Трамп рассказывает, что «вчера поговорил с Путиным»
По поводу Ирана Трамп сказал: «Все просто — Тегеран должен сдаться»
Накануне выборов президента в США многие говорили о глубоком кризисе в американской политике. Демократическая партия, создавшая миру столько проблем в XXI веке, выродилась в кружок престарелых инфантилов. Хиллари Клинтон выглядела безумной даже на фоне кинематографического Джокера. Камала Харрис в ответ на любой вопрос смеялась до слез. А Байден в последние годы политической карьеры как будто путал трибуну с рукомойником.
Джо Байден. Фото: AP/TASS
На этом фоне второе пришествие одиозного Трампа показалось просто живительной волной благоразумия. Ведь у Трампа была хотя бы молодая команда гетеросексуальных образованных мужчин. С писателем Германом Садулаевым мы обсудим будущее Америки и всего человечества в свете американского и мирового кризиса элит.
«ВН»: – Герман, мы видим, что союз Маска с Трампом оказался недолгим. А вместе с этой дружбой испарились и надежды на новый виток научного прогресса в США. Как вы объясняете этот скандал? Это какая-то нестабильность в самой Америке, в ее политике?
– Я думаю, что здесь большую роль играет все-таки личный фактор. Личность Трампа и личность Илона Маска. Это два совершенно разных характера, и они на самом деле не могли ужиться в одной берлоге. Это было понятно с самого начала, что их союз довольно-таки ситуативный и что он разрушится.
При этом за ними стоят еще и разные деньги, разные капиталы. За Илоном Маском стоят новые, инновационные, технологичные деньги, а за Трампом стоит старое производство, старые промышленные деньги. Промышленные деньги и Wall Street, старая финансовая система.
США. Вашингтон. Генеральный директор SpaceX и Tesla Илон Маск во время выступления на параде по случаю инаугурации президента США Дональда Трампа. Фото: Zuma\TASS
У них тоже не всегда совпадают интересы, что и проявилось, когда они принимали этот новый законопроект о распределении бюджета. Это сразу проявилось, что у них разные интересы, по сути дела, разные взгляды на экономику и на бюджет Соединенных Штатов Америки.
Их союз был скорее популистский, скорее это был просто вот популизм – Трамп популярен, Илон Маск очень популярен. Они были оба против демократов, оба объединились против общего врага. Потому что ну да, демократы – они враг и для Трампа, и для Илона Маска, они враги.
Они объединились, по сути дела, против общего врага. Но вот такой союз против общего врага – он имеет свои ограничения, потому что в какой-то момент начинают всплывать всё-таки собственные интересы у каждой из сторон. И вот общего врага оказывается недостаточно для того, чтобы союз был крепкий.
США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS
«ВН»: – Маск – самый богатый человек планеты даже после падения его капиталов из-за этого скандала. Вы понимаете, зачем это всё человеку, у которого есть буквально собственная сеть научных институтов и лабораторий, свои космические корабли?
– Ну я думаю, конечно, что на этом уровне дело уже не в деньгах. Хотя тут тоже – вот нам с вами, допустим, не понять. Я вот думаю, если, допустим, иметь один миллион долларов, то мне вообще непонятно, зачем второй.
Вот чтобы что? Как он изменит мою жизнь? Что еще я могу купить? Если бы у меня был один миллион долларов, то мне второй просто не нужен. Мне его некуда тратить, я не знаю, зачем он нужен вообще. А тем более чтобы ради него пойти на какие-то преступления, как обычно идут капиталисты, на какую-то сделку с совестью, начать какую-то войну… Не понимаю.
Но капиталисты на всё что угодно идут для того, чтобы увеличить свои прибыли, хотя это те люди, у которых уже есть много денег. Но они почему-то идут на все тяжкие грехи для того, чтобы увеличить свои капиталы, хотя имеющихся у них капиталов уже в принципе достаточно им и следующим поколениям, чтобы безбедно жить. Нам с вами этого не понять, вот этой жадности.
Герман Садулаев / тг
«ВН»: – Наверное, амбиции. Но в чём амбиции? Чтобы вот так опозориться?
– Именно, кроме денег есть ещё и амбиции. Я думаю, на таком уровне человек уже хочет не то чтобы пасти народы. Он хочет уже управлять миром. Он хочет уже управлять развитием человечества. Вот за Маском это заметно.
Он хочет управлять развитием технологий. Он хочет управлять развитием человечества, он хочет направлять человечество, он хочет быть новым технологичным вождем человечества. И вот в этом его амбиция, она даже не совсем измеряется деньгами. У нее такой масштаб, я думаю, неденежный.
И Трамп тоже. Его амбиции – он хочет сделать Америку снова великой. Он хочет остаться в истории как тот человек, который спас Америку, возвеличил Америку и так далее.
Его амбиции тоже не укладываются в цифры. Не только в цифры, хотя с цифрами они тоже дружат, любят цифры и очень стараются, чтобы цифры на их счетах росли. Но вот, наверное, не только в цифрах дело, а еще у них есть эти амбиции повелевать народами, направлять историю человечества. Я думаю, такие амбиции у них есть.
США. Висконсин. Милуоки. Экс-президент США, кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп и кандидат в вице-президенты США, сенатор от штата Огайо Джеймс Дэвид Вэнс на Национальном cъезде Республиканской партии. Фото: AP/TASS
«ВН»: – Мне лично поведение Трампа в этой ситуации гораздо более последовательным кажется. У него какие были планы, такие и остались. Это Маск выглядит каким-то непонятным. То есть если ты занял такой высокий государственный пост, ну ты будь добр, когда принимаешь какой-то «допинг», отключай соцсети.
– Да. Еще, конечно, знак нашей современности – это соцсети. И когда эти соцсети лично ведут какие-нибудь лица, принимающие решения, Трамп или Маск, и свои даже какие-то сиюминутные эмоции они воплощают в какие-то посты, которые сразу становятся видны миллионам людей, это, безусловно, новое в истории человечества вообще. Потому что раньше такого не было.
Раньше, когда был какой-нибудь правитель или богач, то, что он замышлял, и то, что он думал, чувствовал, было известно только очень узкому кругу людей, приближенных к нему.
А сейчас – пожалуйста, мы открываем соцсети и узнаем, с какой ноги сегодня встал Трамп, с какой ноги сегодня встал Маск, какое у них настроение и какая очередная бредовая мысль посетила их головы.
Это, конечно, довольно забавно. Но такова особенность наших дней. Что вот мы можем буквально онлайн получать информацию о том, что творится в башке некоторых сильных мира сего. Потому что они сами не стесняются и сами об этом пишут в соцсети на миллионы и миллионы людей. Это смешно, конечно. Ну вот так, так и есть.
США. Лос-Анджелес. Глава Tesla Илон Маск на церемонии вручения премии Breakthrough Prize Awards. AP/TASS
«ВН»: – Вам кажется, что путешествия на Марс это надувательство? Или вы в какой-то момент верили ему, что он действительно собирается человека переселить на Марс?
– Во-первых, мне кажется, что он не только инженер, не только технолог. У него есть свои политико-экономические взгляды. И эти взгляды либертарианские. То есть он не демократ, не республиканец, не консерватор. Уж точно он не консерватор, он либертарианец.
Он считает, что государство должно минимизировать свое влияние на экономику, на жизнь общества и так далее. И от этого исходят многие его проекты.
Собственно говоря, он хотя и пользуется государственным финансированием в своих космических программах и военных программах, но тем не менее он всегда хочет отодвинуть государство. Занять место государства в качестве такой организующей, ведущей человечество вперед силы. Он видит в этой роли какую-то свою коммерческо-технологическую корпорацию.
То есть не государство и не союз с государством, как он считает, может осуществить такую фантастическую цель, как переселение людей на Марс. Он эту цель полагает осуществить с помощью технологической коммерческой корпорации.
Герман Садулаев / тг
«ВН»: – Он никогда, сколько я могу заметить, не говорит о том, зачем ему переселять человека на Марс, чтобы что. Такое ощущение, что он пытается уйти от контроля государства и создать свое либерал-фашистское государство, просто чтобы до него руки ни у кого не дотянулись. Он будет полным контролёром всех технологий и сам будет решать, кто достоин быть членом этого замечательного либертарианского общества, а кто не достоин.
– Да-да, именно так. Он хочет создать такую внегосударственную, надгосударственную структуру, которая будет существовать независимо от государства. В которой, да, он сам и некоторые его другие приближенные будут решать, кто тут атланты, а кто пигмеи. И всё, так он это и хочет.
А полеты на Марс – это такой повод, такая идея, которая может дать как бы внешний смысл существования этой корпорации, дать ей оболочку, оправдание, объяснение. Что вот у него такая великая цивилизационная миссия – поселить людей на Марс.
«ВН»: – Я помню, в моем детстве, когда у нас был реальный просвещенческий пафос, науку в СССР популяризировали совершенно иначе. А Маск о науке и прогрессе как таковых не очень-то, в общем, и говорит. Это всё очередной «айфон». Он как-то там работает, ты не понимаешь, как он работает, от тебя этого и не требуется. Ты денежки плати и работай на хозяина, а тебе дадут штучку, в которой даже батарейку снять нельзя и динамик выключить.
– Да, это корпоративный фашизм. То есть либертарианство – на самом деле это путь к тоталитаризму. Путь к очень технологичному, очень инновационному тоталитаризму. И вот эту идею олицетворяет Илон Маск.
США. Вашингтон. Генеральный директор SpaceX и Tesla Илон Маск во время выступления на параде по случаю инаугурации президента США Дональда Трампа. Фото: Zuma\TASS
Он хочет повести человечество вот в этот технологичный рай, в котором, однако, не всем будет место или не всем будет равное место.
«ВН»: – Примерно в такой же степени, в таких же пропорциях интерес к науке был насыпан у Гитлера и его сподвижников. Их наука интересовала не в той степени, что она самоценна, и не по той причине, что это свет знания, который людей уравнивает. Сам прогресс их интересовал постольку, поскольку он даст возможность определенной какой-то расе создавать пушки и ружья.
– А мне вспоминаются «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского. Один из революционеров там тоже продвигал такую идею, что нужно, значит, разделить человечество на одну десятую часть поистине свободных людей, которые достойны свободы, которые образованны, развиты и достойны вообще называться людьми и быть свободными людьми, – и остальные 9/10 частей сделать рабами. Стадом, у которого не должно даже возникать вопроса о свободе или несвободе, о правах или не правах и так далее.
Правда, другой революционер сразу же посоветовал этих девять десятых просто убить. Зачем они нужны? Просто их уничтожить и всё. И оставить только одну десятую свободных людей.
Герман Садулаев / ВН
И вот это современное либертарианство как раз-таки между этими двумя идеями находится. То есть либо сделать одну десятую часть таких по-настоящему свободных людей-атлантов, а остальных сделать рабами необразованными, которым вот дал коробочку, показал кнопки, а как это работает и почему это работает, тебе знать не нужно…
«ВН»: – И в коробочке тебе покажут – какие губы накачать, чтобы хозяину нравилось, какую сделать себе прическу и так далее.
– Да, коробочка тебя всему научит, коробочка тебе все объяснит, и в этой коробочке ты будешь и жить, и развлекаться – всё будет у тебя через эту коробочку.
И вторая их идея – если что, то просто эти 9/10 физически уничтожить. Если вдруг окажется, что наша планета не вывозит такое количество населения, то просто их каким-то образом уничтожить. С помощью эпидемий, войн.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
«ВН»: – Но у них же такая сложная моральная дилемма, Герман. С одной стороны им хотелось бы уничтожить стадо, но с другой стороны – кому-то клозеты надо чистить.
– Ну вот да, есть такая дилемма. Им хочется быть всё-таки господами. А господами надо быть над кем-то. Как быть господами, если рабов не будет?
«ВН»: – Раб мерзкий, но а как без него быть господином?
– Да, раб мерзкий, некрасивый, неприятный, плохо пахнет. Но как быть господином в обществе, где не будет рабов?
«ВН»: – Вас как человека левых взглядов не берет отчаяние, когда вы видите, как в совершенно разных странах мира правая по сути идея в худшем ее виде обладает всеми ресурсами, обладает всеми средствами доставки информации, сидит в правительствах, влияет даже на левых правителей?
– Ну уныние – смертный грех. Отчаиваться, конечно, не стоит никогда. Но ситуация действительно тяжелая. Недавно вот пришли новости о том, что в Чехии запретили коммунистическую идеологию. Еще одна страна занялась коренной декоммунизацией.
Герман Садулаев / ВН
И действительно – в очень многих странах правые режимы побеждают, правые режимы действительно обладают большим влиянием на массы, обладают всеми средствами донесения своих идей в массы. А левые, опять же…
Еще что считать под левыми. Потому что когда Трамп говорит «левые», он имеет в виду демократов, свою партию демократическую. Он имеет в виду их под левыми, хотя мы понимаем, что с точки зрения социалистических левых они никакие не левые, они такие же проповедники той же самой буржуазной идеологии, идеологии капитализма, рынка и так далее.
Да, конечно, тяжело. Да, видно, что мы проигрываем. Ситуация действительно тяжелая.
Но отчаиваться не нужно. Нужно продолжать работать. Да, сейчас в влиятельных кругах, в интеллектуальных кругах, интеллигентских кругах не так сильны левые идеи, как раньше. Но с другой стороны, мы видим, что в народе всё равно сохраняется жажда справедливости, тяга к равноправию, к свободам.