Сергей Марков*: «Огромное количество людей всё время вынуждены нарушать закон»
Закон о VPN и 50 дней Трампа
Политолог Сергей Марков* комментирует для «Ваших Новостей» наиболее злободневные новости последнего времени. По стечению обстоятельств, которое трудно назвать удачным, с нашего последнего разговора главными темами в СМИ стали три главные специализации эксперта – Америка, Азербайджан и внутренняя информационная политика.
Отметим, буквально накануне интервью Сергей Марков* оказался в центре скандала, который начался из-за участия политолога в Шушинском форуме, где выступал президент Азербайджана Ильхам Алиев. На призывы ряда военблогеров наказать его аналитик ответил в своем Telegram-канале «Логика Маркова»: «Враги России пытаются блокировать участие представителей России в международных форумах».
ВН: – Сергей Александрович, чем же закончилась история с Азербайджаном? И как нам к нему относиться?
– История ничем не закончилась. И я только могу повторить слова Пескова. У нас есть стратегические партнерские, дружеские отношения и небольшие проблемы тактического плана.
Больше ничего говорить не буду. Поскольку сейчас не время заявлений на этот счет. А время спокойных переговоров в тиши кабинетов.
Ilham Aliyev, Azerbaijan president, speaks during a plenary session at the COP29 U.N. Climate Summit, Tuesday, Nov. 12, 2024, in Baku, Azerbaijan. (AP Photo/Rafiq Maqbool)
Азербайджан. Баку. Президент Азербайджана
Ильхам Алиев во время выступления на климатической конференции ООН COP29. AP/TASS
ВН: – Поговорим о 50 днях Трампа. Что будет в первых числах сентября?
– Объясняю. Трампа подталкивают к тому, чтобы он изменил свою политику в отношении России и Украины. Подталкивают его Марко Рубио, Кит Келлог и другие представители глубинного государства. Это один такой процесс.
Трамп не спешит, поэтому он берет паузу. Пауза еще связана с так называемыми «шестью днями Путина на наступление», о которых якобы перед этим Путин ему сказал. На самом деле я уверен, что Путин ничего ему не говорил про 60 дней, а это Трампу рассказали его спецслужбы о том, что Путин хочет 60 дней и так далее.
И там как бы говорят, что «если у тебя ничего не получится, тогда мы, значит, давай зафиксируем, что у тебя ничего не получилось. Тогда ты на наши условия согласишься».
Что Трамп сделает? Вероятность того, что он введет через 50 дней такие драконовские 100% на торговлю с Россией, это крайне маловероятно. Ну может что-то такое ввести? Наиболее вероятно, что он что-то немного введет и дальше дистанцируется. Дальше еще будет что-то такое говорить.
Фото: : AP/TASS
Есть две точки зрения. Первая – о том, что политика Трамп будет, условно говоря, как одна треть от политики Байдена. Типа такой Байден, но на минималках.
Вторая точка зрения – что Трамп просто дистанцируется от украинской проблематики. Лично я придерживаюсь второй точки зрения. Я считаю, что он постарается максимально отойти от этой проблемы, поскольку понимает, что там у него ничего не получится.
Поэтому наиболее вероятно через 50 дней он заявит: «Виноваты все. И мы ничего поэтому делать не будем».
ВН: – Он-то дистанцируется. А с оружием что будет?
– Он не будет ничего передавать. Но всё, что будут европейцы покупать у него, он будет продавать. А покупать они будут примерно треть того, что раньше американцы передавали.
Франция. Париж. Президент Франции Эмманюэль Макрон (в центре), избранный президент США Дональд Трамп (слева) и президент Украины Владимир Зеленский (справа) во время встречи в Елисейском дворце перед церемонией открытия собора Нотр-Дам. Фото: AP/TASS
Кроме того, он сохранит передачу всех так называемых разведывательных данных с американских спутников, это очень-очень важно. И предоставление связи. Поскольку это не бесплатно, но недорого.
Ну и, может быть, что-то такое небольшое будет финансировать – типа немножко снарядов, немножко ракет, еще какие-то критически важные вещи. Вот так, я думаю, будет по оружию.
ВН: – Украине этого хватит?
– Да. Хватит.
ВН: – В общем, сбывается ваш удивительно точный прогноз 3-летней давности, когда вы сказали, что так можно и 10 лет воевать?
– Да, совершенно верно. Это уже весьма долго. И будет продолжаться.
Сергей Марков*. Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru/ТАСС
ВН: – Прокомментируйте ситуацию с публикацией злосчастных «документов Джеффри Эпштейна». Трамп не хочет их публиковать? Вы согласны с мнением, что западные элиты уже очень давно морально и нравственно развращены?
– Безусловно, да. Дело в том, что у них достаточно давно начался отход от демократических институтов. Как знаете, кто-то хорошо выразил это в 1980-е годы. Там были Рейган, Тэтчер. И он сказал, что сто лет была борьба работников и миллиардеров с переменным успехом. Ну и вот, наконец, миллиардеры полностью победили.
Вот миллиардеры полностью победили и оказались вне контроля. И вот они, соответственно, ураганят. Огромное моральное разложение.
А дело Эпштейна связано со следующим. Например, по ЛГБТ*, как считают нормальные люди либеральных взглядов? Гомосексуалисты – это болезнь, отклонение от нормы, которое делает людей несчастными.
Сергей Марков*. Фото: ITAR-TASS
В болезни они не виноваты – заболели, вот так сложилась ситуация. И преследовать их за это не надо. Надо дать людям возможность жить, как они хотят. И поэтому должны быть и гейские клубы, и какая-то литература. Ну вот пускай они там живут, и не надо влезать, как они спят. Надо пожалеть людей. А тем, кто хочет лечиться, может быть, помочь им лечиться.
Но болезнь эта не чисто соматическая, а психосоматическая. И ей может кто-то заражаться. Поэтому нужно стараться, чтобы другие люди не заражались. Особенно молодежь.
Вот это нормальный подход либерального человека. Но очевидно же, что существует прямо пропаганда этого. Эта болезнь умышленно распространяется. И дело дошло до того, что по социологии в некоторых странах население считает, что все эти ЛГБТ* являются привилегированными. У них там привилегии есть.
Перед этим был период, когда вообще все лидеры ведущих европейских стран не имели детей. И людям кажется, что это, может быть, какая-то секта такая… И здесь выясняется, что есть вот этот Эпштейн, который формировал все вот эти сексуальные вечеринки. И в том числе педофильские.
И вот я уже сбился со счета, сколько лет (восемь что ли) все говорят: «Ну опубликуйте список клиентов Эпштейна!»
Фото: EPA / TASS
И каждая администрация США находит причины, почему их не публиковать.
ВН: – Может, потому, что они там все сами были?
– Ну да. И люди делают вывод о том, что, действительно, Америкой, получается, правит какая-то секта педофилов.
Одна из причин, почему за Трампа проголосовали, – он говорил: «Я эту секту педофилов выведу на чистую воду».
И вот он стал президентом. И что-то закрутил, завертел, заюлил. «У меня есть причина… Да это ерунда». Если это ерунда, то зачем ты тогда на выборах про это говорил?
В этих условиях огромное количество американцев говорит: «Да может, он сам тоже к ним?»
А когда возникла эта история, противники Трампа, демократы, за нее ухватились и стали кричать: «Да, да, он сам педофил, вот он поэтому всё это дело и скрывает». Вот такая образовалась ситуация.
Сергей Марков* / тг
ВН: – Сергей Александрович, Госдума приняла во втором чтении поправки к законодательству, предусматривающему административную ответственность за целенаправленный поиск экстремистских материалов в интернете, включая использование VPN.
– Это чересчур. Я бы сказал так. Делают «Макс» – общенациональный мессенджер. Это очень правильно и хорошо. Его нужно делать обязательно. И все структуры должны на него начать переходить.
Далее, что касается VPN, его обхода и так далее. Сама по себе идея здравая – сделать, как на дорогах. Поставить автоматические вот эти вещи. И вести штраф. Сейчас штрафы понизили. Вот делать штраф очень маленький. И смысл такой – если штраф сделать такой маленький, то зашел человек в месяц, два раза в месяц, ну и заплатил по 500 рублей, условно говоря, как за превышение скорости. Ничего страшного не будет.
Если он каждый день заходит на 10 иноагентов, то у него каждый день будет по 5 тысяч, и это уже будет серьезный удар по его бюджету.
Но нужно сделать фиксацию нарушения, чтобы она была автоматическая. Вот как камеры фиксируют автоматически нарушения на дорогах. В этом есть здравая идея.
Сергей Марков*
Но здесь есть и «коряги». Первая «коряга» заключается в том, что нормальный человек не может понять, что является запрещенным, а что является незапрещенным. Он заходит через VPN, чтобы посмотреть кино просто какое-то. Он не знает, запрещено это или не запрещено.
Власти должны обеспечить, чтобы всегда в цифровом виде появлялась плашка, если этот материал является экстремистским. Там больше 5 тысяч таких материалов. Кто там будет помнить всё это, какой нормальный человек?
Это первая «коряга», которую власти не решают. И пытаются проигнорировать, сделать вид, что ее не существует. Но она существует.
Россия. Москва. Вид на здание Государственной Думы РФ. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Вторая «коряга» заключается в том, что создается такая ситуация, в которой огромное количество людей, миллионы людей, всё время вынуждено нарушать закон. Людей искусственно делают нарушителями закона. И это неправильно.
* Внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов