Губернатор Калужской области Владислав Шапша выступил против наплыва мигрантов в регионе
По мнению чиновника, большое количество рабочей силы из ближнего зарубежья является главной причиной межнационального напряжения
Всё ли так очевидно-незатейливо в истории с крепко вошедшими в роль отважных пиратов хуситами (они же партизаны Бога, как переводится «Ансар Аллах») и ответными атаками США и союзников, как это может показаться из новостной сводки?
На первый взгляд, да.
Какое тут может быть двойное дно или тайный расчёт? Партизаны Бога поддержали своих единоверцев в лице ХАМАС, начав обстреливать все суда, так или иначе связанные с Израилем или направляющиеся в него, в Красном море (а некоторые даже брать в плен), требуя прекратить бомбардировки сектора Газа и разрешить доставку гуманитарной помощи.
Ну не наглость ли, особенно на фоне того, что действительно крупные игроки (Иран, Турция и проч.) отделались лишь гневными словесами? С точки зрения Запада – наглость, и ещё какая. Поэтому ответ был неизбежен. И так Вашингтон терпел достаточно долго (видимо, побаиваясь реакции Тегерана): с ноября 2023-го по начало января 2024-го количество хуситских атак в Красном море приблизилось к трём десяткам. И, что самое главное, успокаиваться на этом они явно были не намерены. А это, знаете ли, немалые финансовые потери: как уточняет The Guardian, через Красное море проходит около 12% мировой торговли, включая 30% мировых контейнерных перевозок. То есть счёт идёт на десятки миллиардов долларов (кстати говоря, ещё в конце прошлого года крупнейшие судоходные компании уже отказались от маршрутов по Красному морю из-за риска попасть под горячую хуситскую руку).
К тому же, окромя финансовых, не стоит забывать и про репутационные издержки. Можно закрыть глаза на непоколебимого Ким Чен Ына, с завидным постоянством бросающего вызовы США, – у него хоть ядерное оружие имеется, как ни крути, довольно серьёзная причина для того, чтобы взвешивать каждое решение (и да, как показывает опыт, в ряде случаев лучше промолчать, даже если речь идёт о «великих и могучих США»). Но смотреть сквозь пальцы на проделки партизан Бога – это уж, извините, чересчур: поставить на место зарвавшихся пиратов сам Бог (другой, не тот, который у последних) велел.
И вот в ночь на 12 января США и Великобритания нанесли воздушные удары по военной инфраструктуре хуситов в Йемене. «Мы атаковали около 10 объектов хуситов в Йемене. Поражены центры производства дронов и склады оружия», – сообщили о результатах атаки в Пентагоне. Правда, ранее в США заявили, что атаковали около 60 целей, используя высокоточные боеприпасы, а министр вооружённых сил Великобритании Джеймс Хиппи говорил о 14 ударах, два из которых пришлось на долю британской авиации. Хотя кому это надо – углубляться в то, сколько ударов нанесли американцы – десять, двенадцать или шестьдесят?
В свою очередь хуситы ответили массовым запуском ракет класса «земля – земля» по американским и английским кораблям, а проиранские группировки атаковали американские базы в Ираке. «Война превзойдёт воображение и ожидания американцев и британцев. Война бессрочна, и американцы и британцы пожалеют о своей агрессии и заплатят высокую цену», – пригрозил западным недругам член политического офиса хуситов Али аль-Хум.
На следующую ночь, как сообщает CNN, Штаты в одностороннем порядке (в Лондоне, по всей видимости, решили не искушать судьбу, удовлетворившись уже достигнутым: «В этом было много риска, и мы все должны очень гордиться тем, что сделали прошлой ночью», – заявил Хиппи) повторили атаку, ударив по 30 целям в Йемене. Директор Объединённого штаба вооружённых сил США генерал-лейтенант Дуглас Симс заявил, что удары достигли своей цели и подорвали способность хуситов проводить сложные беспилотные и ракетные атаки. Однако, как пишет The New York Times со ссылкой на двух американских чиновников, общий урон в техническом плане, то есть того, что касается артиллерии и БПЛА, не превосходит одной четверти, что не так уж сильно бьёт по боеспособности хуситов.
В ответ на вторую бомбардировку партизаны Бога пообещали наряду с израильскими также обстреливать и американские суда и в качестве серьёзности своих намерений нанесли удар противокорабельной баллистической ракетой по американскому контейнеровозу Gibraltar Eagle в Красном море. Но не очень удачно: в Пентагоне сообщили, что судно не получило значительных повреждений и продолжает движение. Впрочем, тут примечательно не то, что хуситам не удаётся нанести серьёзный ущерб американским кораблям, но то, что они продолжают свою «священную войну». И это выглядит весьма впечатляюще: крошечные йеменские хуситы против сверхдержавы, бывшего мирового гегемона, претендующего на то, чтобы в ближайшем будущем вновь занять это место. И, что нужно отметить, у хуситов не такие уж и маленькие шансы на то, чтобы посрамить США: чтобы разбить партизан Бога, одних авиаударов недостаточно – необходима полномасштабная сухопутная операция, на которую у Соединённых Штатов недостаточно сил. Американское присутствие в регионе не так уж велико. Поэтому, надо полагать, бомбёжки Йемена продолжатся, но вряд ли они вынудят хуситов прекратить обстреливать корабли в Красном море.
При этом надо понимать, что усердствовать с воздушными атаками Вашингтон тоже не будет, опасаясь реакции Тегерана, который покровительствует хуситам. Вступление в конфликт Ирана и проиранских структур, таких как ливанская «Хезболла» и иракские «Хашд аш-Шааби» («Силы народной мобилизации»), «Асаиб Ахль аль-Хакк» и «Катаиб Хезболла», может обернуться катастрофическими последствиями для США, которые в случае полномасштабной войны с «Шиитским полумесяцем» могут быть вообще вытеснены с Ближнего Востока.
Именно этим, надо полагать, объясняется и сильное недовольство Белого дома непримиримой позицией Тель-Авива касательно текущего конфликта в палестинском анклаве. Как пишет Axios, «у президента Байдена и других американских должностных лиц растёт раздражение относительно Нетаньяху и того, что он отвергает большую часть недавних запросов США, касающихся войны в Газе». По словам одного собеседника из администрации Байдена, «терпение президента кончается». Как ранее заявлял официальный представитель Пентагона Джон Кирби, Байден полагает, что уже пора снижать интенсивность боевых действий. Разумеется, исходя не из гуманитарных соображений, но сугубо политических: Ближний Восток крайне важен для США в вопросе его противостояния с Китаем, так как без Израиля и ряда стран Персидского залива не выстроить торгово-логистическую цепь, связующую Восток и Запад, которая бы стала аналогом/конкурентом китайского проекта «Один пояс – один путь».
Однако точно в пику американцам израильский премьер категорично заявил, что Израиль будет воевать с ХАМАС до «полной победы»: «Нас никто не остановит – ни Гаага, ни ось зла, ни кто-либо другой», – подчеркнул он, комментируя иск о геноциде палестинцев, поданный ЮАР в Международный суд ООН против Израиля.
То есть вся эта история с ударами по строптивым хуситам сводится к попытке США сохранить лицо, при этом не ввязавшись в большую войну с Ираном, в пользу чего и свидетельствует давление Вашингтона на Тель-Авив, дабы последний каким-то образом подзакруглил конфликт, тем самым снизив напряжённость в регионе и риск того, что присутствие Штатов на Ближнем Востоке станет минимальным, если – не нулевым.
Вот такая картина складывается из анализа последних новостей. Но есть и другая точка зрения, не противоречащая первой, но как бы вскрывающая глубинные механизмы истории, согласно которой данные события являются лишь эпизодом более масштабного проекта, который можно обозначить как восстание мусульманского мира, или битву полумесяца с крестом.
Да, такая версия может показаться излишне конспирологичной или даже фантастической, но только – если концентрироваться на текущем моменте. Вспомним, что говорила премьер-министр Италии Джорджа Мелони в конце прошлого года: «Я считаю, что существует проблема совместимости исламской культуры с ценностями нашей цивилизации», – заявила она на фестивале своей партии «Братья Италии», добавив, что «исламские культурные центры в Италии финансируются Саудовской Аравией, где действует шариат. В Европе идёт очень далёкий от ценностей нашей цивилизации процесс исламизации».
«А чего ещё ждать от фашистки?» – вероятно, воскликнет скептик (особенно либерально настроенный), напомнив, что в 2019 году Мелони продвигала правнука Муссолини в Европейский парламент (на выборах, правда, он проиграл).
Да, Мелони – ультраправая, и с натяжкой её, конечно, можно назвать фашисткой (если убрать негативные коннотации к данному термину, возникшие в ходе Второй мировой войны), но кем бы она ни была в эпоху повсеместно-европейской толерантности и политкорректности, учитывая её статус, – данное высказывание беспрецедентно. Если Мелони отважилась на такое заявление – значит, на то была причина, причём очень веская: экспансия полумесяца перешла в открытую, горячую фазу.
Всё началось 27 сентября 2020 года, когда армия Азербайджана атаковала армянские позиции. Кто поддерживал Алиева в этом начинании? Турецкий лидер Реджеп Эрдоган, вынашивающий крайне амбициозный план по распространению «тюркского мира» на весь Среднеазиатский регион. В результате мусульманский Азербайджан одержал победу над православной Арменией. В 2023 году эта история получила продолжение: Алиев объявил о начале контртеррористической операции, по итогу которой Арцах был аннексирован Азербайджаном. И что едва ли не первым делом сделали новоявленные хозяева Карабаха? Повалили 50-метровый крест в окрестностях Степанакерта.
Символично? Ещё как.
И если смотреть с этого ракурса, то текущий палестино-израильский конфликт приобретает совсем иное значение, которое, впрочем, не отрицает другого, буквального складывающегося из тех целей, что были официально поставлены Тель-Авивом: полная ликвидация ХАМАС и этническая чистка сектора Газа, – но как бы вводит параллельный контекст/измерение: иудеи будто бы спровоцировали мусульманский мир на открытое противостояние с христианским, дали ему законное оправдание, подливая масло в огонь (в частности, нанося удары по Сирии, а также угрожая ливанской «Хезболле») и подталкивая оба мира к глобальному конфликту (без поддержки США Израиль вряд ли бы был столь уверен в своей «правоте»).
И что тут можно сказать?
А то, что эта грандиозная бойня уже из статуса гипотетической переходит в статус реальной. И в этом плане партизаны Бога были своеобразным боевым авангардом, в задачу которого прежде всего входила демонстрация того, что мусульманский мир не собирается сидеть сложа руки, пока иудеи бомбят сектор Газа. Теперь дело за главной ударной силой – Ираном. И, похоже, последний готовится вступить в бой. Так, в четверг Иран захватил нефтяной танкер, шедший в Оманском заливе под флагом Маршалловых островов, который в прошлом году был захвачен военными США и конфискован вместе с нефтью в рамках мероприятий по контролю за соблюдением санкций против Исламской республики. Штаты на это никак не отреагировали. По крайней мере, официально.
А после повторной атаки американцев по Йемену Иран, как пишет Shafaq News, нанёс удар по «шпионской базе» израильтян в иракском Эрбиле, а также по американской авиабазе Аль-Харир и консульству США в Ираке. Правда, в Корпусе стражей исламской революции (КСИР), который взял на себя ответственность за удары, последние с хуситами не связывают, подавая их как месть за взрыв на кладбище Кермане в день памяти Касема Сулеймани, в котором Исламская республика подозревает Моссад (самого же Сулеймани, не будем забывать, ликвидировали американцы, так что всё очень символично): «В ответ на недавние террористические преступления врагов исламского Ирана, штаб-квартиры шпионов и сбора антииранских террористических групп в части региона были атакованы баллистическими ракетами КСИР ночью», – говорится в заявлении Стражей.
И это ставит американцев в крайне щекотливое положение: с одной стороны, сделать вид, что ничего страшного не произошло – уже как-то не с руки, всё-таки имиджевый ущерб как-никак, но с другой – ввязываться сейчас в военное противостояние с Ираном по меньшей мере глупо, проиграть на ещё одном внешнеполитическом треке накануне выборов – такого байденовская администрация позволить себе не может (хватит и Афганистана с Украиной). Поэтому какая-то реакция должна быть, но даже самая скромная и символическая на фоне продолжающегося палестино-израильского конфликта может стать зажжённой спичкой, брошенной возле склада с горючим. И в Тегеране, думается, уже готовы к «мировому пожару» (иначе вряд ли они перешли бы к столь демонстративным действиям). Так что прогноз Владимира Вольфовича о большой войне на Ближнем Востоке имеет все шансы на то, чтобы сбыться. Только это будет уже война не за территории, не за национальную субъектность (как в случае с Израилем), а война между полумесяцем и крестом.
Но не следует думать, что это некий глобальный проект, разработанный в недрах «глубинного мусульманского государства» с гипотетическим центром в Тегеране. Можно было бы, конечно, предположить, что, несмотря на все официальные опровержения, ХАМАС 7 октября действовал с отмашки Ирана. Однако эта версия не выдерживает никакой критики. Теракт, по всей видимости, был спровоцирован именно с израильской стороны, это – во-первых.
А во-вторых, ХАМАС не подчиняется руководству Ирана. То же самое касается и партизан Бога, которых в отличие от той же «Хезболлы» нельзя назвать прокси-силой КСИР, то есть уровень самостоятельности принятия решений у йеменских хуситов достаточно высок. Так что с высокой долей вероятности решение об обстрелах израильских, а позже и американских судов в Красном море – это именно их решение, к которому Тегеран не имеет никакого отношения. Дальше: представить же, что Эрдоган советовался с президентом Ирана Ибрахимом Раиси и аятоллой Али Хаменеи, прежде чем дать «добро» Алиеву на вторую карабахскую, а после на аннексию Арцаха, и вовсе невозможно.
А если к этому прибавить ещё и крайне толерантную эмиграционную политику Европы по отношению к мусульманским беженцам, активно продвигаемую именно западными лидерами, той же Меркель, например, то становится очевидно, что ни о каком проекте, реализуемом единым центром силы, не может быть и речи.
Но тем не менее это – проект. Проект самой Истории, как бы парадоксально это ни звучало.
Карл Густав Юнг называл данное явление синхроничностью, когда, допустим, одна и та же идея приходит разным людям, никак не связанным друг с другом, приблизительно в одно и то же время. И здесь очень похожая картина: Эрдоган с Алиевым, ХАМАС, спровоцированный Израилем, йеменские хуситы, Иран. В этом же ряду и вывод американских войск из Афганистана и взятие талибами* контроля над страной. И проч.
Такое чувство, что История, устав от мелких издевательств самодовольных и недалёких правителей различных государств, решила взять дело в свои руки, дабы продемонстрировать, насколько опасно играть со спичками. Впрочем, возможно, что всё ещё обойдётся. Но понятно, что это будет лишь оттягиванием неизбежного: грандиозного сражения мусульманского с христианским миром (оно, если Великую бойню всё-таки удастся предотвратить, может произойти и в сугубо политической плоскости, мирным, демократическим путём, как это в одном из своих романов описал Мишель Уэльбек).
И вот ведь в чём ирония судьбы: пока закулисные правители человечества придумывают очередной рукотворный кризис наподобие пандемии коронавируса, нерукотворный на всех парах мчится к столкновению с реальностью. Разумеется, для эквилибриума. Дабы проучить своих нерадивых учеников, то ли не желающих, то ли вовсе не способных выучить её, Истории, уроки.
*организация, признанная террористической в РФ