Святая троица Глуховский, Быков и Акунин против русского читателя

2 года назад

Не первый раз приходится оппонировать Галине Юзефович, но, видит Бог, не при таких условиях хотелось бы. Дело в том, что сегодня МВД объявило в федеральный розыск писателя Дмитрия Глуховского: его обвиняют в дискредитации нашей армии. Одной из причин стал пост в запрещённом «Инстаграме»*. Уж что там было написано, не так важно. Для тех, кто следит за соцсетями писателя, понятно, что найти неоднозначные, мягко говоря, высказывания, а то и целые антивоенные «спичи» – вообще не проблема.

Галина Юзефович решила защитить друга:

«… раз уж такое происходит с Дмитрием Глуховским (одним из самых продаваемых авторов в нашей стране), хочу обратиться с небольшой, но пламенной речью к тем литераторам, которым почему-то кажется, что если запретить всех “неправильных” конкурентов, если “очистить рынок” от Быкова, Акунина и Глуховского, то слава и большие тиражи этих последних автоматически перейдут к ним – ну или в самом крайнем случае к их единомышленникам. Регулярно читаю посты всяких моих давних литературных любимцев, а в конце каждого маленькими, почти незаметными буковками приписано: а надо читать меня, меня, меня такого хорошего, талантливого, но недооценённого из-за господства вот этих вот. 

Дорогие, у меня для вас очень плохие новости. Быкова, Глуховского и Акунина запретить и вымести с рынка, конечно, можно. Но их должности, квартиры и дачи (зачёркнуто) популярность и успех достанутся не вам. Вас никто не читал и не слушал и в хорошие-то времена, а в плохие вы и подавно никому не нужны. Лавры всех перечисленных достанутся сериальчикам, видео на “Ютьюбе”, игрушкам в телефоне, возможно – каким-то телеграм-каналам. Вы не продаваемы, увы, и изменить это нельзя никакой, прости Господи, “санацией” книжного рынка».

“Прости Господи” – это я на автомате исправил, извините, вера не позволяет. В оригинале всё было с маленькой буквы и в одно слово – для излишней экспрессии. Критик имеет право, а у меня просто рука не поднимается.

Запомним высказывание Галины Юзефович – пусть оно пока побродит в сознании, а начнём с Дмитрия Глуховского, чтобы неискушённый читатель понял, с чем и с кем мы имеем дело.

Взлёт писательской карьеры пришёлся на книгу «Метро-2033» – это такая антиутопия 2000-х годов о том, как молодой парень Артём вынужден жить в московском метро, потому что прошла ядерная война и теперь вся российская столица сконцентрирована в подземке. Здесь царит управляемый хаос: есть «Конфедерация 1905 года», «Базы троцкистов», «Бауманский альянс, «Арбатская конфедерация», «Содружество ВДНХ», «Ясеневская община», «Четвёртый рейх» и т. д. Глуховский оригинально разбил по социальным категориям жителей Москвы и расположил их на станциях и целых ветках метро. Главный герой много путешествует, спасается от монстров, порождённых радиацией, выполняет какие-то квесты – собственно, получилась увлекательная подростковая литература.

(Кстати, под названием «Четвёртый рейх» и эмблемой из книги сегодня можно найти телеграм-канал русского-украинского нациста Малюты-Боцмана и его команды, что первыми зашли в печально известную Бучу…)

Легко могу представить себе мальчишку, который сначала играет в компьютерную игрушку подобного толка, а перед сном читает книгу Глуховского. Я сам таким был в 2007 году, брат мой прошёл аналогичный путь, да и многие знакомые. «Метро-2033» была заслуженным бестселлером.

Когда я отучился на филологическом факультете и начитался современной литературы, понял, что тексты Глуховского по гамбургскому счёту ни в какое сравнение не идут с настоящей литературой. Это очень умелая и качественно сделанная поделка. Точнее – поделки. Потому что вслед за первой книгой писатель настругал ещё парочку, а позже появилась целая Вселенная «Метро-2033», в которой начали реализовывать свои постапокалиптические фантазии молодые авторы со всей России. Но уже читать было невозможно.

Всё это я описываю к тому, чтобы сказать: Дмитрий Глуховский действительно self-made man – на этом этапе жизненного пути успехом он обязан себе и только себе.

Вопросы к нему начинаются с романа под названием «Текст» (2017) – это переходная точка, в которой писатель-фантаст решил покорить уже не просто непритязательных читателей-подростков, а требовательного взрослого и много читавшего человека.

Сюжет романа строится на бывшем студенте-филологе Илье Горюнове, который отсидел целый срок ни за что: пацану подбросили наркотики, когда тот на дискотеке решил заступиться за свою девушку. Он после отсидки решает поговорить с оперативником, засадившим его в тюрьму. Разговор не получается – и Горюнов случайно убивает полицейского, прячет его труп и забирает телефон. На протяжении всего «Текста» он старается не попасться и жить за убитого оперативника: утешает его родителей и отдельно девушку, находящуюся на сносях, торгует наркотиками, встречается со злыми чеченцами и т. д. Красной нитью через весь роман проходит одна простая мысль: ты живёшь в такой стране, где тебя могут посадить ни за что, – будь к этому готов.

К раскрутке «Текста» подключились все известные медиа-ресурсы: журнал «Огонёк» и Александр Архангельский, информационное агентство «ТАСС» и Константин Мильчин, «Новая газета» и давно ничего не пишущая, но ради такого дело обмакнувшая перо в чернильница Анна Наринская, «Эхо Москвы» и Николай Александров, The Village и Лиза Биргер, литературный портал «Горький» и Елена Макеенко и, конечно же, «Медуза» (признана иностранным агентом) и Галина Юзефович. Наконец, редактор издательства «АСТ» Мария Сергеева номинировала роман на премию «Национальный бестселлер». Хотите, чтобы о книге заговорили всерьёз, отправьте её на «Нацбест»: там полтора десятка злых, драйвовых и оригинальных критиков разберёт её по косточкам.

 

Вскоре был снят фильм с Александром Петровым в главной роли. За это дело взялся новый модный режиссёр Клим Шипенко. В качестве актёров были задействованы гламурненькая Кристина Асмус и Иван Янковский из именитого актёрского семейства.

Словом, Дмитрия Глуховского начали за уши тянуть в ВПЗР – в великие писатели земли русской. Это такой литературный стёб. Или не совсем стёб.

Надо ли говорить, что «Текст» был на три головы ниже «Метро-2033» и строился на заимствованиях из самых разных книг – начиная с поэмы «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева и заканчивая «Санькой» Захара Прилепина? Я тогда же писал об этом в отдельной критической статье.

Как ни старались наши критики и медиаменеджеры сделать из Глуховского большого писателя, ничего не получилось. Разве что с тех пор всеми любимый Митя огламурился донельзя: и к Юрию Дудю (признан иностранным агентом) попал (надо ли напоминать, о чём они беседовали?), и лекции читал по истории русской литературы, и на всевозможные книжные фестивали и выставки его свозили у нас и зарубежом, а в прошлом году удостоился премии от глянцевого журнала «GQ» – «Чиполлино года» – ой, извините, это так называлась моя статья, так-то, конечно, – «Автор года».

Чиполлино – потому что Глуховский хотел отдать свою премию итальянскому детскому писателю. Процитируем спич «Мити»:

«Джанни Родари по-настоящему заслуживает вот эту штуку-дрюку стеклянную, потому что он написал книги о Чиполлино и “Джельсомино в стране лжецов”. “Чиполлино” – это просто всё, что сейчас разворачивается, начиная с января, у нас в стране, один в один, очень смешно. Сейчас детям читал, уссаться. Значит, просто про нас, всё вот это – оккупационный режим фруктов против народа-овощей. “Джельсомино в стране лжецов” – это такая страна, куда попадает мальчик из рабоче-крестьянской Италии. Попадает в страну, где нельзя называть вещи ни в коем случае своими именами. Сыр называется “ластиком”, чернила – это “молоко”, ни в коем случае нельзя называть сыр “сыром”, а ластик “ластиком”, потому что за это – сразу в тюрьму».

Напомню, это речь большого писателя, которого нам навязывали и продолжают навязывать медиаменеджеры и просто “друзья Мити”. Уссаться можно!

Но мы всё-таки говорим о русском читателе. Да, он обращал внимание на прежние книги Глуховского. Да, какое-то время была слава писателя-фантаста, подогревала интерес к реалистической прозе. И всё это, повторюсь, было вполне заслужено самим автором. Однако когда началась возгонка символического капитала, сразу появились вопросы.

Адресую эти вопросы, собственно, тому, кто принимал в этом участие – Галине Юзефович и её пламенной речи.

Во-первых, Глуховский, Быков и Акунин – даже между собой не конкуренты, потому что у них принципиально разные читатели. Есть небольшой сегмент, где пересекается общественный интерес, но он незначителен. Что уж говорить о тех писателях, которые находятся с вышеобозначенной святой троицей на противоположных флангах литературного процесса?

Во-вторых, если кто и предлагает убрать или запретить «конкурентов», то это какая-то безымянная и оголтелая часть патриотического сообщества. Я с ними не согласен. И думаю, что те, кого Юзефович противопоставляет святой троице, тоже не согласны.

Надо же для начала создать конкурентную среду, чтобы не только за «Митю» вписывались друзья, но и за «Васю», «Петю», «Лёху», «Олю» и т. д. А такой среды нет. Большая часть толстых журналов имеет чёрные списки и стоп-листы. Аналогичная ситуация – с литературными порталами. Радио- и телепередачи, блогеры с и их подкастами ориентируются на то, что на слуху. А на слуху – то, что накачивается различными критиками и медиаменеджерами символическим капиталом.

Замкнутый круг, да?

Когда об этом начинаешь говорить с медиаменеджерами, они обижаются, надувают губки и твердят по бумажке: «Вы просто завидуете! Создайте для начала что-то своё!» И это говорят те люди, что сидят на олигархических деньгах, распиливают бюджеты, имеют больших покровителей или ручкаются с «Сашей», «Ваней», «Лизой», которые могут посодействовать. Может, будем предельно честны?

Захар Прилепин. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Вряд ли Галина Юзефович будет утверждать, что у Захара Прилепина, Михаила Елизарова и Евгения Водолазкина нет читателей. Или их количество несопоставимо с количеством читателей «святой троицы».

Вряд ли Галина Юзефович будет утверждать, что институт литературных премий безупречен и награждаются исключительно заслуживающие того книги. Ведь год от года примеры неадекватности членов жюри накапливаются, а народные волнения усиливаются.

Пару лет назад был грандиозный скандал. Михаил Елизаров написал отличный роман «Земля» – о космогонии русской смерти. Он работал над ним пять лет и выпустил после семилетнего перерыва. Это была долгожданная новинка от всеми любимого писателя. В тот год Елизаров выиграл премии «Национальный бестселлер» и «Григорьевскую поэтическую премию». И всему было ясно, что он должен получить «Большую книгу» и, как говорят в футболе, оформить хет-трик. Но жюри отдало предпочтение книге Александра Иличевского. Елизаров же получил приз читательских симпатий.

Симптоматично, да? О десятках случаев, когда гениальные книги не доходили даже до шорт-листов премий – и говорить не буду. Это отдельная тема.

Аналогичная история развернулась буквально на днях. Другая громкая и раскрученная премия, но уже для молодых писателей – «Лицей им. А. С. Пушкина» – 6 июня объявляла победителей. Опять-таки всем было ясно, что должна победить Анна Долгарева – настоящий поэт и военкор. 

Она почти не вылезает из Донбасса. Возит туда гуманитарную помощь. Привозит писателей и музыкантов на передовую, чтобы вдохновить наших бойцов и показать, что там, в глубоком тылу, о них думают и молятся, что всё не зря. Тиражи долгаревских книг выходят по современных поэтическим меркам на какую-то небывалую орбиту – в несколько тысяч экземпляров. Да-да, увы, это так. Но я думаю, что 2022 год обратит внимание русского читателя на эту прекрасную девушку и её стихи.

Долгарева не так давно участвовала в «Филатов-фесте», где разыгрывались большие денежные премии. И предсказуемо заняла первое место – получила один миллион рублей. Часть денег она потратила на помощь нашей армии.

И вот в день рождения Александра Пушкина на Красной площади объявляли победителей премии «Лицей». Сначала Долгареву вызвали на сцену, и Михаил Визель вручил ей приз читательских симпатий. На сайте «Год литературы» проходило голосование, и за Анну пришло порядка 7-8 тысяч голосов.

Следом на сцену вышел небезызвестный Михаил Швыдкой, чтобы держать речь следующего содержания:

«Теодор Адорно говорил, что невозможно писать стихи после Освенцима. Опыт показывает, что можно. Можно и об Освенциме… А можно и не о нём».

Это был такой подкол Долгаревой, которая сидела на сцене в футболке с флагом ДНР. Швыдкой наградил первым местом Ольгу Скорлупкину.

Я в тот же день с утра пораньше написал у себя в соцсетях, кто может и кто не может получить премию. Любопытствующие могут поинтересоваться. Если коротко, то Скорлупкина была самым компромиссным вариантом, чтобы литературная тусовочка не скандалила внутри себя. А народ – Бог с ним. Что он понимает в литературе?

И премией «Большая книга», и премией «Лицей» руководил Георгий Урушадзе. Его лишь недавно отстранили от занимаемой должности, потому что тот слишком разоткровенничался в соцсетях и интервью. Все его высказывания строились на том, что лишь избранные способны понимать высокое искусство, а тем паче – выделять и награждать талантливых коллег. Не народу определять значимость того или иного автора, потому что плебс и быдло достойны только телемыла и пернатого Киркорова.

Уверен, что Галина Юзефович в курсе всех этих пертурбаций. И догадываюсь, тоже не в восторге от всего этого. Так почему же она утверждает, что читатели Глуховского, Быкова и Акунина при нормальной конкурентной среде не обратят внимания на других авторов, а обратятся к сериалам и гаджетам? На деле же всё происходит иначе. И случаи Елизарова и Долгаревой – только подтверждают это.

Русский читатель – чуток и любвеобилен. Дайте ему выбор, а не пичкайте низкопробным пошложанровым ширпотребом. И вы увидите, как расцветёт наша культура.

Борис Акунин. Фото: nedvijdom.ru

Как пишут в соцсетях, специальная военная операция должна пройтись и по нашей культуре. «Азовсталь им. Глуховского, Быкова и Акунина» будет сломлена. Вот увидите.

*Заблокирован в РФ, принадлежит Meta – организация признана экстремистской и запрещена в России.



Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина Владимировна
Ирина Владимировна
1 год назад

Я много лет была поклонница Григория Чхартишвили (Бориса Акунина), имею дома целый «иконостас» его книг ))) Но… когда узнала, что он спонсирует АТО, что-то надломилось в моей душе. Несколько новых купленных книг не смогла прочесть, не более 40-50 страниц. Воротит! Хотя очень люблю его слог, мягкий, завораживающий. Очень удивлялась сама себе. А Глуховского вообще невозможно читать, хотя сын прочёл его «Метро», когда служил в армии. Говорит, ничего вроде. Не на мой вкус!

Бахо
Бахо
1 год назад

Иван Владимирович Дроздов.
«Последний Иван».

Виталий Шигоров
Виталий Шигоров
1 год назад

Ну, согласен от части, допустим того же Глуховского, Акунина, Лукьяненко я читать не могу, у Глуховского явная графомания, текст не складный какой-то получается, у Акунина с Лукьяненко мутная муть в текстах, не понятно о чем он вообще. НУ не мне судить, я все таки больше по космической фантастике и фентезятине, в основном ее читаю. Но мне почему-то больше нравятся те авторы, что есть на автортудей, такие как Николай Метельский, Виталий Зыков, Андрей Васильев, первый утверждает что он вообще графоман обыкновенный, Зыков просто нехороший человек(потому что никак не может уложится в обещанные сроки), Васильев просто нравится мне его стиль. Так вот, к чему это я, это я к тому, что у вышеобозначенных писателей качество текста, его логичность и структурированность гораздо выше, чем у Лукьяненко, Глуховского и Акунина вместе взятых, причем Метельского,Зыкова и Васильева никто не распиаривал, просто кто-то наткнулся на их тексты в свое время и понеслось. Немного сумбурно, но примерно так я думаю…

Ирина
Ирина
1 год назад

Спасибо! Вы всё правильно написали. Альтернатива есть, да ещё и какая! «Святая троица» им и в подмётки не годится. Проплачивают, пропихивают вперёд бездарей. А настоящие таланты задвинуты и недоступны широкому кругу читателей! О них узнаёшь порой случайно. Очень хочется, чтобы ситуация изменилась! И мне кажется, многое изменить мы можем сами.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ