ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

1 год назад

Насколько можно понять, история с т. н. «ЧВК Рёдан» – и смех и грех – это что-то на стыке ролевых игр, аниме и старых добрых массовых подростковых (aka район на район) драк. Массовые драки в московских и питерских ТЦ стали шоком для общества, которое, как выяснилось, – никогда такого не было, и вот опять – ничего-то не знает о том, чем живут его подростки. Общество испытывает по отношению к молодежным субкультурам одновременно и страх, и презрение – знать о них ничего не хотим, но стремные они какие-то. Позиция откровенно похожа на страусиную. Гораздо лучше погрузиться в предмет и изучить его. Представляем подборку из пяти самых разных книг для первого, пробного подхода к теме.

  • В. И. Ильин. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. – СПб.: Интерсоцис, 2007.

Если есть время и силы начать ab ovo, с серьезной научной работы, то вот, может быть, лучшая. Книга доктора социологических наук и профессора СПбГУ, безусловного авторитета и крупнейшего специалиста. Тема исследования в «Быте и бытии молодежи…» несколько шире собственно субкультур – тут и повседневная жизнь молодежи, и проблемы экономики, и романтические отношения, и учеба с работой, и ночные клубы, и жизнь в интернете, – но без этого всего не понять и феномена субкультур. Обычно социологические работы по понятным причинам быстро устаревают, но книгу Ильина имеет смысл прочитать и через пятнадцать лет после выхода: сделать поправку на смену эпох всегда можно, а общая система, логика, структура молодежной жизни – никуда не делись.

  • А. К. Секацкий. Фигура гармониста и проблема культурной монады. // его же Сила взрывной волны. – СПб.: Лимбус Пресс, 2005.

Раз уж дело не только в собственно молодежной субкультуре, но еще и в массовой драке, то нельзя не вспомнить великую статью Александра Секацкого, посвященную феномену праздничной деревенской драки. Секацкий – маг (мог – в авторской терминологии) восьмидесятого уровня. Со словами и идеями он делает примерно то же, что Магнус Карлсен – с фигурами на шахматной доске. «Фигура гармониста» – одна из ранних и самых знаменитых его статей. Речь идет про традиционную драку «деревня на деревню» и о том, что она значит для народной культуры, для самого национального кода.

  • Инухико Ёмота. Теория каваии. – М.: НЛО, 2018.

Наконец, аниме, без которого нынешнюю молодежь даже и пытаться нет смысла понять. То есть отмахиваться можно сколько угодно: а, ну это какие-то мультики, нормальные взрослые люди таким не занимаются, мне это неинтересно – но тогда и не надо удивляться, когда вдруг оказывается, что подростки говорят на каком-то марсианском языке, а ты их не понимаешь. Книга японского культуролога, профессора многих университетов, от Колумбийского до Болонского, – единственное существующее по-русски толковое исследование проблемы. Как любой хороший ученый, Ёмота начинает с истории, забирается в японское средневековье, подробно описывает зарождение аниме-культуры в новое время и объясняет феномен ее популярности сегодня.

  • Дмитрий Нестеров. Скины: Русь пробуждается. – М.: Ультра.Культура, 2003.

Приснопамятная книга Нестерова внесена в Федеральный список экстремистских материалов, поэтому рекомендовать ее мы не можем, но и не вспомнить, что такая есть, тоже нельзя. Формально это роман – ну да, тут есть герои, сюжет и вот это вот все – причем написанный, надо признать, довольно бодро, – но вместе с тем это и потрет эпохи, и лучшее описание «правого движа» в России, и предостережение: вот до чего доводят, с одной стороны, заигрывания с правой риторикой, а с другой – трусливое нежелание заниматься кропотливой работой по социализации молодежи.

  • Джонни (Иван Фолькерт). Сказки темного леса.

Удивительное дело, одна из лучших книг по теме до сих пор не издана (зато ее легко можно скачать где угодно). Тут нельзя не выступить в жанре «когда-то трава была зеленее» – да, когда-то молодежные субкультуры порождали самые настоящие литературные шедевры. Легендарные «Сказки темного леса» – тоже как бы роман, но, что называется, based on true story. Речь про лихие девяностые и не менее лихих питерских «ролевиков». Возможно, вы думаете, что это были такие на наши деньги соевые куколды, но если так, то вы сильно ошибаетесь. Жести и здорового (и нездорового) безумия там было побольше, чем у игрушечных «ЧВК Рёдан». 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ