Доклад «Союза 24 февраля» о монополии, сложившейся на рынке издания и распространения книг

4 недели назад

«Союз 24 февраля» выпустил доклад, отражающий печальную ситуацию, сложившуюся на рынке издания и распространения книг в России.

Фото: Стоян Васев/ ТАСС

1. Издательства

По данным Российской книжной палаты за 2023 год, в России в 4 382 издательствах вышло 96 344 изданий (книг и брошюр) общим тиражом 335 005 720 экземпляров. На первый взгляд на рынке царит многообразие. Вот как выглядит первая пятерка издательств по общему тиражу и количеству наименований.

Здесь нужно обратить внимание на то, что издательство «Просвещение» занимается выпуском школьных учебников, а издательство «Лань» — выпуском учебников для вузов. У этих книг специфический круг распространения — нас же интересуют только книги для взрослых: художественная литература и нон-фикшн.

В действительности издательств, которые специализируются на литературе для «обычного читателя», не так много не только в первой пятерке или десятке, но даже в списке тех 50 крупнейших издательств, информацию о которых предоставляет Российская книжная палата.

Так, издательство «Экзамен» занимается выпуском книг, предназначенных для подготовки к ЕГЭ, издательство «Инфра-М» — выпуском научной и учебной литературы, «Симбат», «Феникс», «Клевер-медиа», «Стрекоза» и некоторые другие — выпуском детских изданий: книгами для дошколят, книжками-раскрасками и проч.

В списке также есть два издательства, занимающиеся печатью книг по требованию. В абсолютном большинстве случаев услугами таких издательств пользуются авторы, желающие иметь небольшой тираж собственной книги. На это указывает и соотношение количества наименований и тиража для таких издательств (средний тираж 58 экземпляров для «Издательских решений» и 450 экземпляров для издательства «Перо»). На рынок такие издания не попадают — по сути, это самиздат.

Также в списке присутствует значительное число университетских издательств — НГТУ, СПбПУ, ЮУГУ и т. д. Не будем забывать, что все диссертации, защищенные в стенах университета, подлежат изданию в университетском издательстве. Так или иначе, книги, вышедшие небольшими тиражами в университетском издательстве, также имеют специфическую сферу распространения и к «обычной» взрослой литературе, за которой читатель приходит в магазин, не относятся.

Как же будет выглядеть картина, если изъять из нее школьные и вузовские учебники, материалы для подготовки к экзаменам, детские книги, книжки-игрушки, печать по требованию, диссертации, узкоспециальные научные издания и т. д. и т. п.?

Как видно, лидируют издательства «Эксмо», «АСТ», «Азбука-Аттикус», а также «Манн, Иванов и Фербер». Но все эти издательства принадлежат одному человеку, О. Е. Новикову. Картина станет другой, если мы объединим издательства, подконтрольные О. Е. Новикову, в одну группу; для удобства назовем ее «группа О. Е. Новикова».

Но, может быть, издательства из группы О. Е. Новикова занимают все же сравнительно скромный объем на рынке, если включить в рассмотрение все 4 тысячи с лишним издательств, подавших данные в РКП в 2023 г.? Данных по каждому из 4 382 издательств РКП не предоставляет, однако возьмем их все вместе, не включая сюда, как мы делали ранее, все детские, школьные, вузовские и т. п. издательства, указанные в топ-50.

Заметим, что в рубрике «остальное» скрывается, с одной стороны, еще множество издательств, контролируемых О. Е. Новиковым (например, импринты «Бомбора», «Комильфо», «Corpus» и др.), а с другой — большое число издательств, занимающихся детской литературой, университетских издательств (в России 1024 университета, и у каждого есть свое издательство), издательств технической литературы, издательств, занимающихся выпуском карт, нот, каталогов и т. д. и т. п.

В то же время за пределами топ-50 РКП остаются издательства, выпустившие в 2023 г. менее 232 наименований и менее 361 130 экземпляров общего тиража. Это значит, что средний тираж одного издания в «зеленом» секторе составляет около 1,5 тысяч Экземпляров.

О чем это говорит? О том, что абсолютное большинство имеющихся в России 4 000 с лишним издательств — это микроиздательства, выпускающие несколько наименований изданий в год тиражами от пятидесяти до нескольких сотен экземпляров. Такие издательства не могут быть коммерческими. В магазины книги таких издательств попадают редко, они чаще предназначены для друзей и деловых партнеров, и, следовтаельно, на состояние рынка эта масса печатной продукции не влияет никак. Об этом же говорят данные на диаграмме, показывающей соотношение общего тиража группы О. Е. Новикова и прочих издательств (группа О. Е. Новикова имеет 71 % по общему тиражу и «всего» 30 % по количеству наименований: 70 % других издательств выпускают в большинстве своем микротиражи, некоммерческие издания, по сути и смыслу мало чем отличающиеся от самиздата советских времен).

На это же указывает и еще одно обстоятельство. Отраслевого министерского доклада за 2023 г. пока нет, но в докладе «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций за 2022 год указывалось, что «54 % всех книг и брошюр, выходящих в стране, выходят сегодня тиражом менее 1 000 экз.». Отметим, что по данным того же доклада 3 403 из 4 450 издательств, действовавших в 2022 году, выпустили меньше 12 изданий за год каждое. А по данным РГБ, издательств, выпустивших в 2023 году более 100 изданий, лишь 125. Нет оснований полагать, что ситуация радикально изменилась за прошедший год.

Поэтому для того, чтобы приблизительно представить себе долю издательств, контролируемых О. Е. Новиковым, на рынке — сравнивать ее нужно не со всем объемом малотиражных изданий, самиздатом, который на рынок и не попадает, а с ближайшими конкурентами — издательствами, занимающимися коммерческим выпуском литературы, которая попадает на полки магазинов и в конечном счете к широкому читателю. Сравним долю группы О. Е. Новикова с другими такими издательствами из топ-50 РКП.

При этом сравнительно большая доля издательства «РИПОЛ» (8 %) на диаграмме справа может объясняться тем, что учредитель издательства, типография «Т8», также занимается изданием тиражей по требованию, присваивая такому самиздату ISBN, оформленные на «РИПОЛ». Иначе трудно объяснить аномально низкий средний тираж изданий «РИПОЛ» (чуть более 700 экзепляров). Мы вправе предположить, что значительная доля наименований издательства печатается тиражами 50–100 экземпляров, в то время как доля коммерческих изданий составляет все те же «средние по больнице» 1–2 %.

2. Распространение

По данным уже упоминавшегося доклада Минцифры, 53 % книг в 2022 г. продавалось через традиционные книжные магазины.

Если рассматривать только традиционные книжные магазины, то бросается в глаза, что значительная доля продаж здесь приходится на Объединенную розничную сеть «Читай-город — Буквоед», входящую в группу компаний «Эксмо- АСТ», то есть тоже принадлежащую О. Е. Новикову.

Может показаться, что доля 40 % рынка не такая уж большая, не подавляющая, однако нужно иметь в виду, что компании О. Е. Новикова здесь не противостоит одна или две другие крупные компании, но множество мелких компаний. Вот как выглядит первая пятерка крупнейших книжных розничных сетей России по количеству магазинов.

700 магазинов у принадлежащей О. Е. Новикову ОРС «Читай-город — Буквоед», 103 магазина у «Книжного лабиринта», 55 магазинов у казанских «Дома книги» и «Книги Плюс», 50 и 42 у иркутского «ПродаЛитЪ» и екатеринбургского «Живого слова». У остальных — меньше тридцати. Замыкает список из 18 крупнейших сетей России «Ростовкнига» с 12 магазинами.

Данные об обороте относятся к самым чувствительным, и обнародовать их компании не любят. Попробуем, однако, на основе имеющихся открытых данных приблизительно оценить оборот пяти крупнейших книготорговых сетей — так, как он представлен в докладе Минцифры.

По данным Минцифры, оборот ОРС «Читай-город — Буквоед» в 2022 году составил порядка 15,4 млрд рублей. В то же время, по данным Ассоциации книгораспространителей, в 2023 г. оборот компании упал на 6,4 %. Стало быть, в 2023 году оборот компании составил порядка 14,4 млрд рублей. За тот же период, по данным ФНС, оборот «Книжного лабиринта» составил 2,4 млрд рублей, ГУП ОЦ МДК — 533 млн рублей, калининградской «Книжной лавки» — 76 млн рублей, а архангельской «АВФ-книга» — 35 млн рублей.

Как видно, каждый следующий конкурент значительно уступает предыдущему. Заметим при этом, что в оборот компании «Книжный лабиринт» включены, вероятно, продажи через принадлежащий компании интернет-магазин, а значит, доля его продаж в книжных магазинах в реальности может быть существенно ниже, а доля группы О. Е. Новикова, соответственно, существенно выше.

В сложившейся ситуации группе компаний О. Е. Новикова уже нет более необходимости контролировать такой сегмент рынка как оптовая книжная торговля. Так, в ноябре 2023 г. начата ликвидация принадлежавшей О. Е. Новикову компании «СЗКО», занимавшейся оптовыми поставками книг в розничные магазины. В самом деле, «Читай-город — Буквоед» получает книги от головной компании напрямую и так же напрямую издательства холдинга поставляют книги на маркет-плейсы, среди которых и официальный интернет-магазин издательской группы Book24.ru. В этой ситуации содержать отдельную структуру, которая поставляла бы книги издательского холдинга отдельным мелким игрокам, каждый из которых не занимает и доли процента рынка, — бессмысленно. Тем более что они и так вынуждены будут заказать их через существующие агрегаторы, хотя, конечно, и далеко не на таких выгодных условиях, как «ОРС Читай-город — Буквоед».

Как сообщается в докладе Минцифры, в 2020 г. О. Е. Новиков приобрел оптово-распределительный центр «Радумля», расположенный в Солнечногорском районе Подмосковья (складские комплексы на 68 тыс. и 30 тыс. кв. м. и земельный участок площадью 53 Га). По сути, это и есть единый оптовый центр книжной торговли страны; все остальное не более чем погрешность.

3. Прочее

Кроме издательских и книготорговых мощностей О. Е. Новикову принадлежит несколько типографий. По данным газеты «Ведомости», О. Е. Новиков — владелец Можайского полиграфического комбината, Тверского полиграфического комбината, а также типографии «Парето-принт». По данным Российской книжной палаты, в 2023 г. три типографии, принадлежащие О. Е. Новикову, произвели 24 % всей книжной продукции страны.

Может показаться, что это сравнительно малая доля, однако не будем забывать, что большая часть выпускаемых в стране книг — это детская, образовательная, техническая и специальная литература. Если исключить из подсчета тиражи такой литературы, выходящей в издательствах из списка топ-50 РКП, доля типографий О. Е. Новикова возрастет уже до 60 %. Подсчеты эти приблизительные — как потому, что точные данные нам известны только по первым 50 издательствам, так и потому, что у нас нет информации о том, в какой типографии какие тиражи производятся. Однако вот любопытный факт: общий тираж, произведенный в типографиях О. Е. Новикова в 2023 г. составляет 80 581,9 тысяч экземпляров, в то время как общий тираж всей выпущенной в стране художественной литературы за тот же период составляет 54 145,31 тысяч экземпляров, то есть примерно в полтора раза меньше.

Рынок электронных книг в России в 2022 году составил 10,9 млрд рублей, причем объем этого рынка год от года растет. По данным, которые приводятся в докладе Минцифры, 66 % этого рынка занимает компания «ЛитРес», 10 % — «Литнет», а на Ozon, Wildberries, Ridero, Bookmate и «Строки» приходятся остальные 24 %. Заметим также, что компании «ЛитРес» принадлежит не только одноименный интернет-магазин, но и такие сервисы как MyBook, LiveLib и др.

При этом «ЛитРес» принадлежит О. Е. Новикову, как и контрольный пакет «Литнета», который он, по данным того же доклада, выкупил в начале 2023 г. Даже профильный доклад Минцифры впрямую называет принадлежащий О. Е. Новикову «ЛитРес» монополистом на рынке электронных книг.

Рынок аудиокниг в 2022 г. оценивался в 2,7 млрд рублей, причем в 2023 г. он вырос на 24 % и составил уже 3,8 млрд рублей. За первый квартал 2024 г. продажи аудиокниг выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные о продажах аудиокниг обычно включаются в общую статистику продаж электронных книг, поэтому есть все основания полагать, что и тут принадлежащие О. Е. Новикову «ЛитРес» и «Литнет» удерживают более половины рынка. Что не удивительно, ведь обычно права на электронную версию и аудиокнигу реализуются автором или другим правообладателем одновременно с правами на печатное издание по одному договору, в данном случае — издателем-монополистом.

4. Выводы

Представленные данные показывают, что на книжном рынке России — если исключить из рассмотрения детскую, учебную, техническую и прочую специализированную литературу, а также самиздат — действует монополия. Бизнес-империя О. Е. Новикова включает в себя многочисленные издательства, самые крупные из которых «Эксмо», «АСТ» и «Азбука-Аттикус», полиграфические предприятия (Можайский полиграфический комбинат, Тверской полиграфический комбинат, «Парето»), книготорговый гигант «ОРС Читай-город — Буквоед», интернет-магазины и группу компаний «ЛитРес».

Таким образом, группа компаний О. Е. Новикова контролирует более половины, а в некоторых сегментах более 90 % рынка на всех этапах пути книги от автора к читателю.

Последствия такого положения дел разнообразны и печальны. Перечислим лишь некоторые, имеющие отношение к состоянию современной русской литературы.

— Как коммерческая структура империя О. Е. Новикова имеет целью извлечение прибыли и только извлечение прибыли. Соответственно, задачи сохранения и развития отечественной культуры, патриотического воспитания молодежи, формирования здорового интеллектуального и культурного кода народа, повышения уровня читательского вкуса — не стоят перед этой бизнес-структурой. А поскольку других крупных игроков на книжном рынке нет, — институционально эти задачи в русской литературе и книжной культуре решать некому.

— Литература — базовая часть любой культуры, ее фундамент, именно она формирует идеи, которые потом берут на вооружение все прочие формы искусства, прежде всего театр и кино. И именно литература в текущей ситуации целиком отдана на откуп частной монополии, которая не ставит перед собой никаких государственных стратегический целей и задач.

— Авторов — писателей и литераторов — монопольный бизнес ставит в унизительное, едва ли не рабское положение. Стандартный договор для автора империи О. Е. Новикова включает в себя сразу права на электронную и аудиокнигу и многие другие смежные права, при этом обычно автор получает около 30 тысяч рублей так называемого аванса под роялти (проценты от будущих продаж). В реальности выплат роялти удается добиться крайне редко, а механизм их начисления непрозрачен. Когда все звенья цепочки контролируются одной структурой, трудно узнать достоверно, сколько экземпляров было напечатано и продано в действительности. У автора, тем не менее, нет выбора: другие издатели есть, но они дышат на ладан. Лучших условий они предложить не могут, поскольку сами задушены монополистом, а книги, напечатанные ими, имеют мало шансов попасть на полки магазинов, а значит, к читателю. Вот почему автору не остается выбора, и он вынужден мириться с кабальными, даже оскорбительными, условиями, которые предлагает ему концерн О. Е. Новикова.

— Для так называемых «независимых», то есть не зависимых от О. Е. Новикова, издательств срабатывает кумулятивный эффект: чем труднее им продавать свои книги, тем сложнее привлекать авторов — и тем еще сложнее продавать свои книги. Тиражи падают до сотни-другой экземпляров, а цена книги неизбежно растет по закону «чем меньше тираж, тем выше цена».

— В литературе складывается институт «звезд». Монополисту невыгодно и хлопотно возиться с большим количеством авторов. Гораздо проще «раскрутить» нескольких авторов и по всем каналам распространения продавать их книги. До недавнего времени главными звездами империи О. Е. Новикова был небольшой круг авторов, ныне признанных иноагентами: Д. Быков, Л. Улицкая, В. Сорокин, Д. Глуховский и др.

— Падение интереса к литературе. Рядовой покупатель, приходя в магазин, видит книги все тех же нескольких авторов, теряет интерес и в конце концов перестает приходить в книжные магазины. Тиражи падают, цены на книги растут, а количество книжных магазинов сокращается. В этой ситуации О. Е. Новиков, ссылаясь на то, что литература и книжная культура относятся к социально значимым сферам, просит у государства поддержки для своей империи.

— Среди неочевидных следствий монополии — фактическая гибель института литературной критики. Монополии не нужна критика, ей нужен только подконтрольный ей рекомендательный сервис. Между тем именно независимая критика как неотъемлемая часть литературы призвана формировать мировоззренческие принципы культуры страны в целом.

— Стагнация развития русской литературы. Поскольку литература не может быть источником заработка, пробиться в литературу для молодого автора крайне трудно, да и символический капитал от литературной деятельности крайне невелик. Литература становится маргинальным видом деятельности, занятием для тех, у кого есть деньги и кто не нашел другого пути для самореализации. Здесь опять срабатывает кумулятивный эффект: читатель видит, кого предлагают ему в качестве современного русского писателя, и махает на всю русскую литературу рукой: умерла так умерла.

«Союз 24 февраля» призывает общественность и компетентные органы государственной власти изучить сложившуюся ситуацию на рынке издания и распространения книг, выявить причины формирования монополии на этом рынке и выработать пути решения обозначенной проблемы.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ