«Союз 24 февраля»: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК БЕСХОЗНЫЙ СУБЪЕКТ

2 месяца назад

2025 год для современной русской литературы начался весьма обнадеживающе: в феврале прошел съезд СПР, на котором руководителем писательской организации был избран Владимир Мединский. Тогда Александр Проханов назвал происходящее «небывалым чудом» и отметил, что «государство впервые за тридцать лет обратило внимание на писателей».

Фото: TASS/ dpa/picture-alliance

В марте состоялось заседание президентского совета по культуре, на котором Николай Иванов поднял перед первым лицом государства давнюю проблему о странном пребывании литературы под крылом Минцифры. Причем его предложение о переходе в Минкульт тут же публично поддержали несколько высокопоставленных федеральных чиновников.

В начале мая по итогам заседания Совета был опубликован перечень президентских поручений. Одно из них прописывало правительству страны подготовить к 10 июня свои предложение по вопросу перехода литературы из Минцифры в Минкульт.

Как не вспомнить и весьма окрыляющий диалог литераторов накануне юбилея Великой Победы с Дмитрием Медведевым! Дмитрий Анатольевич показал свою заинтересованность, погруженность в проблемы и пообещал писателям оказывать всяческую поддержку, в том числе по партийной линии.

Понятно, что большие ожидания зачастую приводят к горьким разочарованиям, что все не враз делается, что запустенье в отечественной литературе, которое царило десятилетиями, одномоментно не исправить. Но все-таки очень бы хотелось, чтобы внимание, проявленное к литературе, не ушло в пустоту, не было лишь поверхностным, для галочки, чтобы ощущался весомый эффект от уже сделанного, были запущены серьезные изменения в литературной сфере, которая долгое время пребывала в плачевном и крайне унизительном положении.

Александр Проханов. Фото: ITAR-TASS

Впрочем, нельзя категорически заявлять, что государство раньше было предельно далеко от вопросов литературы, оно периодически обращало внимание на нее. Так, вспоминается конец 2013 года, когда состоялось Российское литературное собрание с участием президента. Диалог на высшем уровне породил многие надежды и ожидание, что наконец ситуация сдвинется с мертвой точки. Но сила инерции все это обратила не просто в застой – в откровенную деградацию, вопиющее отчуждение литературы от своей страны продолжилось.

Прошло 12 лет. Перед писателями – все те же вопросы, но только в еще более жесткой постановке. Отступать некуда. 

Ольга Погодина-Кузмина:

– Русская литература – одна из самых доходных в мире. Продажи русской классики XIX-XX веков приносят огромные средства книготорговцам. В пятерку самых читаемых писателей мира неизменно входят как минимум два русских прозаика. Именно русский поэт и нобелевский лауреат встряхнул обветшалую англоязычную поэтику и направил пути ее развития. И сегодня наша литература не оскудела талантами, пылкостью, яростью и философским блеском.

Ольга Погодина-Кузмина / ВН

Ольга Погодина-Кузмина

Но создается впечатление, что русского писателя намеренно пытаются загнать в подполье, бессилье, вечное безденежье и унижение. При огромных бюджетах нашей культуры, на фоне великолепных празднеств, феерий, фестивалей, фейерверков почему-то именно литература остается безхозным и никому не нужным субъектом, как нелюбимая старикова дочка из русской сказки. Русского писателя словно выгнали на мороз и бросили выживать, при том что в общей культурной семье сытно едят и пьют. 

Самое удивительное в этой ситуации, что русская литература жива и на морозе, и в нищете, одной только поддержкой читателей, которые кряхтят от книжных цен, но все же кое-как покупают книги.

«Союз 24 февраля» уже давно пытается выяснить, как же сложилась эта система, что книги стали золотыми, бюджеты в сфере культуры огромные, а русский писатель по-прежнему не видит ни денег, ни моральной поддержки, ни организационной помощи от тех, кто всем этим должен заниматься.

Андрей Рудалёв:

– «Союз 24 февраля» ратует за системный подход. Необходима общая концепция преодоления разрухи в сфере литературы – разрухи, вызванной затяжной культурной интервенцией. В качестве примера и предмета для разговора нами зимой 2025 года была подготовлена и обнародована программа «Русский литературный прорыв».

Андрей Рубанов и Андрей Рудалёв / тг

Системность преобразований предполагает коренные структурные изменения. Но даже намека на них, к сожалению, не видно. Несмотря на то, что проблема ведомственного подчинения в очередной раз дошла до президента, заинтересованные лица не выпускают литературу из своих удушающих объятий. Если это продолжится, то тема преображения литературной сферы вновь обретет декоративный и полудемагогический формат. Вновь отмахнутся, сказав, что не до нее сейчас. Отмахиваться научились до такой степени, что речь уже идет о культурной интервенции.

Пока не видно серьезного подхода к литературе, системной концепции и понимания, что в итоге мы хотим получить. Кто в лес, кто по дрова.

Литературу фактически разделили на постсоветскую и патриотическую сообразно двум премиям: «Большая книга» и «Слово». И устроили подобие забега, дескать, пусть победит сильнейший. С одной стороны – практически неприкасаемая минцифровская система с мощной печатной и распределительной системой, солидной государственной системой субсидий и грантов разного уровня. С другой – захудалая патриотическая резервация, которую держат на голодном пайке, выделяя крохи или предлагая перейти на подножный корм.

Сейчас, как грибы в дождливое лето, возникают всевозможные экспертные советы, разрозненные и никак не связанные друг с другом инициативы. Кто-то пытается заниматься детской литературой. Прорываются и тут же затухают после хора шиканий со всех сторон реплики про необходимость наведения порядка в книгоиздании. Кто-то ратует за цензуру – мотивы этого ратования самые разнообразные. Актуальна тема госзаказа, но тут вообще никаких подвижек.

Александр Пелевин, Андрей Рудалёв, Дмитрий Артис / тг

Никто из ответственных лиц не понимает, для чего отечественная литература необходима в диалоге по контуру постсоветского пространства или со странами БРИКС. Об этом до сих пор свидетельствуют международные ярмарки, где все еще главное – банальный литтуризм. Тема перехода в Минкульт и вовсе уходит в вату, и благих вестей тут едва ли стоит ожидать.

Бесхозность писателя прогрессирует. В литературе до сих пор главенствуют интересы, весьма далекие от национальных, государственных.

Так мы можем упустить шанс на преображение. Шанс, данный нам накануне возможных серьезных потрясений.

Игорь Караулов:

– Поручение президента России о подготовке предложений по переводу литературы из Минцифры в Минкульт, судя по всему, не выполнено. По крайней мере, ничего о ходе его выполнения не слышно, хотя срок истёк больше месяца тому назад. При этом чиновники не трудятся как-то объяснить задержку. Они не ссылаются, например, на технические препятствия (которых, впрочем, не существует). Зато они стали говорить об уникальной «экосистеме», которая возникла под эгидой Минцифры и РКС. То есть, по сути, саботаж распоряжения главы государства мотивируется тем, что руководителям литературно-книжной отрасли и так хорошо живётся, а любые перемены грозят подорвать их благополучие.

Недавно президент утвердил Основы языковой политики. В них, помимо прочего, говорится о том, что правительство должно определить орган исполнительной власти, ответственный за проведение этой политики. Поскольку вопросы языка включают также и литературу, писательскому сообществу тоже не всё равно, что это будет за орган. Снова Минцифры? И опять на том основании, что у нас теперь всё делается по интернету? Или всё-таки Минкульт – и тогда цифровое пленение литературы станет совсем уж абсурдным.

Игорь Караулов

А между тем, тянуть уже нельзя. Интересы государства, интересы нашего будущего в книжном деле всё ещё не защищены. Отряды инкубаторских авторов и авторок по-прежнему колесят по регионам, нередко за государственные деньги, и навязывают публике как нечто модное и современное «деколониальные» смыслы, направленные на подрыв единства страны. Молчуны, нейтралы, тихушники, ждуны определяют лицо нашей литературы, и такое лицо не интересно никому в мире, кроме стран, откуда приходят инструкции на ослабление России. Неинтересно Глобальному Югу, который мы стремимся идейно возглавить. А откуда должны взяться идеи консервативной, гуманистической революции? Только из литературы.

Новые поколения хотят сказать своё слово, но не видят умной и целенаправленной поддержки от государства. А пока литературная политика находится в желеобразном состоянии, талантливых людей на взлёте расхватывают школы креативного врайтинга, а затем и книжные фестивали, организуемые по принципу «как бы чего не вышло». И если у стен Кремля уже стыдно не дать главного слова патриотам, то вдали от столицы люди, воротящие нос от буквы Z, чувствуют себя хозяевами положения.

Писатели, поэты, для которых любовь к своей стране – не выгодная поза, а естественное состояние души, готовы работать с любой аудиторией в любых регионах, с людьми из смежных видов искусства, убеждать, доказывать нашу историческую правоту, говорить правду об увиденном. Нужно лишь выстроить господдержку этой работы на основе осмысленного неравнодушия.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ