Павел Селуков: литература и проза жизни

2 года назад

Жизнь писателя – не сахар. Денег за свои книги он получает немного: в зависимости от известности автора гонорар колеблется от средней зарплаты по провинции до средней зарплаты по Москве. Роялти (процент с продаж) ничтожно мал и может преподнести приятные сюрпризы только в большой временно́й перспективе.

Так зачем же молодые люди идут в писатели? У меня на этот вопрос два ответа. Во-первых, само по себе творчество в любых его проявлениях – это большое наслаждение. Во-вторых, есть еще какие-то островки лирической свободы, на которых можно в тесной душевной компании таких же неудачников, как и ты, просто жить (а повезет, так и какие-то премии получать).

Однако все это в одночасье может сойти на нет.

Есть такой прекрасный прозаик – Павел Селуков. Он из Перми. Новеллист. Его дебютная книга «Халулаец» (2019) прошла незамеченной (может, потому, что вышла не в центральных российских издательствах, а в казахстанском «Фолианте»?). Зато вторая – «Добыть Тарковского» – наделала много шума (видимо, потому, что вышла в лучшем издательстве – в «Редакции Елены Шубиной»). Она номинировалась на все премии. О ней спорили критики. Некоторые рассказы из сборника мгновенно ушли для разборов на парах вузовских преподавателей и на уроках школьных учителей. Вскоре образовалась и третья книга – «Как я был Анной» (все в той же «Редакции Елены Шубиной»). И если она не стала откровением, то точно заставила говорить о Павле Селукове всерьез.

Я и сам писал о двух последних книгах: в рамках жюрения премии «Национальный бестселлер» и рецензии для питерского толстого журнала «Звезда». И был, понятное дело, в полном восторге от этой прозы.

Встречались, конечно, критические высказывания от лиц нетрадиционной культурной ориентации. Те упрекали Селукова в использовании мата (ох ты господи!.. какие неженки!), в неумелом владении русским языком (героя произведения от нарратора и автора мы еще умеем отличать?), в шествии по проторенной дорожке «пацанской прозы» (якобы Павел плетется вослед за Захаром Прилепиным, Андреем Рубановым и т. п.; что, естественно, не так) и т. п.

Но самое смешное – его обвиняли в грубой стилизации! Некоторые критики полагают, что их пытаются обмануть: выпускник филологического факультета какого-то провинциального вуза рядится под приблатненного пацана с рабочей окраины Перми и пишет от его лица «пацанскую прозу».

Мне кажется это смешным, потому что такая стилизация в принципе невозможна. Если ты не погружен в бедный быт рабочих окраин, дешевое пиво и паленую водку, если ты не корешился с мужиками с автобазы и не ведал девок с пониженной социальной ответственностью, если не в курсах за гаш и забитые пяточки, просто ничего не сможешь достоверно и точно описать.

А Селуков – мог и, надеюсь, еще сможет. Когда-нибудь. Не сейчас.

Сейчас у писателя проблемы. На днях выяснилось, что он обзванивал знакомых литераторов (и не только) и одалживал небольшие суммы денег (не критические, но, как вы знаете, с миру по нитку – и голому рубаха).

До этого Селуков побывал в Барнауле на фестивале «Шукшинские дни». Первыми попались на удочку местные – писатель Анатолий Кирилин и министр культуры Алтайского края Елена Безрукова. У них Павел просил денег, потому что: а) семье есть нечего, б) срочно нужны лекарства от диабета.

Дальше попался я сам. Проводил мероприятия в рамках литературной мастерской на Хуторе Захара Прилепина, и в выходные неожиданно раздался звонок от Павла: так и так, срочно нужны деньги, отцу в деревне плохо, надо ехать и т. д. Конечно, отец – это свято. Как тут отказать? Тем более, что Селуков божился отдать деньги через пару дней: он получил премию им. Валентина Катаева от толстого журнала «Юность» – с нее-то он и рассчитывал отдать долги. И тем более, что сам я находился в такой идиллической обстановке, где каждый – брат или сестра. Как не помочь собрату писателю?

Дальше были и другие «жертвы». Никто, естественно, не отказывал. Павел придумывал новые и новые поводы для материальной помощи.

Сначала не хотелось в это верить. Но потом я связался с коллегами, что организуют премию им. Валентина Катаева, – и они подтвердили, что деньги давно переведены. Следом появился пост в «Фейсбуке» от Анатолия Кирилина: «Не давайте денег Селукову».

В итоге выяснилось, что молодой писатель загулял. И не просто, а с возлияниями и злоупотреблением. Да так, что приходится в ближайшее время ложиться «в наркологию на реабилитацию».

И вся эта ситуация, как мне кажется, позволяет нам выучить два урока.

Во-первых, не надо одалживать деньги, если ты боишься, что их не вернут. Мне очень нравится позиция Марины Кудимовой, тоже пострадавшей. Обращаясь к Анатолию Кирилину, она написала:

«Ты не одинок в добровольных пожертвованиях на спасение молодого дарования. Давай думать, что честно пропили!»

Да и все-таки это очень по-христиански – протянуть руку помощи нуждающемуся. Если тебя обманут, что ж, это уже другая история. Главное – что ты откликнулся.

Во-вторых, приключившаяся история показывает, что критики, не желавшие видеть в Селукове простого пацана с рабочей окраины, прогадали. Были слишком подозрительными. Судьба, рок, писательская биография взяли свое и наглядно продемонстрировали, что Павел не рисуется. Плюс-минус он интонационно и модусом поведения совпадает с героями своих книг. И это хорошо – теперь еще больше веришь этой прозе.

Павлу же остается пожелать выздоровления. И реабилитации – как в чисто медицинском смысле, так и в социальном. История русской литературы знает немало примеров, когда спившиеся и сторчавшиеся люди в силу своего таланта и трагической судьбы (любит наш народ пустить слезу и «милость к падшим призывать») всплывали и воспаряли над действительностью – Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Борис Поплавский, Сергей Чудаков, Леонид Губанов и многие другие.

Уверен: и Павел Селуков справится.

И настоящая литература победит прозу жизни.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Артемий Андреевич
Артемий Андреевич
2 лет назад

Читал его книгу Халулаец, больше понравилась чем нет, хотя давно уже не прёт читать на подобные темы… Больше всего понравился рассказ, где старый зэк захотел купить себе сарай

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ