Американцы бегут из Афганистана – «шаха больше нет»

3 года назад

Во всех новостных лентах и на простынях соцсетей анализируется и обсуждается поспешное бегство американцев из Афганистана. Только ленивый не вспомнил Сайгон 1975 года. Та же самая ситуация, то же развитие событий. После интервенции и неудачной войны подписываются мирные соглашения, согласно которым янки уходят из оккупированной ими страны. И тут же без их штыков власть оставленного ими марионеточного правительства осыпается, созданный американцами голем на глиняных ногах мгновенно падает.

И снова те же, те же самые сцены из прошлого. Дежавю! Толпы местных жителей, которые работали на янки, которым обещали западные ценности и демократию, штурмуют посольство США в надежде, что «большой брат» заберёт их с собой. Они хотят спастись от непрогрессивно настроенных, вооружённых и злых соотечественников. Правда, в этот раз американское посольство из Сайгона переехало в аэропорт Кабула. Но как и тогда, так и сейчас мест в ковчеге хватит не всем. Сначала на борт пойдут американцы, жизнь американского гражданина превыше всего. Многие афганцы заявляют о предательстве. Но предать, как известно, это значит вовремя предвидеть. А никто не предполагал, что Кабул падёт так скоро.

Да, история повторяется. Аналогии с выводом войск из Вьетнама очень точны и очень наглядны. Но здесь хочется вспомнить ещё одно американское фиаско – падение проамериканского режима в Иране.

В 1953 году сотрудники спецслужб США и Великобритании помогли иранскому шаху Мухаммеду Пехлеви установить в стране абсолютную власть. Западные спецслужбы организовали в Иране массовые беспорядки и обеспечили свержение действующего правительства, которое неуместно пыталось национализировать добычу нефти. После переворота разработка нефтяных промыслов была поделена между европейскими и американскими компаниями.

Шах, будучи монархом просвещённым (он получил европейское образование), взял курс на вестернизацию страны. В стране была проведена индустриализация, введено повсеместное образование, создано множество школ и университетов. Во всех сферах общественной жизни приветствовалась светскость и западный образ жизни. Открывались кинотеатры, банки, клубы, казино. Иранские женщины стали подвластны европейской моде – об этом свидетельствуют иранские глянцевые журналы того времени.

Основными союзниками во внешней политике Ирана стали США и Израиль – сегодня это диковато звучит, не правда ли? Но вот ещё один любопытный исторический факт – тайная иранская полиция САВАК была создана при участии израильского Моссада. С помощью этой шахской спецслужбы жестоко подавлялось любое недовольство режимом.

А недовольство зрело. Модернизируя страну, иранский монарх сам лично предпочитал оставаться даже не в средневековье, а в античности. Иранский шах выводил свою преемственность от древних персидских царей. Не совсем точно называть его шахом, в 1967 году Мухаммед Пехлеви взял на себя титул шахиншах, то есть царь царей, по-простому – император. В 1971 году с большой помпой и большими тратами из государственной казны было отпраздновано 2500-летие древнеперсидской империи. В своём самовозвеличивании шах дошёл до того, что сменил в 1976 году традиционное мусульманское летоисчисление – года стали считать от начала древнеперсидский династии Ахеменидов. Это вызвало гнев набожных иранцев.

За впечатляющими экономическими показателями, которых достиг Иран при шахе, скрывались социальное неравенство, нищета и коррупция. В то время когда большая часть иранцев нищенствовала, семья иранского монарха купалась в роскоши, а его жена ещё и в молоке – чтобы сохранить молодость, шахиня принимала молочные ванны.

Во внутренней политике установилась однопартийная система. К 1979 году вне закона находились все оппозиционные движения, будь то националисты или марксисты. Любое инакомыслие преследовалось. При этом шах получал как силовую, так и экономическую поддержку Соединённых Штатов. Тогдашний президент США Джимми Картер пел дифирамбы шаху Пехлеви, «своему сукиному сыну», называя Иран надёжным островком стабильности в самом неспокойном регионе.

После переворота 1953 года и разгрома правых и левых партий протестные силы Ирана стали сосредотачиваться около мусульманских священников. Впоследствии лидером исламской революции, которая смела проамериканский режим, стал имам Хомейни. Культивирование образования в Иране сыграло с шахом злую шутку – главным ресурсом исламской революции 1979 года стало студенчество. Вспомним, что и слово «талиб»* переводиться с арабского как ученик, студент. Афганские «студенты», может, не столь образованны, как иранцы, но в рвении к древним мусульманским традициям им не откажешь. В Афганистане сейчас наблюдается рождение ещё одного исламского государства фундаменталистского толка, каким стал и Иран в 1979 году. Уже, как и в Иране, на подконтрольных территориях талибы вводят в обиход законы шариата, от которых бледнеет любой прогрессивный европеец или американец. «Это же средневековье!» – восклицает в ужасе житель Европы и Америки. Но почему все страны должны следовать путём западных демократий? У каждого народа свой путь, свойственный своей культуре и традиции. Не все хотят ходить протоптанными дорогами «прогресса».

В начале 1979 года, после многотысячных студенческих протестов, которые перетекли в исламскую революцию, роняя золотые слитки на взлётном поле, иранский шах бежал. Как и бежал на днях из Кабула, осыпая американскими долларами аэродром, президент Афганистана Ашраф Гани. События – что во Вьетнаме, что в Иране, что и сейчас в Афганистане – развивались для американцев неожиданно и стремительно.

В качестве лирического заключения как кинокритик вспомню один художественный фильм об иранских событиях. Картина «Операция Арго» была снята в 2012 году голливудским актёром Беном Аффлеком, который попробовал себя в качестве режиссёра.

Основой сюжета послужили события 4 ноября 1979 года, когда разгневанные исламисты взяли штурмом американское посольство в Тегеране. Сотрудники дипмиссии были взяты в заложники. Они стали предметом политического торга между США и Ираном и удерживались иранскими фундаменталистами 444 дня.

«Арго» – это название спецоперации по вызволению других шестерых американских дипломатов, которым удалось бежать тогда из посольства. Они укрывались в доме канадского посла. Чтобы переправить американцев на родину, была придумана легенда. Якобы канадцы собирались снять в Иране фантастический блокбастер, и для этих целей в Тегеран была отправлена съёмочная группа. Под этим прикрытием дипломатов собирались вывезти. Эту спецоперацию надо признать успешной, она обошлась без потерь, шестеро американцев по поддельным визам вернулись домой.

Фильм не ахти какой, особой художественной ценности не представляет. Он полон голливудских штампов, и только благодаря политической конъюнктуре картина получила «Оскара» – американцы любят побеждать с помощью Голливуда.

Но мне картина запомнилась одной сценой. В аэропорту ряженых кинематографистов остановил патруль из стражей исламской революции. Свобода очень близко, но вооружённые бородачи в хаки не пропускают американцев к самолёту. Те пытаются что-то объяснить, убедить в достоверности своих документов. Но революционный перс упрямо вертит головой: «Нет, вы не понимаете. Шаха больше нет. Всё, конец. Шаха больше нет». И глядя новости из Афганистана, я вспоминаю этот эпизод и повторяю за бородатым революционером: «Шаха больше нет». И не будет, всё, конец. Американцы из Афганистана бегут.

* «Талибан» – террористическая организация, запрещенная на территории РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ