Единство Европы в поддержке Украины опять под ударом

2 года назад

В первых числах марта премьер-министр Эстонии Кая Каллас отметила в интервью Financial Times, что поддерживать единство среди западных союзников по поводу войны России против Украины становится все труднее, поскольку «все хотят, чтобы эта война прекратилась». И, разумеется, призвала страны Запада сохранять единство «перед лицом российской агрессии». Призыв, надо отдать должное, весьма своевременный. Дело в том, что Каллас совершенно права: держаться единым фронтом против России становится все сложнее. Точнее, этот фронт дает крены прямо на глазах.

Индикатором этого стала недавно прошедшая Мюнхенская конференция (и ряд заявлений сразу после), по итогу которой стало совершенно очевидно, что Европа далеко не так монолитна в своем противостоянии с РФ (и, соответственно, в вопросе поддержки Украины), как это частенько представляет зарубежная пропаганда.

И тут можно выделить два вектора силы: Великобританию как наиболее радикального оппонента РФ и Францию с Германией как две ведущих экономики Евросоюза, являющихся выразителями умеренного подхода.

Итак, что там с Великобританией?

Да как всегда (в этом плане смена «лучшего друга Украины» Бориса Джонсона на Риши Сунака через Лиз Трасс ничего не изменила): впереди планеты всей (напомню, что англичане были первыми, кто решился на поставку тяжелых танков Незалежной). Так, британский премьер на Мюнхенской конференции пообещал Киеву дальнобойные боеприпасы, параллельно призвав союзников к тому, чтобы удвоить помощь Украине: «Сейчас самое время удвоить нашу военную поддержку», – заявил он, напомнив, что Путин, очевидно, рассчитает на то, что у Запада не хватит воли и терпения в этом противостоянии. «Он даже сейчас делает ставку на то, что у нас не хватит выдержки. Но он ошибался тогда, ошибается и сейчас», – подчеркнул он.

Позже, на брифинге после выступления на Мюнхенской конференции, он развил свою мысль: «Украине необходимо завоевать преимущество на поле боя. Поэтому необходимы танки, системы ПВО, дальнобойное оружие. И это все необходимо, чтобы Украина смогла защитить себя и чтобы начать контрнаступление и освободить свои территории. Мы должны полностью поддерживать Украину в этом устремлении. И это означает также и Крым», – заявил он. Сунак также добавил, что сейчас, по его мнению, «критический момент»: «Мы предоставляем в ближайшие три месяца больше оружия, чем за весь прошлый год, потому что время сейчас имеет решающее значение. Это я хочу сказать, обращаясь ко всем. Присоединяйтесь к нам, активизируйте вашу поддержку, таким образом мы сможем закончить конфликт на условиях, выгодных для Украины, чтобы она победила. Альтернатива гораздо хуже», – подытожил британский премьер.

И, что тут нужно отметить, слова Сунака не расходятся с делом: сказал удвоить и – удвоил. По словам посла Украины в Великобритании Вадима Пристайко, Киев получит вдвое больше танков Challenger 2 (28 вместо 14) и намного больше (33 вместо 24) 155-мм самоходных артиллерийских установок AS-90. Кроме того, не стоит забывать, что, как писалаTheNewYorkTimes в 20-х числах февраля, Великобритания сформировала секретную рабочую группу по закупкам вооружений для Украины в различных странах мира.

В общем, Лондон настроен решительно. Как заявил советник премьер-министра Соединенного Королевства по национальной безопасности Тим Бэрроу, Великобритании не улыбается перспектива заморозки конфликта: «Мы не хотим видеть замороженный конфликт. Мы продолжим давать инструменты Украине, чтобы она могла защитить себя и преуспеть на поле боя. Это неотъемлемая часть любой стратегии, которая ведет к миру», – заявил он. И, как показывает практика, Лондон целеноправлено движется в этом направлении. В направлении, подразумевающем эскалацию конфликта.

А вот позиция Германии и Франции принципиально иная. Например, лидер последней Эмманюэль Макрон в интервью изданию LeJournaldu Dimanche (практически сразу после Мюнхенской конференции) заявил, что нельзя допустить полного разгрома РФ: «Я не думаю, как некоторые, что надо добиться полного разгрома России, атаковать ее на собственной территории. Им хотелось бы в первую очередь разгромить Россию. Но это никогда не было и никогда не будет позицией Франции», – отметил он, добавив, что «необходимо, чтобы украинское наступление пошатнуло российский фронт и заставило Москву вернуться за стол переговоров». Однако, по его мнению, «ни одной из сторон не удастся добиться полной победы».

Эта точка зрения практически полностью совпадает с позицией канцлера Германии Олафа Шольца, который в интервью журналисту CNN Фариду Захарии заявил, что «война пришла в тупиковую ситуацию, которая наносит огромный ущерб Украине. Но не будет никаких решений без украинцев».А если вспомнить, что Шольц говорил в конце прошлого года о том, что «после войны Россия останется крупнейшей страной на европейском континенте, поэтому очень важно, чтобы мы подготовились к этому времени», и то, что заявлял Макрон о том, что «нельзя унижать Россию», их позиция становится кристально ясной: с Великобританией им не по пути.

Тут нелишним будет обратить внимание на то, что о вновь возникших трудностях в вопросе поддержки европейского единства заговорила Эстония, которая – наряду с другими странами Балтии, а также Польшей – входит в неформальную «пробританскую группу». На основе которой, не будем забывать, Борис Джонсон в бытность своего премьерства предлагал сформировать новый военный союз (в него, кроме вышеупомянутых стран, вошла бы еще Украина). А если вспомнить, что буквально через несколько ней после заявления Каллас Bloomberg пишет о новых разногласиях между Польшей и Германией (Варшава обвинила Берлин в том, что он не хочет посылать Украине запасные части к тяжелым танкам; ранее эти разногласия касались поставок самих танков, которые блокировал Берлин), то впору говорить об очередном этапе конфликта между Лондоном и Евросоюзом в лице Берлина и Парижа (которые, к тому же, еще и конфликтуют друг с другом).

Ситуацию – по крайней мере, для Великобритании – ухудшают еще и друге страны. Например, Венгрия, которая периодически блокирует жесткие санкции ЕС в отношении России, а также выступает против поставок оружия Украине. Орбан попортил немало крови бюрократам от ЕС, несмотря на свою финансовую зависимость от союза. И пока ему удается находиться в стороне от конфликта, блюдя свои собственные национальные интересы (нефть из РФ в Венгрию, в отличие от других стран ЕС, качается исправно). Это само по себе уже является доказательством того, что Европа – не единый вектор силы.

Но Венгрия – далеко не единственная европейская страна, которая выдерживает, скажем так, нейтралитет, а по факту занимает пророссийскую позицию: «Австрия не экспортировала оружие в Украину – хотя у неё есть 56 устаревающих танков Leopard 2, готовых для дарения, – и не участвовала в обучении украинских сил. Импорт российского газа приближается к довоенному уровню : в декабре 71% австрийского газа поступал из России. А крупные австрийские компании, такие как RaiffeisenBank и производители древесины Kronospan и EGGER, продолжают работать в России, несмотря на санкции», – пишет Politico.

Поэтому да, Великобритании (через своего сателлита – Эстонию) есть отчего бить тревогу, поскольку все сложнее становится удерживать иллюзию европейского единства касательно «российско-украинского кейса». И сейчас, судя по всему, наступил очередной момент обострения между двумя позициями: радикальной и умеренной – который со всей очевидностью демонстрирует, что ни о каком единстве говорить не приходится. Впрочем, а разве когда-то приходилось?..

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ