Зулейхе открывают глаза. В Новом Рижском театре скандал: сняли с репертуара премьеру, где Чулпан Хаматова говорила на мове

1 год назад

Как мы помним, народная артистка России Чулпан Хаматова, у которой в родной стране было все – популярность, роли, безупречная репутация, слава, амплуа святой мученицы при жизни, фонд «Подари жизнь» и даже предложение стать худруком «Современника», после начала СВО решила сбежать в Латвию.

Чулпан Хаматова

Фото: кадр из видео

Там артистка сходила на пару русофобских митингов, постояла на фоне флага Украины и «новой России», высказалась против государства, которое дало ей все, и получила штатную должность в местном Новом Рижском театре – скромном культурном учреждении масштаба провинциального русского варьете. А еще – почетную цацку: приз «Актриса года» от латвийской театральной премии «Ночь лицедеев».

Привечал Чулпан режиссер Алвис Херманис, призывавший гнобить русских. Новый начальник Хаматовой.

Каково же было удивление актрисы, когда этот самый Херманис поставил шлагбаум на пути «русского олененка» (именно так зовут Чулпан за честный переживающий взгляд с бровками домикам). Именно худрук зарубил премьерную постановку «Гоголь.Натюрморт» по повести «Старосветские помещики», в которой Хаматова должна была сыграть главную роль с местными артистами. Для этого русская актриса репетировала аж на трех языках: русском, латышском и… мове.

Да-да, в аннотации к постановке Николая Гоголя обозвали «Мыколой Хохолем», пояснив: «Писатель украинского происхождения, поэтому мы используем украинскую версию его имени – Микола Хохоль». Чего еще можно ожидать от латвийской драматургии?

Самое забавное, что именно насильственная «украинизация» спектакля и сыграла злую шутку с создателями (а на самом деле сам Николай Васильевич спустился с небес – и приподнял веки Чулпан, наивно решившей, что в чужой стране ее НЕ будут считать за бесправного гастарбайтера): режиссер постановки Улдис Тиронс объяснил, что «творческая неудача» случилась из-за языковой каши, в которую превратился текст.

– Решение было принято после того, как мы наконец увидели, во что в итоге превратилась постановка, – признался режиссер. – Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Мы поняли, что то, что мы представляли в шоу, работает не так, как мы думали. Решение принималось по согласованию со мной, актерами постановки и другими людьми, причастными к созданию спектакля. Это можно назвать общим выбором.

Можно назвать, а можно и не назвать. Посмотревший генеральный прогон Херманис заявил, что «правильный ключ» к постановке так и не удалось найти. А идея поставить Гоголя с применением мовы – «поспешное решение».

Другими словами, многомесячный труд Чулпан – подготовку спектакля к выпуску – просто выбросили в помойку, как банку из-под шпрот. Пожалуй, с таким унижением артистка за всю жизнь не сталкивалась.

Злорадствовать не получается – очередной пример того, как размечтавшегося эмигранта жизнь и реальное положение дел шмякнули об пол, уже набил оскомину. Мало того, что Хаматовой никто никогда не даст заработать так, как в России (за последнее время только за финансируемые государством спектакли актриса получила не менее 17 миллионов рублей – это без учета съемок в кино и сериалах, где одна рабочая смена народной артистки стоила несколько сотен тысяч рублей), в рижском театре ее оклад 1200 евро (при коммуналке в 400 евро), – так еще и роли могут запросто лишить. По щелчку пальцев.

Кстати, а за что? Невнятный бубнеж латвийских режиссеров едва ли можно считать качественным аргументом в пользу отмены премьеры. Если почитать местные соцсети и комментарии под новостью о снятии постановки из репертуара, можно запросто уловить настроение публики и додуматься до ответа. 

Семи пядей во лбу для этого иметь не нужно. 

Ответ такой: русскую актрису в главной роли по произведению русского писателя (пусть и «перекрашенного» в Хохоля) в Риге видеть никто не хочет. Отменять – так везде и всех. Даже талантливую артистку, даже после ряда публичных покаяний и иезуитских выступлений на антироссийских митингах.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ