План Путина в действии: Евросоюз еще на полшага стал ближе к расколу

2 года назад

Разумеется, еще не вечер и все может переменится, насчет чего, впрочем, есть обоснованные сомнения, но на девяносто шестой день специальной военной операции (СВО) на Украине можно констатировать, что хваленое европейское единство стало давать трещину. Покамест не катастрофическую, которую вполне еще можно залить цементом и как-то отреставрировать, хотя и неизвестно, будет ли это сделано, однако все свидетельствует в пользу того, что это единство так и не будет восстановлено. А говоря иными совами, Евросоюз (ЕС) медленно, но верно движется если не к своему распаду, то утрате своих значения и влияния – к чистой формализации как политического и экономического института, которая, формализация то есть, в принципе, является синоним поражения ЕС в прокси-войне с Россией.

Итак, на основании чего можно сделать соответствующий вывод? Да на основании того, что почти за месяц страны ЕС так и не смогли прийти к консенсусу по поводу шестого пакета антироссийских санкций, точкой преткновения которого стало эмбарго на российскую нефть, предложенное Еврокомиссией (ЕК). Логика ЕК совершенно понятна: Европа должна отказаться от российских энергоносителей, чтобы, с одной стороны, перекрыть поток финансирования России, с другой – приобрести от последней энергетическую независимость, одновременно создавая России экономическую блокаду. Но практика диктует свои условия: зависимость некоторых стран ЕС от российских энергоносителей настолько велика, что эмбарго на нефть (не говоря уже про газ, о котором даже не заикаются покамест) грозит обрушению экономик этих государств. Одним из них является Венгрия. Поэтому то, что Виктор Орбан заблокирует шестой пакет санкций в том виде, в котором он был изначально представлен ЕК, можно было предположить уже в тот момент, когда только стало известно, что нефтяное эмбарго войдет в шестой санкционный пакет: «Я был готов согласиться с первыми пятью пакетами санкций, но с самого начала дал понять, что есть красная черта – это энергетика», – заявил премьер-министр, добавив, для Венгрии предложение ЕС о запрете на энергоресурсы из РФ равносильно атомной бомбе.

Это был, конечно, сильный удар по сторонникам введения жестких санкций против России. Однако никакие посылы и намеки на то, что затраты Венгрии будут компенсированы в случае, если Будапешт согласится на эмбарго, не подействовали: за несколько дней до саммита ЕС Орбан вообще предложил не обсуждать нефтяное эмбарго, назвав это «контрпродуктивным» – пока не будут проработаны компенсационные механизмы. Но лидеры ЕС предсказуемо не прислушались к мнению венгерского премьера. Видимо, делая ставку на то, что, если вывести из-под санкций ветку «Дружбы», по которой российская нефть течет в Венгрию, то этого будет достаточно для того, чтобы умаслить строптивого Орбана. Но это не помогло. Как и следующее предложение, заключающееся в том, чтобы наложить запрет исключительно только на ту нефть, что идет морским путем. То есть вывести из-под санкций весь тот объем «черного золота», который Россия поставляет по газопроводам. Но и это не сработало. Тут вклинился Кипр, который выступил против запрета на продажу недвижимости россиянам. И этот пункт был удален из соглашения. Которое все равно не было поддержано всеми странами – членами ЕС.

И это – очень яркий прецедент, демонстрирующий, что о едином фронте, которым ЕС выступил после начала СВО (это длилось до 4 мая, когда Урсула фон дер Ляйен и анонсировала шестой пакет), можно уже забыть. Впрочем, сигналы, что все идет к этому, стали поступать уже параллельно (и даже раньше) с обсуждением шестого пакета, самым значительным из которых стала смена позиции Германии по украинскому вопросу, и без того не отличающаяся особым радикализмом. То есть никаких заявлений с немецкой стороны, разумеется, не было, но дела свидетельствуют куда лучше громких слов. Так, буквально на днях стало известно, что, как пишет Welt am Sonntag со ссылкой на источники и документы, за последние девять недель ФРГ сократила до минимума поставки легкого оружия Украине, совершив за указанный период всего лишь две поставки. А если к этому прибавить еще так и не пришедшие Незалежной гаубицы и зенитки, которые бундестаг согласовал уже больше месяца назад, то картина становится и вовсе неутешительной. Для украинской стороны, которая в лице посла Украины в ФРГ Андрея Мельника обвинила Берлин в том, что он ее в военном отношении бросил.

Да, конечно, можно взять во внимание и слова министра экономики и защиты климата ФРГ Роберта Хабека, попытавшегося объясниться за задержки поставок оружия тем, что «Берлин не может выполнить все пожелания Украины», но на фоне того, что одна треть из обещанных «Гепардов» стоит на складе, готовая к переброске к месту назначения, слова министра звучат не очень убедительно. Больше как оправдание. Чтобы элементарно не потерять лица в глазах мировой общественности. Мол, мы делаем все возможное для того, чтобы, как говорит канцлер ФРГ Олаф Шольц, не дать победить Путину на Украине. В качестве подтверждения этих слов можно привести, допустим, заявление посла ФРГ в Киеве Анки Фельдгузен о том, что Германия предоставит Украине 1 миллиард евро грантовой помощи. Как после этого можно обвинить Берлин в том, что он не помогает Украине? Разумеется, помогает, но далеко не так, чтобы дать шанс Украине на победу, то есть не сокращая технический разрыв между последней и РФ.

И это не единственные претензии к ФРГ. Так, на днях президент Польши Анджей Дуда обвинил Берлин в том, что он затягивает выполнение своих обязательств уже по отношению к Варшаве. По его словам, ФРГ задерживает поставку танков «Леопард», которые обещала Польше взамен танков Т-72 советского производства, поставленных последней Украине. В ответ на это официальный представитель канцлера ФРГ Штеффен Хебештрайт заявил, что немецкое правительство ошарашено критикой Дуды, поскольку до того якобы было донесено, что раз Польша требует самые современные танки, а не как Чехия – более старые модели, то вопрос быстро не решить. И снова: заявление немецкой стороны выглядит вполне логично, но на общем фоне уже не вызывает сомнений, что Германия решила дистанцироваться от Украины в военном отношении. А значит, скоро стоит ожидать того, что к этой изменившейся позиции ФРГ (радикализация наоборот), учитывая ее лидерский статус в ЕС, который, правда, она теперь делит с Францией (тоже выступающей за дипломатическое урегулирование конфликта), присоединятся и другие страны.

Разумеется, не все. Но многие. Тем самым позиция ЕС по отношению к России будет расколота надвое, а через раскол позиции можно ждать и раскола самого ЕС. На что уже есть намеки. Не стоит забывать, что еще 9 апреля Борис Джонсон во время своей поездки в Киев предложил Владимиру Зеленскому создать новый военный, экономический и политический союз – альтернативу ЕС и НАТО, в который могли бы войти, кроме Британии и Украины, Польша, Литва, Латвия, Эстония, а впоследствии к ним может присоединиться еще Турция. По словам одного из источников итальянской газеты Corriere della Sera, которая первой написала об этом, речь идет об «альянсе государств, ревностно относящихся к своему суверенитету, имеющих либеральный подход к экономике и готовых быть максимально непримиримыми по отношению к военной угрозе из Москвы». Вот так вот.

Да, здесь можно рассуждать о том, что эта авантюра Джонсона может ничем не закончиться и вообще не пойти дальше самой идеи, но то, что в Европе вообще стали появляться подобные идеи – весьма и весьма показательно. Что говорит о том, что потребность в формировании нового союза есть. А это, в свою очередь, косвенно указывает на то, что ЕС в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, перестал удовлетворять запросам/потребностям ряда государств. Недаром же Великобритания вышла из него, показав пример. Так что перспектива создания альтернативы ЕС, пусть не завтра и не послезавтра, но вполне реальна. В особенности если учитывать роль Польши, которая не только постоянно критикует Германию (так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уже заявлял о том, что именно ФРГ блокировала самые жесткие санкции в предыдущих пакетах, включая санкции против отключения Сбербанка от SWIFT), но и претендует на одну из главных ролей на Западе по «украинскому кейсу». И речь идет не только о гипотетическом вводе миротворцев на территорию Украины, но и, что более вероятно, о контроле над финансовыми потоками. По мысли вице-премьера Польши Яцека Сасина, именно через Варшаву должны идти все деньги на восстановление Украины. Амбициозная заявка. По сути, претензия на то, чтобы Польша стала распределителем финансов для Украины. А кто платит – тот и заказывает музыку, не так ли?

Явно, что усиление Польши как и без того главного русофоба в контексте «украинского кейса» тоже не будет способствовать единению ЕС: конфликт с более умеренными странами-членами, если Варшаве действительно удастся подмять под себя финансовые потоки или она решится на ввод миротворцев, становится лишь вопросом времени. А следовательно, и переформатирование ЕС, из которого может выйти ряд стран, образовав альтернативный союз. Ну хоть под предводительством той же Британии, как предложил Джонсон.

В общем, все говорит о том, что план Владимира Путина по расколу ЕС, если таковой был, разумеется, – а тот же углеводородный козырь, который Кремль с успехом разыгрывает, свидетельствует все-таки в пользу того, что такой план был/есть – постепенно воплощается в жизнь. Пока да, до распада/переформатирования ЕС еще далеко, но – и с этим вряд ли кто-то будет спорить – гораздо ближе, чем это было, скажем, в феврале или в марте. И то, что ЕС застопорился на шестом пакете санкций, говорит о том, что ЕС еще на полшажка приблизился к своему закату. К проигрышу прокси-войны с Россией. Если у последней хватит терпения, воли и ресурсов к затяжной войне с ЕС.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ