Валерия Вербинина про открытие 124 сезона во МХАТе
Грядущие премьеры, выступление Захара Прилепина и интервью исполнителя роли Есенина в готовящемся спектакле
Мы не будем искать среди сортов вороваек Трофима. А обратимся к нишевому, интеллектуальному продукту – он поинтереснее.
Фото: kremlinpalace.org
Вообще, многие наши рок-музыканты проявляли интерес к шансону.
Например, у Ольги Арефьевой была специальная концертная программа, а солистка группы «Маша и Медведи» собрала сайд-проект «Медуза Жаргона». Много от шансона есть у хулиганистого Гарика Сукачева, можно было бы всуе не упоминать Шнура. А каверов на «Владимирский централ» тоже не счесть – от эмбиента до хэви-металла.
Сегодня для расширения музыкального кругозора хочу вам предложить послушать ещё десяток «нишевых» отечественных альбомов.
Очень интересный творческий союз авторов бессмертного хита «Убили негра» и запорожского самородка Гарика Осипова. Он же известен как Граф Хортица – интеллектуал, переводчик, друг Чарли Мэнсона, большой знаток шансона и зарубежной эстрады. Осипов с большой любовью поёт Аркадия Северного, Константина Беляева, редкие песни зарубежной эстрады. Во всей своей полноте Гарик Осипов раскрывается в одном из выпусков программы «Рожденные в СССР» на канале «Ностальгия».
Молодежный акын, скоморох и филолог, поющий одновременно на нескольких языках. Даже мат с его уст звучит не как ругательство, а как изысканная приправа. Аккомпанирует себе на «гармохе». Его концерты похожи на мессы, крайне харизматичный тип.
Яркий автор-исполнитель из Луганска, в 90-е годы, подобно древним менестрелям, катался по городам и играл квартирники. Его до сих пор и помнят. Жалко, что он мало успел сделать за свою короткую жизнь. И вдвойне жалко, что не стал суперзвездой. На этой концертной записи можно убедиться в том, как ловко удавались ему шансончики.
Заслуженный артист РФ и лидер группы «Ва-Банкъ» во второй половине 90-х провел удачный алхимический опыт. Соединил дионисийское буйство рокенролла с подпольно-ресторанно-цыганским раздольем русского шансона. Братья Жемчужные – живые классики залихватской кабацкой песни, аккомпанировавшие самому Аркадию Северному. Очень хорошая работа получилась у мастеров. В принципе, рокеры чем-то похожи на кочующих «ромов». И шансон у нас мелодически замешан на цыганщине.
Страшные истории из жизни обитателей хуторов тихого Дона. Сомы-людоеды, грешники и прочие мучимые бесами персонажи из русской глубинки. Глубина в этих песнях просто адская, абиссальная.
Питерский поэт Константин Арбенин (бывший муж той самой Дианы) в тандеме с джазовым гитаристом Александром Петерсоном исполнял бесподобно всевозможные баллады, романсы и шансоны. Тексты песен заслуживают отдельной похвалы – настоящая находка для филологов и филологинь. «Зимовье Зверей» – когда встречаются шансон и высокая поэзия
Ростовчане – предтечи появления «Запрещенных барабанщиков». Бэнд, существовавший на рубеже 80-90-х. Работали на стыке рока, ска и шансона, с узнаваемой духовой секцией. И с сюрреалистичными текстами – что отрезало коллектив от массовой аудитории, которой нужно «попроще».
Бабушка с очаровательным акцентом и невероятным голосом – таким же демоническим, как у Диаманды Галлас. Стандартный набор арестантских песен, только звучит очень зловеще. Как будто ведьма Бастинда отсидела восьмёрку на Колыме.
И все же нельзя не упомянуть пару талантливых случаев издевки над пафосом уголовного шансона. «Быдлоцыкл» – сайд-проект группы «Аффинаж». Этот чудесный альбом иллюстрирует ад, который творится в душе и в голове гопника. Расстройство его личности, его шизофазия, его кармическая трагедия. По форме – такой шизовый поп в духе НОМ или The Residents. Только в текстах – карикатуры на «четких пацанов».
За этим звучным псевдонимом скрывается некий отец-основатель нового музыкального направления – «гей-шансон». Очень ядовитая и опасная пародия на зоновскую лирику. Окружающий мир с позиции представителя низшей тюремной касты. Но достаточно борзого. Про таких лирических героев раньше говорили: «Наглый, как колымский петух». Звучит смешно и страшно – как любой постмодерн. Но пацаны по ходу не поймут.