Российскую культуру продолжают запрещать по всему миру: виллу Рахманинова отдали Швейцарии, дирижеров увольняют, оперы Чайковского удаляют за «имперские идеи»

2 года назад

Еще совсем недавно интернет активно шутил по поводу абсурдных запретов на все русское. Мол, ну что еще можно запретить после котов, дуба и послушных российских теннисистов, которые снимают из соцсетей флаги родной страны?

Оказалось, еще много чего.
Например, музыку!

Да-да, это блестящий командир эскадрильи Маэстро в исполнении Леонида Быкова («В бой идут одни старики», 1974) уверял, что всё преходяще, а музыка вечна. Ошибался офицер, как оказалось.

Русскую музыку, русских музыкантов и русских дирижеров, признанных во всем мире, запросто стали отменять по всем фронтам.

Первым прилетело Валерию Гергиеву – руководителю Мариинки. Ну причины понятны: «друг Путина», устраивал концерты в освобожденной русскими воинами Пальмире и прочее. Сколько бы регалий не было у Валерия Абисаловича, его уволили ОТОВСЮДУ, откуда только можно: из Мюнхенского филармонического оркестра, Венской филармонии, Парижской филармонии. Фестивальный оркестр в Вербье и Люцернский фестиваль оперы отказались работать с маэстро.

Затем на выход указали Анне Нетребко – солистке мировых опер – за то, что слишком долго определялась с позицией по СВО. Итальянский театр Ла-Скала, нью-йоркская Метрополитен-опера и еще несколько прославленных учреждений культуры заявили, что работать с русской артисткой не собираются. Поняв, что дело пахнет керосином, оперная дива начала каяться, да было поздно. Метрополитен-опера недвусмысленно намекнула Анне, что извиняться и рвать связи с Россией надо усерднее. Подчеркивая унизительность ситуации, партии Нетребко в постановке «Турандот» отдали именной киевской конкурентке Анны.

Затем пришли новости из Франции. Из Национального оркестра Капитолия Тулузы турнули главного дирижера – россиянина Тугана Сохиева, работавшего в Большом театре. Музыканты выступили за нашего маэстро, написав трогательное письмо:

«Туган Сохиев русский. Его история, его семья, его культура тесно связаны с этой страной. Именно этот факт и его привязанность к своим корням позволила нам, позволила вам на протяжении многих лет обогащаться тем, что он способен был передать нам».

«Музыканты Национального оркестра Капитолия Тулузы глубоко опечалены отставкой своего музыкального руководителя, но ещё больше – навязанной российским артистам обязанностью оправдываться. Мы также считаем необходимым публично заявить, что не готовы допустить, чтобы наше музыкальное сотрудничество с Туганом Сохиевым закончилось столь печально. Вопреки тому, что было сказано здесь или там, у нас с маэстро Сохиевым было намечено много совместных проектов на месяцы и годы вперед – пусть даже не как с музыкальным руководителем, а как с приглашенным дирижером, который тем не менее имеет привилегированную связь с нашим оркестром».

Но всем плевать.
Русский теперь синоним слова виноватый.

По этой же причине не повезло и Теодору Курентзису – российскому дирижеру с греческими корнями, руководившему Пермским театром оперы и балета. Венский «Концертхаус» отменил благотворительный концерт оркестра Курентзиса musicAeterna, после того как посол Украины в Австрии Василий Химинец «выразил желание воздержаться» от привлечения российских артистов к благотворительным концертам на благо Украины.

Какое отношение имеет оркестр Теодора к благу Украины, никто не уточняет.
Но тенденция длится и длится.
В Мюнхене и Париже майские концерты оркестра тоже отменены.

– Сложная и насыщенная программа, состоящая из фрагментов барочных опер и балетов Жана Филиппа Рамо, требует участия музыкантов из разных стран и длительного репетиционного периода, – сверхдипломатично указано на сайте оркестра Курентзиса. – В условиях логистических трудностей и общей неопределенности реализация этого проекта не представляется возможной.

Следом в травлю русской музыки включилась вечно нейтральная Швейцария. Причем своеобразным образом. Там по сути национализировали виллу Сергея Рахманинова в Люцерне. В прямом смысле слова передав и землю, и помещения, и наследие великого композитора городским властям.

Знаменитая швейцарская вилла «Сенар» на Фирвальдштетском озере, в которой композитор Сергей Рахманинов прожил до 1940 года, ушла во владение кантона Люцерн. Фонд русского музыканта заключил с местными властями договор, согласно которому вилла становится объектом культурного наследия страны и вскоре может перейти под эгиду ЮНЕСКО. На реконструкцию потратят больше 15 миллионов швейцарских франков (1,3 триллиона рублей).

Речь идет о территории в десять гектаров, на которой находятся два дома, сад, набережная и причал. До сих пор в помещениях сохранились подлинная обстановка, мебель, музыкальные инструменты, рояль Steinway, подаренный композитору фортепианным мастером Генри Штайнвегом (Стейнвеем), а еще дневники, ноты, переписка, архив. Название «Сенар» составлено из первых букв имен супругов Рахманиновых – Сергея и Натальи, а также первой буквы фамилии. Именно на этой вилле композитор написал Рапсодию на тему Паганини. И после смерти композитора в 1943 году имение перешло к его наследникам: второй дочери Татьяне, а затем внуку Александру Рахманинову (1933–2012), основавшему Фонд Рахманинова.

По завещанию Александра Рахманинова права на имение и все предметы интерьера перешли Фонду композитора, который возглавила вдова последнего владельца Наталья. А от нее – Урсу Цсивилеру… бывшему послу Швейцарии в США. Стоит ли удивляться, что именно он принял решение разорвать отношения с Россией, выгнать из руководства фонда Дениса Мацуева и выкупить виллу у внуков Рахманинова, чтобы передать во владение Люцерна.

– Сразу после начала вторжения на Украину мы приостановили членство Дениса Мацуева в Консультативном совете Фонда, – сообщил Цсивилер.

Теперь виллу Рахманинова выкупили. Согласно достигнутому соглашению, четыре правнука Сергея Рахманинова получат за это по два миллиона франков (173 миллиона рублей) каждый. Нотариальное заверение договора купли-продажи состоялось 1 апреля 2022 года. Теперь кантон приведет в порядок интерьеры (с июля по сентябрь), выделив на это более 15 миллионов франков.

Отношения с Российским национальным музеем музыки Фонд Рахманинова тоже разорвал, поэтому экспонаты из России не будут участвовать в выставке, запланированной на 2023 год.

После этого в дерзкой стране сыра и часов отменили оперу Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева» – одно из самых монументальных и значимых произведений автора.

Так, из программы фестиваля оперной музыки в швейцарском Санкт-Галлене попросту пропала «Орлеанская дева», написанная русским композитором. Ну и что, что опера была написана в 1879 году? Организаторы считают, что между музыкальным произведением Чайковского, посвященного Жанне Д’Арк, и «событиями на Украине» есть связь. И исполнять эту оперу – «безответственно».

– Мы не можем позволить себе организовывать постановку произведения русского композитора на открытой площадке, так как это накладывает на нас дополнительную ответственность перед публикой и общественностью, – говорится в сообщении организаторов.

Как говорится на официальном сайте фестиваля, организаторы понимают, что сюжет оперы «Орлеанская дева» имеет отношение к французской истории. И тем не менее решили заменить ее в программе на «Жанну д’Арк» Джузеппе Верди. Представления были запланированы на 24, 25 и 28 июня 2022 года.

На таком пире русофобии не смогла удержаться от соблазна культурных санкций и скромная и незаметная Чехия.

Пражская государственная опера объявила, что отменяет постановку оперы «Черевички» Чайковского, потому что считает, что произведение «поддерживает имперские идеи».



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Клаудия
Клаудия
1 год назад

Это касается не только музыкантов, но и спортсменов. Все они считали свою Родину нормальной страной. Вас обманули, и ваша международная карьера будет разрушена.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ