Я НЕНАВИЖУ ДЕВОЧЕК

3 года назад

Есть, значит, культура и есть поп-культура. В принципе, не так далеко они друг от друга ушли. Если откровенно: практически вся современная культура, о которой принято говорить с таким придыханием – о, Диккенс! О, Шекспир! О, Моцарт! Весь этот современный багаж культурного человека, без которого не пустят ни в один приличный дом, – это на самом деле массовая культура прошлого.

Это же была голимая попсня.

На пьесы Шекспира набивалась чернь. Моцарт писал легкие хиты сезона. Диккенс вообще был автор бестселлеров для домохозяек, своего рода основатель мыльной оперы.

Но, судя по всему, общество и в самом деле очень сильно поглупело. Попсовые хиты прошлого стали сложны и практически неподъемны для современного человека, которого хватает только на какого-нибудь Моргеншпигеля или Маню Длялохина.

Теперь мы и переходим к расшифровке отличного кликабельного заголовка, который вас сюда и заманил.

Как ни грустно признавать, в истории остается только поп-культура. Все, что не было оценено современниками, тонет в пучине забвения, как бы интересно оно ни было само по себе. Остаются только хиты, хайпы, что-то доступное. Поэтому писать и творить стоит только для современников. Рассчитывать на какую-то там посмертную славу и успех глупо и безнадежно – хотя бывает и такое. Но это, конечно, совсем другая история.

Хайп же и интерес поднимает и подогревает наиболее влиятельное в тот или иной момент лобби: в разное время это были церковь, королевские дворы, дворянские сословия, выразители диктатуры пролетариата, политические коалиции или кураторы художественных галерей. Бывало всякое.

А в наше время массовое признание и хайп организуют девочки-подростки (далее – ДП). И поэтому запрос на массовую культуру – которая, как мы помним, имеет тенденцию со временем превращаться в культуру вообще и образовывать фундамент для постройки новых культурных построек, – формируется именно ими.

Да, эти сильные и независимые девочки с синими и красными волосами, несмотря на то, что только позавчера у них открылись регулы, и строят будущее культуры. При любезной помощи продюсеров, старающихся им угодить и на них заработать.

Если оценить развитие ситуации в обратной перспективе, то да, заметное из сегодняшнего дня падение культурного (для своего времени масскультурного) уровня совпало с двумя событиями. Во-первых, это был послевоенный бэби-бум, вследствие которого подростки как целевая группа попали в фокус внимания продюсеров. И во-вторых, – развитие феминизма в семидесятых, когда женщины получили возможность платить за свой культурный заказ и, соответственно, его размещать.

С этого момента и началось упрощение и оглупление. И если подростки-мальчики, как ни крути, все-таки имеют достаточно разнообразный спектр интересов, то у ДП фокус внимания всегда сходится на чем-то розовеньком, (вариант – готичненьком, но чтоб миленько), симпатичном личике, няш-няш, ЛГБТ (о, это же так волнительно и непохоже на родителей). В прозе – к примитивному любовному сюжету, в музыке – к такой же примитивной мелодии и простому четкому ритму.

В одном старом анекдоте популярная певица приезжает на гастроли на Кавказ, но простужается и теряет голос. Она выходит в своем шикарном платье на сцену и, извиняясь, говорит: дорогие, мол, друзья, я, к сожалению, сегодня петь для вас не смогу. И в ответ на это ей из зала с характерным акцентом отвечают: «А пэть и нэ надо! Ти проста туда-сюда ходи…»

Современная поп-культура – особенно, музыкальная, – именно такова. Героям ДП петь не надо. Им вообще мало чего надо. Только чтобы была отвечающая вкусам ДП внешность. И все, можно просто туда-сюда ходить, этого достаточно, запрос невысок.

Это и происходит.

Да что ваш Моргенштангель! Что Длялохин! А вот слыхали ли вы про персонажа по имени Влад Лелуш? Скорее всего, нет, он не у нас гремит, это нынче всекитайская икона для девочек-подростков. История достойна замечательного фильма, кстати, в жанровом диапазоне от комедии – через фильм ужасов – до серьезной психологической драмы.

И эта история – своего рода притча, это отражение того, что происходит со всей нашей культурной жизнью.

Лелуш (настоящая фамилия Сидоров) просто работал в Китае переводчиком, пока случайно не залетел на китайское шоу талантов. Тут то его и заметили китайские ДП, – а их там, сами понимаете, очень много, – и начали жестко за него голосовать и поднимать в топы. Парню вовсе этого не хотелось, кстати, он даже взмолился его спасти.

Но нет, не спасли. Лелуш прошел в финал, потому что ДП ведь неумолимы.

Потом вроде как парня спасли из ловушки, но все равно он остается одним из идолов китайских ДП, его популярность проникла уже и в Корею и, честно говоря, на данный
момент он входит примерно в полутысячу самых популярных мировых звезд, дети мои.

Мировая звезда.

У него всего одна песня, и это угрюмый бессвязный рэп, написанный его другом из Уссурийска. Он не умеет ни петь, ни танцевать, а главное – он и не хочет этим заниматься.

Но все нынче устроено таким образом, что надо, ДП требуют.

То же самое и с современной поп-культурой вообще. ДП ее тянут туда, куда указывает им их собственное коллегиальное эго, основанное на гормонах и отсутствии вкуса, продюсеры им потакают – just a business – а мы, оторопев, наблюдаем за этим процессом.

Так-то ДП, как я уже говорил, диктовали повестку с конца пятидесятых, да.

Элвис Пресли был для ДП. Битлз – изначально были придуманы для ДП, но потом парни продемонстрировали творческие потенции, позволившие им чтобы выпрыгнуть из разряда «девачковых» кумиров. Doors – это было для ДП. Led Zeppelin – это в первую очередь для ДП – и потом уже для всех прочих. Поэтому, кстати, их популярность и выше, чем у их вечных конкурентов Deep Purple – те всегда были более пацанскими. Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри основой своей фан-базы имели ДП, конечно, и для них – вся эта нарочитая гейскость и всяческий одежный эпатаж…

Все поп-проекты ориентируются на ДП (и на женщин вообще), это же выгоднее. Но у каких-то проектов есть творческие потенции, чтобы оказаться выше статуса временного поп-явления, а у кого-то нет. И сегодня из поп-проектов уже выхолощен вообще весь смысл; у ДП прошлого все-таки было побольше вкуса.

Современная ситуация такова, что творческих потенций больше не требуется вообще, вспомним Лелуша или, гг, Бузову. Необходим внешний вид, позиционирование и медийность. Если какой-нибудь «Ласковый май» (яркий проект для ДП), все-таки – помимо легенды и внешних данных – имел в багаже яркие мелодии и лирические тексты, то всевозможным сегодняшним Шпиленморгенам достаточно просто кидать понты и попердывать в микрофон.

Вообще, я как человек из шоу-бизнеса как бы и не против. Шоу-бизнес – такой шоу-бизнес, и среди творческих людей должны же быть и смешные фрики. Но, похоже, ситуация немного вышла из-под контроля – и кроме смешных фриков не остается вообще никого.

На чем будет строиться культура будущего? На попердывании в микрофон?

И ведь эта довольно отвратительная схема давно уже вышла за пределы собственно шоу-бизнеса. Гейское аниме – это заказ ДП. Гуро – это заказ ДП. Коэльо – это заказ ДП. Мураками – это заказ ДП. Нескончаемые мыльные сериалы – это заказ ДП, но уже повзрослевших, конечно, и превратившихся в ТП…

А заказ ДП – это всегда мещанство, пошлость, банальность, отсутствие вкуса и творческого поиска. Это такие яркие танцульки на освещенной сцене. Герои таких сиюминутных танцулек сменяются вместе с обожающих их поколением – и на смену им приходят новые герои – я хотел бы сказать «точно такие же», но нет. На смену им приходят, как мы видим, еще более пустые, примитивные и обескураживающе пошлые.

Спасибо, девочки.

И это совсем незамысловатый заказ – чтобы яркенько, миленько и немножко готичненько, чтобы ЛГБТ или независимая сильная женщина, чтобы любовь на фоне чего-нибудь и немного сказки, чтобы миленький мальчик с намеком на гейство, немного тверка, потом страданьица, но в итоге хэппи энд. И стремление подстроиться под него видно повсюду, почти в каждом фильме, сериале, книге или культурном событии.

Я сказал «культурном»?.. Вычеркните, я имел в виду «псевдокультурном».

Нравится ли мне эта схема? Нет. Могу ли я, отвергая, предложить что-то более позитивное? Нет, не могу. Света в конце этого тоннеля я не вижу. В условиях капиталистического общества все решает бабло, и пока на ссыкушках можно будет делать миллиарды, ничего не изменится.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Заголовок статьи (кликабельный, мм?) не мой, это цитата из старой песни авторства рок-исполнительницы Умки. И текст этой песни, я думаю, будет уместно привести здесь полностью.

Я НЕНАВИЖУ ДЕВОЧЕК
(Умка и «Броневичок»)

Хорошенькие школьницы мелькают там и тут,
Они меняются прикидами и фенечки плетут.

Я ненавижу их, я ненавижу девочек,
Я ненавижу девочек,
Е-е-е-е-е-е-е!

Они тусуются вокруг, они приводят подруг,
Они хотят в наш отряд, они вообще всего хотят.
Они толкаются на сцене, подпевая невпопад,
Стремятся сесть на колени и сожрать мой шоколад.

Они визжат, бутылку пива раздавив на троих,
Они так любят друг друга, а я ненавижу их.
Они не ловят мышей, изображая котят,
Они хотят моих друзей, они вообще всего хотят,
Они хотят впятером забраться на один толчок,
Вдесятером — на сексодром,
Забздели весь «Броневичок»!

(с) Умка, 1997

Понятие «Броневичок», как вы понимаете, надо сегодня трактовать расширительно.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ