Чеченская нефть

2 года назад

В 1872 г. правительство России отменило откупную систему на нефтепромыслах, что положило начало развитию нефтяной промышленности в стране. Новый вид экономической деятельности сулил огромные выгоды как для государственной казны, так и для российской экономики. У истоков зарождавшейся отрасли стояли и нефтяные месторождения Грозного.

Промышленная добыча нефти на территории Чечни началась в 1893 году. Грозненский нефтяной район, где изначально была сосредоточена почти вся чеченская нефть, стал наравне с Баку одним из первых нефтедобывающих регионов Российской империи, а затем и СССР. Выходы нефти наблюдались здесь еще задолго до начала промышленного освоения первых месторождений. Издавна местные жители использовали ее для хозяйственных, лечебных и военных нужд. Например, нефтью смазывали оси подвод, сжигали в светильниках и даже лечили людей и домашних животных. Добывали ее кустарным способом: просто вычерпывали ведром из колодцев менее двух метров в глубину. В те далекие времена предки чеченцев даже и не подозревали, какую ценность для человечества будет иметь эта невзрачная маслянистая жидкость в будущем.

Со второй половины XIX века начинается активная геологическая разведка Грозненского нефтеносного района. Исследованные запасы сырья серьезно впечатлили специалистов данной отрасли. А ученые, в свою очередь, взялись за изучение его качества. Среди них был и Д. И. Менделеев. Кстати, выдающийся русский химик был первым в нашей стране, кто выдвинул идею использовать трубопровод для перекачки нефти и продуктов ее переработки. Эта идея родилась у него при посещении одного из промыслов в Баку.

Согласно «Новым правилам о производстве нефтяного промысла», утвержденным царским правительством в 1872 г., право на поиск и добычу нефти на свободных казенных землях предоставлялось как русским, так и иностранным подданным на равных условиях. Допуск иностранцев к отечественным нефтяным месторождениям объяснялся тем, что нефтяная инфраструктура в стране была развита крайне слабо и нуждалась в хороших специалистах и передовых технологиях. Таким образом, указанные правила позволили зарубежным фирмам принять участие в инвестиционном и техническом обеспечении российской нефтедобывающей промышленности.

В конце XIX века в Грозном обосновались несколько английских компаний с капиталом в 11 млн рублей. Английский бизнес начал постепенно вытеснять французский банкирский дом «Братья Ротшильд», купивший акции Каспийско-Черноморского нефтепромышленного общества и занимавший лидирующее место среди иностранных фирм. А в начале XX века разработкой нефтяных месторождений на территории Чечни занимались уже такие знаменитые фирмы, как Oil, Shell и даже «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», которое одним из первых в России продемонстрировало способность привлечения как иностранных технических новаций, так и отечественных перспективных разработок. Эта фирма впервые применила газовые и нефтяные двигатели, а периодическую перегонку нефти заменила на непрерывную. Кроме того, она смогла извлечь выгоду даже из нефтяных остатков и использовала их в качестве топлива. Нефтепродукты вывозились через Каспийское море в Астрахань, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее железной дорогой в районы Центральной России и в балтийские порты.

Память о Нобелях сохранилась в чеченской топонимике. Между селениями Бамут и Даттых есть дорога, которую называют Нобел-нек (дорога Нобеля) – в честь брата основателя знаменитой премии Людвига Нобеля, который когда-то по ней проезжал. Кроме того, до первой чеченской войны в Грозненском районе еще оставались жилые коттеджи, которые были построены англичанами для своих сотрудников. В одном из населенных пунктов данного района до сих пор стоит двухэтажное здание, воздвигнутое на каркасе, сохранившемся от английских построек. А цистерны, оставшиеся от них, еще долго использовались местными жителями для хозяйственных нужд.

До 1917 г. нефтяная промышленность России развивалась усиленными темпами. Иностранные компании разрабатывали все новые и новые проекты по совершенствованию процесса добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов. Компания Royal Dutch Shell даже планировала построить нефтепровод Грозный – Туапсе. В соответствии с этим планом были проведены проектные работы и даже изготовлены трубы, но из-за политической нестабильности и сложной военной обстановки в стране они не были доставлены со складов в Гааге на Северный Кавказ.

В советские годы по нефтедобыче Чечня по-прежнему занимала второе место в стране после Баку. Преимущества грозненской нефти состояли в том, что основная ее масса добывалась фонтанным способом из верхних пластов и по своим характеристикам считалась благородной, то есть малосернистой (если бы качество сохранилось до наших дней, то она имела бы марку Brent и считалась бы одной из лучших в мире). Из нее даже изготавливали специальный экспортный парафин, из которого потом по специальному заказу делали свечи для Ватикана.

На нефтяных полях Ташкалы (пригород Грозного) впервые в СССР был применен метод спирально-направленного бурения (турбинное бурение). Внедрение передовой технологии при переработке нефти способствовало увеличению отбора светлых нефтепродуктов для высокооктанового бензина, что имело огромное значение для промышленности страны. В 1927-1928 гг. для транспортировки нефти к побережью Черного моря был построен нефтепровод Грозный – Туапсе, проект, который компания Royal Dutch Shell не смогла реализовать в предреволюционный период. Он стал первым крупным магистральным нефтепроводом из труб среднего диаметра, для соединения которых была применена электродуговая сварка. А в 1935 г. был введен в эксплуатацию трубопровод Грозный – Махачкала протяженностью 155 км. В то время он стал одним из самых мощных в Европе.

В целях централизации управления производственным процессом был основан «Грознефтекомбинат», который объединил тресты «Октябрьнефть», «Старогрознефть», «Малгобекнефть», «Грознефтепереработка» и «Грознефтеразведка». В 1920 г. в Грозном был основан Высший нефтяной техникум, который через два года был преобразован в Нефтяной практический институт, получивший в 1929 г. статус вуза союзного значения. Сосредоточение научной и технической мысли такого масштаба на периферии в те времена было событием крайне редким, но в случае с Грозным вполне оправданным. Со временем институт стал главной «кузницей кадров» для нефтяной промышленности СССР и являлся единственным в стране исключительно нефтяным вузом.

Грозный удержал статус одного из главных центров добычи черного золота и во время Великой Отечественной войны. К тому времени грозненские, бакинские и майкопские месторождения обеспечивали порядка 90% добычи нефти в СССР, а со взятием Майкопа в августе 1942 г. вся тяжесть снабжения фронта и тыла горючим легла на два старейших в стране нефтяных района. 25 августа 1942 г. немецкое радио передало в эфир торжественное сообщение о том, что победа на Восточном фронте уже не за горами. «Остались считанные часы, даже не часы, а минуты до захвата Грозного, – восклицал диктор. – Мы у ворот в Алханчуртскую долину, которую называют нефтяным дном». Богатейшие кавказские месторождения нефти были нужны Гитлеру как воздух. Впервые в истории на полях сражений техника стала играть решающую роль: война стала настоящей битвой моторов. Но ни один мотор не будет работать без горючего. А сырьем для его производства была и остается нефть. Великая Отечественная война, по сути, была грандиозным сражением за энергоресурсы. В первую очередь за нефть. И фюрер был готов заплатить за эти районы, в которые он так отчаянно рвался, словно аргонавты в Колхиду в поисках золотого руна, любую цену. Однако больше, чем Третий рейх, в черном золоте тогда нуждалось охваченное огнем невиданной войны советское государство.

Бои за Грозный начались в сентябре 1942 г. В момент яростных атак немецких танков, пытавшихся прорваться к городу, пожарные команды залили нефтью 28 км противотанковых рвов и места возможного прохода техники площадью в один миллион квадратных метров. В случае вражеского прорыва ее планировали поджечь. Казалось, что сама нефть встала на защиту города. Однако таких крайних мер не понадобилось: войска противника были остановлены на подступах к городу. Вот только налета немецкой авиации избежать не удалось. 10 октября 1942 г. около 200 немецких бомбардировщиков нанесли удары по нефтезаводам и нефтехранилищам. Были уничтожены 87 резервуаров, в которых находилось около одного миллиона тонн топлива. Городу и его промышленности был причинен колоссальный ущерб, но главная цель его защитников была достигнута – фашисты не получили ни одной капли грозненской нефти. Несмотря на демонтаж скважин и серьезный урон, нанесенный заводам, в 1942 г. было добыто 1,4 млн тонн нефти. Вообще следует отметить, что за все время войны процесс добычи и переработки нефти на грозненских промыслах не останавливался ни на один день (если не считать тех нескольких суток налетов авиации) и горючее бесперебойно поступало в армию.

Добыча грозненской нефти достигла своего пика в 1971 г. В то время на предприятиях «Грознефти» работало более 9 тысяч рабочих, которые добыли 21,6 млн тонн сырья, а переработали 24 млн тонн. На мощные нефтеперерабатывающие заводы в Грозном поставляли сырье со всей страны. Кроме города и его окрестностей, добыча в то время была также сосредоточена на Терском, Гудермесском и Сунженском хребтах. По мере отработки нефтяные месторождения постепенно истощались, но взамен открывались новые, что позволяло в последующие годы удерживать темпы добычи. Но в конце 1980-х гг. она составляла всего 4,2–4,5 млн тонн. Это было связано не столько с истощением месторождений, сколько с отсталыми методами разработки.

Практически смертельный удар по нефтяной промышленности Чечни нанесли две военные кампании. Большинство действующих скважин вышли из строя, многие били фонтаном и открыто горели. Часть скважин эксплуатировалась в нарушение технических норм, что в дальнейшем привело к их высокой обводненности. Более того, война практически уничтожила участок нефтепровода Баку – Новороссийск. Вся нефтяная инфраструктура, которая создавалась десятилетиями трудами лучших инженеров и рабочих, которая удивляла огромную страну своими победами и достижениями, которая не прекратила функционировать даже под угрозой немецкого вторжения в холодные осенние и зимние дни 1942 г., оказалась погребенной под руинами в бессмысленной войне. Считается, что за период с 1991 по 2000 гг. республика потеряла свыше 10 млн тонн нефти.

С начала 2000 г. началось восстановление нефтяной промышленности республики. В соответствии с решением Минтопэнерго РФ нефтедобычей занялась госкорпорация «НК «Роснефть», которая сформировала на базе нефтяных объектов дочернее предприятие «Грознефтегаз», получившее статус компании-оператора по добыче и транспортировке нефти. Разработку нефти со временем удалось довести до 2 млн тонн в год. В республике также построили сеть новых трубопроводов общей протяженностью 400 км, но поскольку местный участок главного магистрального нефтепровода Баку – Новороссийск еще не восстановлен, сырую нефть вывозят железнодорожными цистернами.

В нефтяной отрасли региона наряду с вышеупомянутым «Грознефтегазом» действует еще одно предприятие – «Чеченнефтехимпром». Со времени образования данное предприятие не владело лицензиями на разведку и добычу нефти, все его производственные площадки сдавались в аренду «Грознефтегазу». Однако теперь ситуация может измениться, так как в 2018 г. по указу президента РФ контрольный пакет акций «Чеченнефтехимпрома» перешел в собственность республики.

Важное значение для дальнейшего развития нефтяной промышленности республики имеет также Грозненский государственный нефтяной технический университет, который носит имя советского академика М. Д. Миллионщикова – выпускника вуза. В прошлом году университет отметил столетний юбилей. Он по праву считается старейшим в стране и в мире специализированным нефтяным вузом. Сейчас в нем обучается около девяти тысяч студентов. Так что дефицит кадров в одной из важнейших отраслей местной экономики, скорее всего, не предвидится.

По состоянию на 2019 г. объем извлеченного сырья на нефтяных промыслах республики составил всего 74 тысячи тонн. Дело в том, что после 2010 г. здесь наметилась тенденция по снижению уровня нефтедобычи. Как объясняют специалисты, стремительное сокращение добычи происходит из-за высокого уровня обводненности скважин, которая превышает 93%. Поэтому нефтяникам приходится наряду с добычей нефти выкачивать огромное количество технологической воды. Эта старая проблема, доставшаяся в наследство от неспокойных времен.

На сегодняшний день доля разведанных запасов чеченской нефти составляет 50 млн тонн. Это, конечно же, мало. Но стоит помнить, что с того самого исторического момента, когда в Старогрозненском районе Грозного забил первый фонтан черного золота, и до начала первой чеченской войны в 1994 г. из недр чеченской земли было добыто около 420 млн тонн нефти! Для маленькой Чечни это достаточно внушительный показатель. Эта нефть внесла свой вклад в развитие промышленности Российской империи, сыграла важную роль в строительстве советской индустрии и победе над фашизмом.

Замаячивший на горизонте «закат» чеченской нефти не является поводом для тревоги. Местные нефтяники как никогда раньше полны оптимизма. В 2020 г. «Росгеология» выиграла тендер на проведение региональных геологоразведочных работ в республике на площади около 4 500 квадратных километров. Ее специалисты, используя новейшие технологии и оборудование, оценят перспективы открытия на данной территории новых месторождений нефти. Возможно, в недрах Чечни еще найдутся залежи черного золота. Но если окажется, что нефти больше нет, то и это может оказаться благом: республика слезет с нефтяной иглы, перестанет надеяться на добычу сырья и займется производящей экономикой.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ