельзя забывать о превосходстве России в воздухе, это как было, так и остается немаловажным фактором, снижающим шансы ВСУ на успех.

В общем, резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что с высокой долей вероятности перспектива, что украинское контрнаступление станет чем-то переломным, – крайне и крайне сомнительна.

И такое чувство, что в Киеве это очень хорошо понимают. Вот и президент Украины Владимир Зеленский в недавнем интервью финскому изданию Yle хоть и подтвердил, что Украина планирует контрнаступление с перспективой возврата Крыма, однако подчеркнул, что сам конфликт может продолжаться «годами или даже десятилетиями». А несколькими днями ранее в интервью «Рік. За кадром» Зеленский сравнил войну с Россией с пирогом, который за раз не съешь – «рот порвешь». Нет ли ощущения, что украинский президент на что-то намекает? Не на то ли, что та ставка, которая была сделана на контрнаступление, себя не оправдает?

А вот глава МИД Украины Дмитрий Кулеба прямо заявил, что не стоит считать контрнаступление «последней битвой».

Но это – что касается риторики. Есть сигналы и более серьезные. Например, как пишет Politico со ссылкой на источники в администрации США, Вашингтон серьезно озабочен тем, что у Украины не получится повторить прошлогодний успех, и уже рассматривает варианты с прекращением огня, но без мирных переговоров, то есть «корейский вариант». В публикации издания без обиняков говорится, что, по данным американской разведки, Украина просто «не имеет возможности вытолкнуть российские войска оттуда, где они глубоко укрепились». Этой точки зрения придерживается и председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Марк Милли, который в интервью журналу Foreign Affairs заявил, что конфликт на Украине вряд ли завершится в этом году, Киев не сможет реализовать свои политические цели за это время. Более того, в выше упоминаемом материале Politico также говорится, что Киев, исходя из некоторых аналитических выкладок, уже готов к корректировке своих целей и «более скромную цель, возможно, будет легче преподнести как победу».

Применимо к возможным мирным переговорам (или сценарию с прекращением огня) можно вспомнить и недавний визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Пекин. Мировые СМИ много и взахлеб писали о провале попытки Макрона уговорить Си Цзиньпина, чтобы тот, пользуясь своим влиянием, помог усадить Зеленского и Путина за стол переговоров. Однако спустя всего пару недель после их встречи – пусть и по инициативе украинской стороны, но был проведен телефонный разговор товарища Си с Зеленским, по итогу которого Китай направит своего представителя на Украину и в другие страны для консультаций по мирному урегулированию. А до этого Макрон несколько раз открыто заявил, что не будет поддерживать США в их возможном конфликте с КНР из-за «тайваньского кейса». Поэтому, думается, у Макрона все получилось как нельзя лучше (размен: Тайвань на Украину). И не стоит думать, что момент выбран случайно. В таких сделках случайностей не бывает.

К этому можно добавить и активизацию Ватикана по «украинскому треку». Сначала стало известно, что папа Римский Франциск принял в четверг в Ватикане премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, а после, как пишет Reuters, понтифик сообщил о причастности Ватикана к «секретной миротворческой миссии в Украине».«Сейчас идет миссия, но она еще не обнародована. Когда она будет обнародована, я раскрою ее», – заявил он на встрече с журналистами после визита в Венгрию, где, по его словам, обсуждал ситуацию на Украине с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном и с представителем РПЦ в Будапеште митрополитом Иларионом. О том, что некая миротворческая миссия действительно имеет место, в частности, свидетельствует то обстоятельство, что Киев опроверг участие в ней украинской стороны: «Президент Зеленский не давал согласия ни на какие подобные обсуждения от имени Украины. Если переговоры и ведутся, то без нашего ведома и нашего благословения», – цитирует CNN анонимного украинского чиновника, близкого к президентской канцелярии.

В общем, слишком много совпадений – даже для кампании по дезинформации, указывающих на то, что ни Запад, ни Украина не верят в триумфальный успех контрнаступления. И в связи с этим уже идет процесс по рассмотрению возможных сценариев на ближайшее будущее. И на сегодняшний момент самыми вероятными являются два из них: мирные переговоры или заморозка конфликта по «корейскому сценарию». Вариант с продолжением активных боевых действий при неудаче контрнаступления можно смело вычеркивать: как отметил министр обороны Алексей Резников, от успеха украинского контрнаступления будет зависеть дальнейшая поддержка Украины со стороны Запада. Если провал – то на Запад сильно можно не рассчитывать: помощь сократится в разы. То есть в Киеве есть понимание, что ждет Украину. И там уже потихоньку готовятся к тому, чтобы закруглить ситуацию. По крайней мере, такой вариант видится логичным, если верны исходные предпосылки, разумеется. А если нет, то…



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ