Про «мы и они» от либеральной общественности

2 года назад

Известный новгородский блогер, предположительно, оппозиционной направленности Николай Подосокорский, выступил тут в популярном нынче в среде российской либеральной общественности жанре «мы и они».

С записью этой все очень загадочно. Все постят её скриншот и даже цитируют дословно, только вот ссылок на первоисточник почему-то найти не получается. Есть ощущение, что отважный борец запись в какой-то момент просто удалил по принципу «как бы чего не вышло».

С другой стороны, сама постановка вопроса на уровне «мы и они», а особенно из уст такого широкоформатного деятеля, как господин Подосокорский, не просто показательна, а является поводом, чтобы про неё поговорить.

Начать здесь можно было бы с того, что для самого Николая Николаевича, судя по его крайне широкоформатной деятельности и разнообразным источникам финансирования, попросту не может быть никаких «у нас» и «у них». Потому что если учесть его оппозиционный накал с одновременным сотрудничеством с «Единой Россией» и даже не просто провластными структурами, а с целыми губернаторами в рамках разного рода пиар-кампаний, принцип у него другой: «И нашим и вашим и споём и спляшем». И, кстати, сам Николай Николаевич это все не особо скрывает, а более того, активно всеми своими достижениями делится.

Но бог бы с ним, человек деньги зарабатывает. И здесь, скорее, вопрос к тем из государственных и партийных чинов, кто услуги «известного блогера» оплачивает. Не жмет ли им где-нибудь такое «опосредованное фрондирование»?

Однако вопрос с «мы и они» куда глубже и интереснее даже не с политической, а с мировоззренческой и даже в чем-то религиозной точки зрения. Первым, кто, кажется, интуитивно это нащупал, оказался писатель Захар Прилепин. Который совершенно справедливо задался вопросом: «Э-э… А чего, правда первый список такой крышесносный?

Человек, составивший список, что характерно, занимается Достоевским. Я вот тихо спрошу себя сам: а что, правда бы ФМ предпочёл бы Никонову, Нарочницкой и Михалкову – компанию Сокурова, Ахеджакову и Дудя? Где он про это написал, вот бы вспомнить цитату».

Про деятелей от медиа и культуры, бог весть, может Федор Михайлович что-то и писал, и даже комплиментарное. Чтобы подробнее ознакомиться с тем, что такое Достоевский вообще и – для нас нынешних – в частности, можно посмотреть великолепное телеэссе Егора Холмогорова о великом русском писателе.

А вот насчет Навального или Фургала – есть очень сильные подозрения, что Федор Михайлович такие «политические архетипы» описывал. Например, в «Бесах». И совсем не в положительном ключе. Да и соратники Алексея Анатольевича, а точнее, паттерны их поведения Достоевским тоже тщательно выведены в «Братьях Карамазовых». В лице, например, Смердякова.

Однако, стоит повториться, есть и еще более глубокий пласт, который очертил в этом своем перечислении фамилий господин Подосокорский. И внезапно открывается этот пласт, если внимательно изучить «Сектоведение. Тоталитарные секты» А. Л. Дворкина. Где в перечне признаков тоталитарно-деструктивных групп значится следующий:

«Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает группой или не позволяет ей спасать себя».

Так вот, это пресловутое «мы и они», особенно среди граждан одной страны – это сектантство чистой воды. Ну примерно как «Свидетели Иеговы», которым на доктринальном уровне запрещено праздновать государственные праздники той страны, на территории которой они проживают, чтить гимн, флаг и прочие государственные символы. А также адепты такого культа обязаны максимально сократить любые социальные контакты с теми, кто «вне общины». Культура, история, философия, идеология и политика отсекаются таким же образом.
И вот в этом противопоставлении, которое изобразил Николай Николаевич, видно именно такое сектантство. А уж если вспомнить молодых и несдержанных адептов «российского либерализма» с постоянным упоминанием «люстраций», под которыми почему-то многие подразумевают банальные «расстрелы», то все становится окончательно понятным.

По-здоровому, что Шевчук, что Ахеджакова, что Муратов, да даже Навальный – это все граждане нашей страны. С равными правами и ответственностью перед законом. Граждане, которые, к слову, гражданскими правами активно пользовались и продолжают пользоваться.

Ну а если говорить про «медиа» и культуру, то, простите, для нормального человека что Ахеджакова с Шевчуком и Газмановым, что Михалковы, и старший, и младший, с Кончаловским впридачу – это все элементы единой, хоть и пестрой до противоречивости русской культуры. Равно, как и Дудь стоит в той же позиции по отношению к Соловьёву, Киселёву и Симоньян и, например, Соколову-Митричу – в контексте русской журналистики.

Кому-то кто-то из этих людей неприятен аж настолько, что «кушать невозможно». Да, периодически даже с доведением дела до исковых заявлений и прочих публичных кампаний.

Но это не отменяет того, что все это общая российская данность, одно культурное поле. Просто поле крайне неоднородное. И тем оно, собственно, и прекрасно.

А вот разделение на «мы и они» — это уже несколько иная история. Это история, которая снова подводит нас к термину «секта», который в одной их трактовок означает «осеченная часть от чего-то целого». Только вот это «отсечение» проводит совершенно не «путинское большинство». Первыми про «быдло и анчоусы» начали говорить именно «прекрасные люди с красивыми лицами». Они, в общем-то, и сейчас продолжают, хоть и несколько боле завуалированно. Но тем не менее загоняя себя все дальше в дебри самого мракобесного сектантства.

И в этом смысле, наверное, возмущаться тезисами господина Подосокорского, если он их действительно озвучил, даже не стоит. Тут, скорее, искренне пожалеть этих наших граждан, которые настолько могучими и стремительными пинками сами себя загоняют в ментальное гетто. Нюанс тут один: при все этой геттоизации вся эта «аристократия либерального духа» почему-то пытается получить денег через гранты, фиксирование и прочие преференции именно с того, кого и относит к «быдлу» и с кем разделяется по принципу «они и мы». И вот это уже смотрится откровенно лицемерно и несправедливо. И именно этот финансовый и правовой аспект хотелось бы, конечно, скорректировать. Особенно если все эти «элитарии» обособились настолько, что с остальной Россией ничего общего иметь не хотят.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ