«Я уничтожил книгу о Лимонове после его смерти». Сергей Беляк о своей новой книге и о выходе неизданных стихов Эдуарда Лимонова

3 года назад

Недавно в издательстве «Питер» вышла новая книга адвоката Сергея Беляка «Бoльшая политика topless» с предисловием Алексея Колобродова и иллюстрациями Чеслава Червинского.

«Ваши Новости» пообщались с автором об Эдуарде Лимонове, которому посвящена книга, и о творческих планах адвоката.

«ВН»: – Ваша книга политических памфлетов посвящена памяти Эдуарда Лимонова. А не думаете ли вы написать книгу о нем самом?

– Признаюсь, я одну такую книгу написал еще в феврале 2020 года, но Эдуард не захотел, чтобы я ее публиковал, так как речь в ней шла об алтайских и саратовских событиях двадцатилетней давности, и мой взгляд на них, мое изложение этих событий не совсем соответствовали тому, что написал Лимонов об «Алтайском походе» нацболов* в своей книге «Будет ласковый вождь».

В итоге я пообещал ему, уже тогда тяжело больному, что эту книгу публиковать не стану, и после его смерти уничтожил ее, дабы избежать искушения. Книга называлась «Операция «Зарница»» и охватывала события трех лет. А в начале нынешнего года одно крупное московское книжное издательство предложило мне написать книгу о Лимонове уже «как о человеке» – не как о моем подзащитном, не о «партизане» и лидере радикальной партии, а именно о человеке со всеми его достоинствами и недостатками.

Идея мне понравилась, и за короткий срок я написал 16 глав этой книги, то есть почти половину. Однако сейчас я изменил свое решение. После долгих размышлений я пришел к выводу, что писать мне об Эдуарде не стоит. По крайней мере, сейчас. Ну если только какие-то отдельные эссе или «юбилейные» очерки. Во-первых, я уже и так написал о Лимонове очень много в книге «Адвокат дьяволов», причем написал это при его жизни, и он мою работу не просто одобрил, но дал ей, как известно, весьма высокую оценку.

Во-вторых, сам Лимонов исчерпывающе рассказал в своих многочисленных книгах о себе самом и своей жизни. Стоит ли мне повторять все это? Я не страдаю манией величия или комплексом неполноценности, чтобы начать вдруг описывать какие-то дополнительные подробности – куда мы вместе с ним, к примеру, ездили, где, у кого и с кем бывали, о чем говорили, что ели или пили, и раскрывать перед всеми какие-то факты, которым пока еще совсем не время быть раскрытыми.

Ну и какой толк в таких воспоминаниях, кроме самопиара автора? Дают ли все эти подробности что-то существенно новое для понимания самого Лимонова? На мой взгляд, – практически ничего.

Это касается не только самого Эдуарда и меня лично, но и многих людей, которым я не хочу причинить неприятности. Ведь Эдуард часто бывал резок в своих оценках и суждениях относительно того или иного человека, но эти оценки он также часто потом менял, а суждения часто зависели от его эмоционального или физического состояния.

К тому же для некоторых людей такие мои мемуары до сих пор могут быть опасны. Поэтому я и решил, что писать книгу воспоминаний об Эдуарде Лимонове не буду. И уверен, он бы это мое решение одобрил, хотя сам, как вы знаете, никогда не жалел в своих публикациях ни живых, ни мертвых.

Эдуард Лимонов и Сергей Беляк

Но, как я уже сказал, это когда речь не касалась его самого, а когда касалась, то он не хотел, чтобы я или кто-то раскрывал все подробности и тайны. «Сергей, не обо всем можно писать!» – назидательно внушал он мне в одном из своих последних писем, что вызвало у меня тогда ироничную улыбку, но воля умирающего – закон.

Эдуард умер, однако жизнь продолжается. У меня полно других дел и творческих планов. А воспоминания о нем пусть пишут другие люди. Вот, к примеру, я бы с удовольствием прочитал итальянские записки Дмитрия Селезнева о его поездках с Лимоновым в Италию в 2018 и 2019 годах. Это, скорее, не воспоминания и уж тем более не кондовые мемуары типа «Я и Лимонов», а подробная хроника тех событий, изложенная весело, непринужденно с изрядной долей иронии и самоиронии, а также со множеством мелких, точных и очень существенных замечаний. Я читал эти записки в кратком виде в «Фейсбуке» и уже тогда захотел увидеть их под обложкой отдельной книги.

«ВН»: – Есть информация, что Лимонов оставил после себя книгу стихов. Когда ее увидят читатели?

– Да, такая книга есть и, наверное, в конце года, к очередной книжной ярмарке Non-fiction (уж такое дурацкое правило у наших издателей, что всегда сильно раздражало Лимонова, все новые книги выпускать к какой-нибудь выставке) она все-таки будет издана. Эдуард просил нацболов (он думал, что они, партия, станут его наследниками) опубликовать эти стихи после его смерти. Но, к сожалению, прошло вот уже полтора года, а ребята книгу так и не издали.

Лимонов смотрит на нас с Небес и злится. (Шучу.) Надеюсь, мы все-таки ее скоро увидим и прочитаем.

«ВН»: – А что у вас в творческих планах, если не секрет?

– Несколько проектов, один из которых – завершить большой фотоальбом в жанре nu, до которого у меня уже несколько лет никак не доходили руки. A прошлой осенью я начал писать роман. Разумеется, веселый. Не знаю, что в итоге получится, но пока мне это занятие доставляет удовольствие.

* Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП). Признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 о запрете деятельности



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ