Вадим Левенталь: СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ О СПАТИФИЛЛУМЕ
Проще всего отмахнуться и сказать, что война всегда была и всегда будет…
Большая игра началась. И если Макрону, это который президент Франции, удастся воплотить в жизнь то, что он задумал – а он определенно что-то задумал, это вытекает из всех его последних шагов и заявлений, – то мировая геополитическая конфигурация претерпит весьма и весьма серьезные изменения. Не исключено, что мир с недавно приобретенной многополярности сдвинется в сторону терполярности, то есть трехполярности.
Но – не будем забегать вперед.
Начнем же с событий двухнедельной давности: с поездки Макрона в Пекин, о которой в западных СМИ писали как о полном провале. В частности, французскаяLeMondeнаписала, что «Макрону не удалось убедить Си Цзиньпина» сдвинуться со своей позиции по украинскому вопросу. Все попытки Макрона склонить товарища Си к тому, чтобы он надавил на своего российского коллегу Владимира Путина, оказались безуспешными. Си или вовсе не реагировал, либо проявлял раздражительность. «Прямо холодный душ», – приводит издание слова неназванного французского дипломата, знакомого с ситуаций. Le Monde вторит Les Echos: «Си не поддался шарму Макрона», – сообщает своим читателям газета.«Французский президент подтвердил, что Пекин способен сыграть важнейшую роль в поиске пути к миру, однако никакого движения навстречу со стороны Си замечено не было. Он не сделал ни одного намека на возможное изменение китайской позиции в деле примирения Москвы и Киева», – резюмирует Les Echos. И на этом, в принципе, можно остановиться: все прочие публикации во всех остальных мировых СМИ по сути сводятся к перепеву этого пассажа. На разные лады. Но так ли это?
Во-первых, для Макрона свет клином на Незалежной не сошелся. Это он в имиджевых целях может с утра до ночи рассказывать, что нет у него иной заботы, окромя как решить «украинский вопрос». В действительности же его волнуют немного другие вещи (иначе с чего бы это он стал наряду с Орбаном блокировать санкции против «Росатома»?! Логика тут простая: если уж без Украины прямо жить не можешь, то что тебе тогда вся эта электроэнергия?!). Что-то из серии национальных интересов. И вот в этом плане поездка точно удалась: было подписано около двадцати документов о сотрудничестве в разных сферах.
Во-вторых, если уж брать «украинский вопрос» – да, у Макрона не вышло заставить Си плясать под свою дудку. Но это же было очевидно, что не выйдет. В каком бы свете тогда Си предстал в глазах мировой общественности, если пошел навстречу всем предложениям Макрона касательно урегулирования российско-украинского конфликта? Как его – Макрона – сателлит, «младший партнер»? Надо понимать, что Си при всем желании – если бы оное имелось, конечно – не мог бы поддержать своего французского коллегу. Но говорить о том, что все старания Макрона ушли псу под хвост, совершенно необоснованно.
Китайский лидер, надо полагать, исходя из общей конъюнктуры (репутационный вектор, причем как внешний, так и внутренний, связи с Москвой и проч.), сделал максимум из того, на что был способен: пообещал, что Китай поддержит план французской стороны по мирному урегулированию. И думается, что это не пустые слова: что в данном случае Пекин действительно приложит максимум усилий (и тут не стоит переоценивать влияние Пекина на Москву: вон, не успел Си договориться с Путиным о нераспространении ядерного оружия, как последний, едва Си улетел в свою Поднебесную, тут же распорядился о переброске тактического ядерного оружия в Белоруссию). На это указывает ряд моментов: а) МИД Китая уже официально заявил, что Пекин поддерживает европейскую сторону (представленную в лице Макрона – прим. авт.) в стремлении содействовать мирным переговорам; б) как пишет Bloomberg, французский президент уже поручил своему советнику по внешней политике Эммануэлю Бонну работать с высокопоставленным китайским дипломатом Ван И над созданием структуры, которая может быть использована в качестве основы для будущих переговоров, причем, как утверждают источники издания, «союзники Франции были проинформированы о любых инициативах Франции». Не исключено, что Макрон в данном случае выступает даже как посредник между Китаем и США для достижения компромисса по «украинскому кейсу» (так, вчера состоялся телефонный разговор между французским и американским лидерами, в ходе которого стороны «подтвердили свою неизменную поддержку Украины перед лицом жестокой агрессии России», а также обсудили поезду первого в Пекин).
Более того, как сообщает телеграм-канал «Брифинг», который связывают с российской АП, «Макрон изложил свою позицию председателю Си. Министр обороны Китая, недавно посещавший Путина, изложил позицию Макрона и Си». То есть уже все стороны – возможно, кроме Украины – ознакомлены с основной направленностью французского плана. «Известно, что переговоры могут начаться летом, в нем (мирном плане – прим. авт.) также оговариваются долгосрочные гарантии безопасности для Киева. Источник с российской стороны говорит, что Москва ознакомлена с параметрами плана, но ждет полноценный документ. Россия, скорее всего, поддержит план Макрона», – пишет «Брифинг».
Так это или не так – не проверишь, но выглядит вполне логично. В особенности учитывая, что как с китайской, так и – даже! – с американской стороны идут сигналы о том, что вероятность того, что Россия и Украина усядутся за стол переговоров уже этим летом (или осенью), довольно высокая. Вне зависимости от результатов контрнаступления.
Понятно, что если этот план будет принят, то все лавры достанутся Макрону (сколько было уже желающих оседлать этого зверя, и только президенту Франции это удастся – так Макрон станет героем Европы). Имиджевые акции его после этого подскачут до небес, а это, в свою очередь, означает, что вакантное место неофициального лидера Евросоюза (после отставки Ангелы Меркель) автоматически достанется Макрону. С этим все понятно. Но что же получает Китай и его амбициозный лидер?
А то, что Макрон уже озвучил: выступая в Нидерландах, как передает BBC, он заявил, что быть союзником США «не означает быть их вассалом, не означает, что мы не имеем права думать самостоятельно». При этом – внимание! – добавив, что выступает за статус-кво Тайваня, но одновременно «поддерживает политику одного Китая и поиск мирного разрешения ситуации». То есть Макрон не просто против Америки, но еще и за невмешательство в возможный американо-китайский конфликт из-за Тайваня.
А что он говорил до этого? «Стратегическая автономия означает допущение, что у нас схожие взгляды с Соединенными Штатами, но будь то Украина, отношения с Китаем или санкции, у нас есть европейская стратегия. Мы не хотим вдаваться в логику от блока к блоку. Наоборот, мы должны «уменьшить риск» нашей модели, не зависеть от других, сохраняя при этом везде, где это возможно, тесную интеграцию наших цепочек создания стоимости. Парадокс заключается в том, что когда мы ввели элементы настоящей европейской стратегической автономии, мы стали следовать американской политике в силу своего рода панического рефлекса. Напротив, сражения, которые предстоит вести сегодня, состоят, с одной стороны, в ускорении нашей стратегической автономии, а с другой стороны, в обеспечении финансирования наших экономик. Я пользуюсь этой возможностью, чтобы настаивать на одном моменте: мы не должны зависеть от экстерриториальности доллара», – это из его интервью Les Echos сразу после поездки в Пекин.
А в интервью Politico, которое он дал прямо на борту самолета, летевшего в Париж из Пекина, Макрон прямо заявил, что Европа в случае конфликта между США и Китаем должна идти своим путем, обосновав это положение своей теорией «стратегической автономии» для Европы, предположительно, во главе с Францией, чтобы стать «третьей сверхдержавой».
То есть Си помогает Макрону «взять» трон неформального лидера ЕС с условием, что Европа не будет вмешиваться в вероятный конфликт Китая с США из-за Тайваня. Размен: Украина за Тайвань. Плюс преобразование ЕС до «третьей сверхдержавы» в случае ухудшения отношений с США создаст для Китая площадку для возмещения определенной доли импорта и экспорта, которые приходились на США. (В пользу этой версии говорит также то, что, если верить Reuters, Си склонял Макрона к «противостоянию» с США во время их бесед тет-а-тет.)
Хитро? Не без этого. И определенные подвижки в этом направлении уже имеются. Например, что касается «стратегической автономии», идею которой продвигает Макрон, то ее уже открыто поддержал президент Евросовета Шарль Мишель, отметивший, что «произошел скачок вперед в вопросе стратегической автономии, если сравнить с тем, что было несколько лет назад». «Что касается вопроса отношений с Соединенными Штатами, то понятно, что на переговорах в Евросовете могут быть нюансы и деликатные вопросы. Некоторые европейские лидеры не говорили бы так, как ЭмманюэльМакрон… Я думаю, что многие действительно думают так, как Эмманюэль Макрон», – заявил он в интервью французскому телешоу La Fauteàl’Europe. Плюс ко всему ЕС озаботился вопросом увеличения собственных полупроводников. Так, в ближайшее время Европарламент должен будет принять законопроект о европейских чипах (European Chips Act), который предусматривает увеличение доли ЕС на рынке полупроводников к 2030 году с нынешних 10 до 20% (что дает определенную независимость от того же Тайваня и США). Кстати, в копилку Макрону также идет и «энергетический кейс»: если в Германии на днях закрылись последние рабочие атомные электростанции, то Франция, наоборот, делает ставку на атомную энергетику, что в перспективе – если «зеленая энергетика» себя не оправдает или, скажем точнее, для этого потребуется больше времени – дает Франции все шансы выбиться в ЕС в энергетические лидеры (не зря же и Штаты уделяют повышенное внимание именно атомной энергетике).
Но получится ли у Макрона с Си провернуть эту комбинацию (разумеется, если мое предположение в той или иной степени верно)? Противодействие идет нехилое. С одной стороны, как пишет Bloomberg, некоторые европейские политики сильно сомневаются, что Китай может служить нейтральным посредником, учитывая его «безграничную дружбу» с Россией (которую, отмечу, в Европе склонны преувеличивать). С другой – в ЕС полагают, что инициатива Макрона преждевременна и вообще грозит подрывом европейского единства. Не просто же так, как передает EurActiv, спустя всего несколько дней после прибытия из Пекина глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала лидеров блока к единству в отношениях с Китаем, причем подчеркнув, что в отношении Китая необходима сильная политика и страны-члены ЕС должны координировать свои действия друг с другом для достижения этой цели. Избегая попыток – внимание! – разделить и подчинить себе страны ЕС. Уж не Вашингтон ли говорит ее устами? Там, надо полагать, слегка напряглись от активности «неугомонного» Эмманюэля.
Но если Макрон выйдет из этой схватки победителем, то геополитическая карта мира примет совершенно иные очертания. О многополярности или биполярности (США и Китай) – можно будет забыть. Мир станет терполярным. Будет ли эта конфигурация устойчивой? В среднесрочной перспективе – вряд ли. Конфликт между США и Китаем неизбежен (пусть не военный даже, а экономический, гибридный – какая разница? Итог-то один). И кто выйдет из него победителем – большой вопрос (на сегодняшний момент США выглядят более вероятным кандидатом на роль победителя, но часики тикают – баланс сил меняется). Ко всему прочему не стоит списывать со счетов Индию, которую готовят (те же Штаты) на замену Китаю. В общем, если брать мировую политику, то она вошла в стадию пока не турбулентности, но нестабильности. И крутые перемены не за горами. Большая игра началась.