ОДКБ трещит по швам

2 года назад

Главным событием недавно прошедшего саммита ОДКБ, без сомнения, стал демарш Армении. Премьер-министр Армении Никол Пашинян отказался подписывать проект декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ и проект о совместных мерах по оказанию помощи Армении. Впрочем, на фоне проигранной Арменией второй карабахской воны и продолжающихся военных действий на армяно-азербайджанской границе удивления это не вызывает.

Да и сам Пашинян открыто говорит об этом: «Отсутствие со стороны ОДКБ четкой политической оценки ситуации и непринятие вышеупомянутого решения может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении. А это противоречит не только букве, но и духу и смыслу основополагающих документов ОДКБ», – так армянский премьер прокомментировал свой отказа подписать проект Декларации СКБ ОДКБ о помощи Армении, добавив, что проект недостаточно проработан.

И да, определенная логика в словах Пашиняна есть: ОДКБ практически самоустранился, еще когда вспыхнула вторая карабахская война. И дело, конечно, не в Азербайджане, с которым никто из членов стран членов ОДКБ, по словам президента Белоруссии Александра Лукашенко (об этом он сказал на предыдущем саммите), не будет портить отношения из-за Армении. Дело, разумеется, в Турции. Если бы Эрдоган не стоял за Алиевым – исход второй карабахской войны был бы не столь очевидным. Не исключено даже, что победила бы Армения (при поддержке России, которую та оказывала неофициально). Но Турция оказалась более подготовленной (для Армении турецкие беспилотникиоказались большим сюрпризом), это – во-первых, а во-вторых, России (понятно, что все ОДКБ в военном плане держится именно на РФ) было не с руки вступать в конфликт с Турцией, официально выступив на стороне Армении. Не будем забывать, что Турция обладает второй по численности армией в НАТО и весьма сильна в плане вооружений. И открытый военный конфликт с Турцией, пусть даже на территории Армении и Азербайджана, стол бы для РФ практически тем же, чем стала Украина.

Поэтому вполне можно сказать, что ОДКБ самоустранилась от армяно-азербайджанского конфликта именно из-за позиции Турции. Что, конечно же, не очень хорошо отразилось на имидже организации, ставя перед ее членами вполне логичный вопрос: зачем нужен такой военно-политический альянс, который не следует своему предназначению (кроме армяно-азербайджанского конфликта, ОДКБ отстранился и от киргизско-таджикского, и от СВО на Украине, приняв участие только в восстановлении порядка на территории Казахстана)? И недавний демарш Пашиняна – это сигнал именно в этом направлении. В преддверии выхода Армении (а это, по всей вероятности, все же случится, пусть и не сейчас, но в ближайшем будущем)из ОДКБ.

Ясно, что выход Армении из организации (после ее нескольких самоустранений из конфликтных ситуаций) вполне можно было бы еще пережить, но проблема в другом: в Турции, которая усиливает свое влияние в ОДКБ через страны-члены. И вот на это уже закрыть глаза не получится при всем желании. Почему? Да потому что ОДКБ создавалась не столько как военно-политический союз, сколько для маркировки/обозначения зоны влияния РФ. И, соответственно, если страны, входящие в ОДКБ, больше не являются зоной влияния Кремля, то вся необходимость в таком союзе отпадает сама собой. А именно к этому все и движется, поскольку одной Арменией дело не исчерпывается. Есть еще Казахстан, который, помимо ОДКБ, входит также в Организацию тюркских государств, что является маркером турецкого влияния (особенно учитывая амбиции Эрдогана по продвижению/экспансии «тюркского мира»).

Однако Казахстан, кроме турецкого фактора, сам по себе представляет серьезную проблему, поскольку на нем сосредоточились интересы не только Турции и России. «Главная задача, которую будет решать переизбранный Токаев –при поддержке Китая обойти Россию и занять её место на постсоветском пространстве. Прежде всего созданием привлекательного образа Казахстана с точки зрения политики, экономики и военной политики», – такой инсайд приводит в своем телеграм-канале руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин. «Серьезный замах. Почему не боятся потерять отношения с Москвой? Потому что понимают всю глубину зависимости Москвы от Астаны. Чего только стоит серый импорт (контрабанда) в обход санкций и только для ВПК, не говоря об остальном», – пишет Жилин. И, учитывая прокитайскую позицию Токаева и сложившуюся конъюнктуру вследствие СВО, такой поворот не выглядит странным. Наоборот, он смотрится очень логичным (тут можно вспомнить и слухи касательно того, почему миротворцы ОДКБ – читай российская армия – так быстро были выведены из Казахстана в начале этого года: поступило предупреждение от КНР, что, мол, в противном случае отношения между Китаем и Россией могут испортиться…).

Но и одними планами Китая на Казахстан дело не заканчивается. Есть еще и Запад, который тоже имеет определенные виды на бывшую республику СССР. Так, политолог Юрий Светов прямо говорит, что избрание Токаева на пост президента «создаст нам определенные сложности. Нам нужно будет тщательно выстраивать линию взаимодействия с ним». Он напоминает, что незадолго до выборов в Казахстан приезжали чиновники из Евросоюза: «Они вели с ним беседы разного рода. Казахстану обещают какие-то пряники за многовекторную политику, в первую очередь чтобы она была менее ориентирована на Россию. Токаев будет отстаивать интересы Казахстана так, как он их видит. Порой эти интересы не совпадают с российскими. Значит, нужно найти какие-то точки соприкосновения», – цитирует политолога портал «360».

И более того: Запад уже без обиняков артикулировал свои амбиции. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил о необходимости создания транспортного коридора в Китай через Казахстан в обход России:«Мы должны углублять связи с регионом, задействовать его огромный потенциал, который представлен в энергетических поставках, поставках критически важного сырья и новых транспортных коридорах, которые не зависят от России», – написал он в своем блоге, имея в виду Транскаспийкий международный транспортный маршрут, развитие которого обсуждалось в ходе его недавнего визита в Казахстан. А если к этому добавить, что США, по словам чрезвычайного и полномочного посла США в Республике Дэниела Розенблюма, планируют упростить процесс выдачи виз казахстанцам, то очевидно, что процесс выведения Казахстана из сферы влияния РФ уже пошел.

Таким образом, Армения – лишь первая ласточка, знаменующая собой, по всей вероятности, скорый (несколько лет от силы) распад ОДКБ. Поскольку за этой «ласточкой» дальше идет птица поважнее и побольше. Птица, являющееся средоточием интересов Турции, Китая и Запада. России, конечно, тоже, но беря во внимание, что сейчас РФ сконцентрирована на Украине (плюс не будем забывать про санкции, всю мощь которых РФ еще, надо думать, предстоит прочувствовать – это касается прежде всего сферы электроники и технологий), вступать в сражение за Казахстан (или, допустим, изменить свою позицию по Армении) – подобно самоубийству. Поэтому России – надо думать, в Кремле уже смирились с такой позицией – в этом плане остается лишь делать вид, что ситуация под контролем (что, собственно, она и делает). В тайне прощаясь с той ролью, которую она играла на постсоветском пространстве. По крайней мере, касательно Средней Азии. В частности, ОДКБ.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ