Почему «Земля кочевников» это разрыв шаблона, какая польза от «Оскара» и что есть русский национальный киноязык? Отвечает киновед Кирилл Разлогов

Социальная драма в жанре роуд-муви «Земля кочевников» Хлои Чжао получила три «Оскара» – «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру» и «Лучшую женскую роль первого плана» в исполнении Фрэнсис Макдормэнд. В 2020 году картина стала лауреатом Венецианского кинофестиваля.

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов объяснил «Вашим Новостям», почему «Земля кочевников» это лучший фильм и как Хлоя Чжао порвала голливудский шаблон.

– Это действительно выдающаяся картина. Она абсолютно выпадает из общего представления о том, какими должны быть голливудские картины. Она решает все проблемы, связанные с многообразием, которого требуют «Оскар» и Голливуд – и режиссер Хлоя Чжао, китаянка по происхождению, и Фрэнсис Макдорманд, интеллектуальная актриса, – считает Кирилл Разлогов.

Какая польза от «Оскара»

«Земля кочевников» сравнительно малобюджетный проект. В картине нет дорогих спецэффектов и компьютерной графики, а Фрэнсис Макдорманд единственная профессиональная актриса. Массовый зритель, как правило, любит аттракционы и на подобные фильмы не ходит. Кирилл Разлогов уверен, что кинопремии должны популяризировать хорошее кино, а не выдавать статуэтки лидерам проката.

 – Премию и не должны получать картины, которые и так чемпионы проката. «Оскар» должны давать за фильмы, которые нужно продвигать к зрителю. Объяснять ему, что это выдающаяся картина. «Земля кочевников», безусловно, выдающаяся. Когда картина получает «Оскар», она сразу же привлекает зрителя, даже у которого запроса на такие фильмы нет. С этой точки зрения любые премии очень полезны. Бесполезны только те премии, которые дублируют коммерческие успехи проката, – подчеркивает Кирилл Разлогов.

Роуд-муви – национальный жанр в США

Роуд-муви очень характерный для США жанр, начиная от классических вестернов и битника Керуака, заканчивая постапокалиптическими ремейками «Безумного Макса». Кирилл Разлогов уверен, что фильм-путешествие одинаково хорошо ложится как на европейскую, так и на азиатскую культуру, а также рекомендует хорошее российское роуд-муви.

– Роуд-муви характерный жанр не только для Америки, но и для Европы и Азии. Для России он тоже характерен, потому что страна большая. Взять, например, картину «Коктебель» – это типичное роуд-муви, – заметил Кирилл Разлогов.

Русский национальный киноязык

Если говорить о русском национальном киноязыке, Разлогов выделяет несколько характерных для отечественного кинематографа жанров:

– У России был свой жанр – это историко-революционный фильм, связанный с революцией 1917 года. Это фильм, связанные с переломами в судьбе, в психологии. Картины, которые относятся к жанру такой этнической культурологии народов бывшего Советского союза, – тот жанр, в котором работает режиссер Алексей Федорченко, снимавший про луговых марийцев («Небесные жёны луговых мари» – «ВН») и других этнических меньшинств.

Впрочем, есть люди, которые этим спекулируют и делают не так удачно. А есть те, которые делают на этом материале сугубо научное кино – например, академик Андрей Головнев – крупный ученый и одновременно руководитель фестивалей этнического кино. Это традиция для российского кино очень важная, и сегодня она обернулась взлетом якутского кино. Такие взлеты могли быть по территории Советского Союза достаточно многочисленными, просто их не очень развивали и это не очень поощрялось, уверен киновед.

В Америке сейчас этническое разнообразие поощряется так же, как и гендерное разнообразие. Там снимается много об этом фильмов, они показываются на фестивалях. Такие картины играют в фестивальной среде намного большую роль, чем в реальности. Но на «Оскаре» это никак не отразилось – была пара лауреатов с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но это, скорее, исключение, подтверждающее правило, заметил Разлогов.

Рейтинг статьи
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии