Алексей Колобродов: «Десятки лет литературным хозяйством занимались люди не просто либеральных, а антироссийских, антипатриотических взглядов»

2 месяца назад

«Ваши Новости» обсудили с литературным критиком Алексеем Колобродовым подписанную им и еще пятнадцатью авторами декларацию «Союза 24 февраля». Формирование новой институции особенно важно видеть в уникальном культурном контексте, сложившемся сегодня в России. Неотъемлемой его частью являются фактическая монополия в сфере издания художественных книг, отсутствие социальных лифтов для молодых писателей и падение читательского интереса в принципе. Все эти темы мы затронули в разговоре. 

Алексей Колобродов

Алексей Колобродов

«ВН»: – Алексей, сложившаяся «монополия» издательской группы «Эксмо-АСТ» на рынке художественной литературы – это добро или зло?

– Любая монополия – зло. И это нам не только классики марксизма-ленинизма скажут, но и классики либеральной экономики. Другое дело, что классики либеральной экономики и их адепты, которые всячески прославляют конкуренцию и соперничество, свободный рынок и всё прочее, так или иначе сами всегда стремятся к монополии. Под лозунгом «Рынок порешает». 

Вот у нас в книжной сфере рынок уже много лет как порешал таким образом, что практически в одних руках оказалась и издательская деятельность, и оптовая, и розничная книжная торговля. Всё так или иначе контролируется группой «Эксмо-АСТ».

Конечно, плохо это прежде всего для самой монополии. Потому что мы же видим статистику последних лет: падают продажи, и все рыночные механизмы в этом случае тоже начинают сбоить. Количество книжных магазинов по России неуклонно сокращается. Закрываются независимые книжные, ситуация бьет в первую очередь по ним. Так что монополия прежде всего разрушительна. И дело не только в материальной сфере, в том, что можно потрогать руками и купить за деньги. А в определенной монополии духовной. Это когда у нас буквально уже десятки лет литературным хозяйством занимались люди, скажем прямо, не просто либеральных взглядов, а антироссийских, антипатриотических. 

Алексей Колобродов

Литературу неуклонно разворачивали в сторону этой идейной монополии. Благодаря чему мы сегодня получили то, что получили. Совершенно разрушенное хозяйство. Независимые и противоположные по взглядам тенденции третировались. Люди просто записывались в маргиналы, высмеивались. Эту картину мы наблюдаем даже на третий год специальной военной операции и по сути объявленной государством новой культурной политики. 

«ВН»: – Мы часто говорим о воле народа. Но ведь в 90-е у нас явно произошла некая общественная деформация. Так какова сегодня воля народа? Руководители монополии что-то продвигают? Или таков общественный запрос?

– Ты имеешь в виду, что народ сам имеет установку на развлекуху тотальную?

Александра Маринина

Александра Маринина, 2010 год / Википедия

«ВН»: – Ну на чем поднялось «Эксмо»? На детективах Марининой. 

– Запрос этот изначально был сформирован сверху. И если даже он соответствует нынешним  вкусам, то народ в лице читающих и думающих людей пытается эту дрянную и тяжелую инерцию преодолеть. Во всяком случае это восстание масс по Ортега-и-Гассету в достаточно узкой сфере, но можно наблюдать. Потому что во многом появление нашего «Союза 24 февраля» обусловлено таким движением снизу, запросом читательских масс. 

У нас много оппонентов, которые высказывают непонимание или прямо враждебные оценки. Они говорят, что мы рвемся к кормушке, вспомнили аж РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) 20-х годов. Нажимают на какие-то личные обиды. Они судят в основном по себе. И никто не обозначил, что ситуация просто вопиющая и требует немедленного решения, и запрос этот из глубины. 

Конечно, над деформацией вкуса работали. В 80-е, в перестроечные годы. Да, народу надоела идеологическая литература, всё это серое и скучное поздних советских лет. И тут же нашлось это разухабистое лихое предложение в лице всей этой разнообразной развлекухи. Но сейчас идет такое отрезвление, похмелье в положительном смысле. Сама читающая публика просит от литераторов вернуть всё в какое-то нормальное, здоровое и конкурентное русло. И чтобы это были не какие-то имитационные действия. Чтобы читатель мог наблюдать за борьбой разных тенденций. 

«ВН»: – Что есть «Союз 24 февраля»? 

– Это люди среднего поколения, более или менее известные в литературе. Тут дело не в регалиях. Мы могли бы к себе затащить каких-то именитых стариков и прикрываться их именами. Но у нас не стиль звона медалями и работы в президиумах. 

Александр Пелевин и Игорь Караулов

Александр Пелевин и Игорь Караулов

Союз – это люди, которые недовольны положением в современном литературном хозяйстве. Недовольны идейной монополизацией, рыночной монополизацией. 

Литература сейчас никак не попадает в основы культурной политики, недавно разработанные и применяемые. 

Мы хотим улучшить ситуацию и на рынке, и в духовной сфере. На рынке это поддержка каких-то независимых инициатив, движений, организаций. А в духовной сфере – возвращение к традиции. Кто-то очень метко сформулировал, что сейчас авангард – это возвращение к традиции. Это поддержка государства в конкретных случаях, в плане специальной военной операции. И поддержка традиционных ценностей: семья, труд, вдохновение, история, культура.

Мария Ватутина

Мария Ватутина / тг

«ВН»: – Любой Союз живет молодыми новыми именами. Зачастую у молодых авторов не хватает денег на жизнь, потому что они собственно творчеством занимаются. Будет ли фонд для финансирования молодых авторов?

– Вопрос правильный. Но не любой союз подпитывается молодыми. Нас вот упрекают, что мы никак не оговорили могучую роль Союза писателей России. Совершенно спокойно и с уважением относясь к СПР, я всё-таки должен сказать, что это ситуация клуба пенсионеров. И как раз проблема там в том, что никто не занимается молодежью. 

Литературная молодежь сегодня – это сложившаяся система литературных курсов, школ, мастерских. Пока это всё производится в частном порядке. На энтузиазме людей, которые эти школы устраивают, на энтузиазме тех, кого в эти школы приглашают в качестве менторов и экспертов. Это пока негосударственная политика. 

Президент озвучил новый нацпроект, кадровый. И обозначил новый подход к формированию элиты. Это все отметили. Но никто не отметил, насколько это глобально и серьезно. Это по сути кадровая революция в стране, и ей можно найти серьезные аналогии в истории. И сюда вполне можно вписать работу с писательскими школами и мастерскими. Другое дело, что для них как-то надо вырабатывать в той или иной мере универсальные критерии. Не ограничивающие, а упорядочивающие.

Александр Пелевин, Анна Долгарева и Дмитрий Филиппов

Если обобщить сказанное, то поддержка молодых сегодня – это дело частное. А оно должно стать если не государственным, то серьезным общественным делом. 

Скажу на примере. Я уже много лет работаю в знакомой тебе Мастерской Захара Прилепина. Я вижу, что молодежи даже, может быть, не нужно, чтобы их носили в зубах и пестовали. Им нужно по сути две вещи. Первое – найти своих, и это с успехом мастерская Прилепина позволяет сделать. Количество наших слушателей уже приближается к двум сотням. И большинство из них ощущает себя частью некоего сообщества, а может быть, и страты. 

Второе – им нужен социальный лифт. Но не в плане «дайте мне какую-то должность». А в плане приближения к творческим возможностям. Где-то помочь сделать книжку, где-то напечатать в журнале, где-то пригласить на литературные чтения.Молодежи нужно, чтобы ее держали в фокусе внимания. 

Александр Пелевин и Пётр Лундстрем / тг

Если мы запустим этот механизм через уже имеющийся опыт Мастерских, то какой-то серьезный сюжет молодежной политики мы закроем. Это тоже задача, которая стоит перед «Союзом 24 февраля». 

«ВН»: – Есть ли договоренность с Захаром по поводу того, что вы будете использовать мощности Мастерской? 

– Я с ним этого не обсуждал. Но я могу сказать, что в нашем сообществе всё достаточно прозрачно. Каждый принадлежит сам себе и волен заниматься тем, что его интересует, не оглядываясь на старших или условных старших. То есть я принимаю свои решения самостоятельно. 

Что же касается ребят из Мастерской, в списке учредителей Союза есть и я, и Олег Демидов. Поэтому, естественно, нашу преподавательскую деятельность в Мастерской товарищи изначально имели в виду. Хотя напрямую о таком рекрутинге в Союзе речи не шло. Другое дело, что наши выпускники просто рвутся в бой. Пишут: «Как быть полезными Союзу»? Хотят уже делать молодежное крыло. Но пока просто до всего еще не дошли руки. Сейчас работаем в поте лица над программными документами. 

Олег Демидов

«ВН»: – Ты вспомнил про Демидова, я вспомнил сам про Прилепина. Поэтому давай обсудим издательскую группу «КПД», в названии которой зашифрованы три ваши фамилии. Расскажи про тиражи, про планы. 

– Два года деятельности прошли. И уже можно резюмировать. Первое наше направление назовем, цитируя покойного Егора Летова, «Уникальные редкости и красоты». Это прежде всего четырехтомник стихотворных текстов (стихов, поэм) Эдуарда Лимонова. Это одно из самых фундаментальных изданий в России последних десятилетий, говорю это абсолютно не в виду моей к нему причастности. Все так или иначе его обсуждали кулуарно. Но поразительным образом нет рецензий, нет какого-то обсуждения в официальных кругах, СМИ. 

Недавно мы презентовали третий том, на день рождения Эдуарда Вениаминовича делали чтения в «Бункере на Лубянке». Было очень много публики. 

Четвертый том готовится. Думаю, где-то в конце весны – летом он выйдет. И на этом будет закончена эта уникальная история, но не закончена история с Лимоновым. 

Эдуард Лимонов. Фото: ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

«Иван Приблудный. Всё написанное» – еще один фундаментальный том, который у нас вышел. Там был не очень большой тираж, быстро разошелся. Сейчас внесем кое-какую  правку и будем запускать переиздание. 

Готовится еще один уникальный сюжет – двухтомник Павла Шубина, военного поэта, поэта-песенника с очень непростой судьбой. Он ушел очень молодым. Стал автором нескольких знаменитых песен. На сегодняшний момент он основательно забыт. Хотя, как считает Захар Прилепин, это, может быть, самый мощный поэт Великой Отечественной войны, при всем том что тому времени грех жаловаться на отражение в стихах и песнях — скажем, случилось совершенно беспрецедентное явление русской военной песенной поэзии. 

В этом двухтомнике будет большой и глубочайший биографический очерк Захара Прилепина, стихотворный корпус с множеством ранее не опубликованных текстов, которые благодаря Олегу Демидову увидят свет. Там же будут комментарии, уникальные и подробные. И там же моя статья будет о том, почему у Шубина совершенно отдельное место в нашей военной поэзии. Он такой уникальный поэт-берсерк. Он очень физиологичен и все вещи на войне называет своими именами. У него нет желания недоговорить последнее в адрес врага. Он договаривает всё. Еще там будет очерк дальневосточного писателя Василия Авченко о дальневосточных сюжетах у Шубина. Вот такое невероятное издание будет. 

Кроме того, можно вспомнить сборник православной лирики Сергея Есенина, изданного «КПД». Он называется «Спаса кроткого печаль». Захар Прилепин собрал, а мы с Олегом прокомментировали всю христианскую лирику Есенина. Получилось очень яркое симпатичное издание с иллюстрациями современных художников. Коммерческих надежд особых мы на него не возлагали, но он очень хорошо продается. 

Это было первое направление, мемориальное. Ну а второе направление назовем актуальной литературой. Это прежде всего поэзия. Сборник «Воскресшие на третьей мировой» и уже большое довольно количество авторских сборников. Это и «Моя сторона истории» Игоря Караулова, и «Под музыку Вагнера» Александр Пелевина, и Наслужбе весный строевой» Алексея Остудина, и «Генеральская фамилия» Марии Ватутиной, и «Сложный глагол быть» Олеси Николаевой, и «За рекой Смородиной» Анны Долгаревой. Ну и другие замечательные поэты, молодые по пребыванию в литературе. Татьяна Коптелова – «Разноденствие». Дмитрий Молдавский – «Фантазии и выходки», Вадим Пеков – «Бой был коротким, а потом…». Книга ушедшего от нас, к сожалению, Андрея Добрынина «Богомол». То есть за год мы все основные поэтические имена обозначили. 

Долгарева

Проза и нон-фикшн

Буквально скоро под маркой «КПД» выходит новая книга Германа Садулаева «Никто не вывозит эту жизнь». Она сделана в той манере, к которой Герман пришел уже в зрелые годы. Ей отмечены замечательные его книги – «Готские письма» и «Земля. Воздух. Небо». Это такая рефлексия человека глубокой душевной организации, среднего возраста, на фоне войны. Это такой русский экзистенциализм среди мяса, сухожилий и крови истории. Естественно, это связано с событиями на Украине.  

Сюда же относится книга другого нашего большого друга. Сергей Беляк – адвокат Лимонова, адвокат Жириновского. И вообще такая артистическая фигура. Он и поэт, и художник, и музыкант, и продюсер, и богемный персонаж. Он поехал в Донбасс с гуманитарной миссией и к друзьям, среди которых, например, знаменитый Абхаз. И по результатам он написал маленькую книжку, путевой очерк с неожиданной личной интонацией. Его мы будем издавать вместе с издательством «Питер». 

Герман Садулаев

Герман Садулаев

Нужно сказать о книжке знаменитой писательницы Ольги Погодиной-Кузминой. Это такой вестерн на русский манер, то есть истерн, дальневосточный, исторический. Он называется «Золото Умальты». У нее выходит фильм по этому роману. А сам текст романа она отдала нам, тоже готовится в «Питере».



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ