Патриотическое движение литераторов «Союз 24 февраля» опубликовало свою программу

2 месяца назад

Сегодня патриотическое движение литераторов «Союз 24 февраля» опубликовало свою программу. В ней в частности говорится, что «значение литературы и писательского труда особенно важно сейчас, когда литераторы оказались на пике идейного противостояния». Литераторы заявляют об «однобокой политике», когда длительное время выделялись существенные ресурсы на «поддержку «либерального» вектора развития».

Фото: TASS/ dpa/picture-alliance

СОЮЗ 24 февраля

ПРОГРАММА

основных направлений деятельности, 

целей и задач Союза

Настоящая программа разработана инициативной группой учредителей для определения целей и задач «Союза 24 февраля».

ОСНОВАНИЯ

Литература – один из важнейших видов искусства, формирующий образ страны, ее духовный и нравственный стержень, этапы исторического развития и культурный код российского общества. Литераторы отражают в своих произведениях суть своей эпохи для современников и будущих поколений. Литература России – это ее визитная карточка, а литераторы – основа ее культуры.

Значение литературы и писательского труда особенно важно сегодня, когда литераторы оказались на пике идейного противостояния. Само время обострило проблемы, которые долгие годы мешали укреплению патриотического направления в отечественной словесности, при этом на поддержку «либерального» вектора развития всегда выделялись и сегодня уходят значительные ресурсы. Итог этой однобокой политики мы наблюдаем на примере клана писателей, обласканных государственной поддержкой, книжной индустрией и СМИ, которые не только не поддержали свою страну в трудный период, но фактически перешли на сторону врага и стали послушными инструментами западной пропаганды.

В этой ситуации обществу и власти необходимо серьезно пересмотреть свое отношение к литературе, осознать значимость этого направления культуры и выработать новые принципы работы с писателями, книгоиздателями, писательскими союзами, толстыми журналами и другими институциями, регулирующими эту сферу.

Мы — та часть писательского сообщества, которая сохранила верность своей стране; мы пришли в литературу не ради зарубежных грантов и поездок; мы из тех, кто сохраняет и развивает русскую словесность с любовью и болью за свое Отечество; кто готов работать на благо государства в самых трудных, зачастую опасных обстоятельствах. Поэтому обращаемся к своим коллегам и к руководству профильных ведомств с предложением пути реформирования нашей отрасли и рассчитываем на то, что будем услышаны и представителями других творческих союзов, и представителями органов государственного управления, ответственными за сферу литературной деятельности.

ТЕЗИСЫ ПРОГРАММЫ

В «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014 года, обозначены базовые ценности нашей страны. Это ценности семьи, труда и творчества, уважение к истории России, ее вкладу в мировую культуру.

С момента, когда были приняты эти положения, изменились векторы развития кино, театра, концертной деятельности — там, где заказ, экспертная оценка и финансирование осуществляется Министерством культуры РФ (далее – Минкульт). Но литература оказалась выключена из этого процесса обновления, оставаясь в управлении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (далее – Минцифра).

Минкульт осуществляет государственную политику в сфере культуры, искусства и культурного наследия. Тогда как в задачи Минцифры входит развитие информационных ресурсов, связи, массовых коммуникаций и СМИ. Таким образом литература как сфера культурной деятельности не регулируется ни одним из этих органов. И эта ситуация вызывает непонимание как самих писателей, так и общества: ведь литературная основа — это фундамент почти всех видов искусства, это база формирования родной речи, исторического мышления, взаимосвязей человека и социума.

Считаем, что необходимо нормализовать систему управления литературой как культурным, идейно-художественным процессом, выполняющим важные социальные задачи и обеспечивающим сохранение базовых культурных ценностей нашей страны.

  • До настоящего времени в России не существует документа, который определял бы политику государства в области литературы и книжной культуры. Между тем в условиях информационной войны художественное слово — это мощное оружие, которое может работать как на разрушение, так и на созидание. Государство нуждается в литературной политике, основанной не на рыночных ориентирах, сформированных в 1990-е годы, а на ценностях, провозглашенных в Конституции России и в «Основах государственной культурной политики». Это ценности традиционные, поскольку мы восстанавливаем то, что было утрачено за годы либерального безумия, но вместе с тем и новаторские, поскольку российская цивилизация вступила в борьбу за новый миропорядок.

Мы считаем, что писательское сообщество при поддержке государства должно разработать публичный документ с перечнем задач, которые стоят сегодня перед литературой, книгоизданием и системой распространения книг. Это должна быть не инструкция или список запретных тем и произведений, но понятная и прозрачная система принципов поддержки литературы, писателей и книжного дела со стороны общества и государства.

Наша литература не должна ориентироваться на методички, детально разработанные в чужих центрах влияния. Иметь свою суверенную систему идейно-художественных принципов для формирования нового общества — важнейшая задача.

  • Сегодняшнее положение книгоиздания и книжной торговли как рядовой коммерческой отрасли противоречит «Основам государственной культурной политики», так как регулирование этой сферы также не входит в компетенцию Минкульта.

Общество и государство заинтересовано в том, чтобы чтение не было «чтивом», чтобы оно не оглупляло человека, а заставляло его глубже мыслить и чувствовать. Нам нужно возрождать популярность чтения как осмысленного занятия. Для этих целей необходимо реформировать книжный рынок страны, который достиг критически высокого уровня монополизации и коммерциализации. Основную долю книгоиздательских мощностей, оптовой и розничной торговли делят между собой ничтожное количество игроков. Отсутствие свободной конкуренции с одной стороны и недостаточное понимание значимости книги как идейно-художественного инструмента, а не только коммерческого товара — с другой, тормозит развитие русской словесности и душит книжную культуру страны. Неудивительно, что при таком подходе в области книгоиздания царит хаос, коммерциализация, дух спекуляции и легкой наживы, профанация смыслов и художественной ценности произведений, итогом чего является падение читательского интереса и доверия к литературе как таковой.

Мы считаем, что государство должно выработать методики преодоления монополии на книжном рынке и адресной поддержки тех направлений литературы, которые отвечают интересам общества, а не расшатывают его основы.

  • Толстые журналы – неотъемлемая и старейшая часть русской литературной традиции. Их современное состояние плачевно. Кадровый состав и редакционная политика тех журналов, которые получают государственную поддержку, нуждаются в строгой ревизии. Тем не менее, стране необходимо сохранить несколько общероссийских литературных журналов, которые должны работать, как это было в советское время, под руководством сильных писателей; платить достойные гонорары, позволяющие привлечь лучших авторов; возродить традиции журнальной критики и публицистики. Целью таких обновленных журналов должны быть: консолидация общества, пропаганда традиционных художественных ценностей и формирование большой и заинтересованной читательской аудитории. Государство должно иметь возможность оказывать влияние на политику и состав редколлегии таких журналов.
  • Особое значение для литературы имеют специализированные премии. Это и навигатор в море новинок, и институт экспертной оценки, и механизм популяризации литературы и поощрения авторов. Между тем ситуация с премиями в России катастрофическая. Большая часть премий, организованных как частными структурами, так и при участии государства, многие годы ориентировалась не на интересы читательской аудитории, а на идеологические установки узкого круга политически ангажированных экспертов либерального направления. Парадоксальным образом те немногие премии, в которых допускались к участию и авторы патриотического спектра, прекратили свою работу с началом СВО. Премию «Большая книга», организованную при участии Минцифры и де-факто занимающую место главной «государственной» литературной премии, годами возглавлял человек, открыто поддержавший киевский режим. Даже смена руководства не смогла кардинально поменять политики «Большой книги», которая старательно избегает любых решений, которые могут быть истолкованы как пророссийские. Именно по этой причине в обществе утрачено доверие к премиям и к их экспертным советам. Такого же рода вопросы возникают и к премии «Лицей». Откровенным неуважением к писателям России является и «Русская премия», которая возрождена с явной целью награждения тех, кто транслирует антироссийские идеи из-за рубежа.

Считаем, что у России должна быть суверенная инфраструктура литературных премий — как прозаических, так и поэтических. Предлагаем инициировать появление новых авторитетных литературных наград — как в рамках частной инициативы, так и государственно-частного партнерства – с тем, чтобы у страны была своя, независимая от финансируемых из-за границы специалистов, система литературной экспертизы.

  • Литературный, книжный фестиваль (ярмарка/салон) – часть культурной политики, направленной на популяризацию чтения и формирование читательских вкусов. В последние годы фестивали переживают ренессанс, интерес к прямому общению с писателями растет, в регионах появилось множество уникальных книжных событий. Однако и эта сфера страдает от отсутствия внятной государственной политики. Экспертный совет Non/fiction, главной ярмарки страны, не подвергался ротации много лет, и по сей день авторы и книги либерального, а иногда и прямо антироссийского толка пользуются здесь режимом наибольшего благоприятствования. Зачастую самим читателям приходится отстаивать право авторов представлять на ярмарке книги с патриотическим содержанием.

Региональные книжные мероприятия, например, такие как петербургский «Книжный салон», часто проводятся не под патронажем департаментов культуры, а под руководством комитетов по печати — то есть людьми, не имеющими отношения ни к литературе, ни к чтению.

Деятельность недавно созданной Ассоциации фестивалей «Читающая Россия» при заявленных благих целях направлена на унификацию фестивального движения и на уничтожение уникальных местных фестивалей, каждый из которых имеет свое неповторимое лицо, связь с культурными традициями и региональные особенности, позволяющие местным литераторам чувствовать свою востребованность. Под видом «добровольного присоединения» ассоциация уже поглотила несколько важных ярмарок и фестивалей, годами успешно существовавших в регионах. Создающийся в Москве единый фестивальный центр избрал унаследованную со времен перестройки стратегию пропаганды либеральных идей и подавления патриотической мысли. Списки «допущенных» авторов формируются, как правило, из людей, представляющих идеи глобализма, презрения к собственной стране и ее истории. Подчеркнем, что деятельность ассоциации финансируется из федерального бюджета.

Считаем, что необходимо остановить деятельность «фестивального либерального катка» и вместо этого сосредоточиться на поддержке региональных инициатив в области книжных событий. Подготовка и проведение таких мероприятий должны быть доверены людям книжной культуры, заинтересованным в продвижении идей служения Родине, патриотизма и здорового традиционализма.

  • В Послании Федеральному Собранию от 29.02.2024 Президент России Владимир Путин анонсировал «увеличение финансирования международных программ в сфере продвижения русского языка и нашей многонациональной культуры на пространстве СНГ и в мире в целом». К сожалению, сложившаяся практика такой пропаганды до начала СВО велась под руководством Минцифры в тех самых странах, которые в 2022 году «отменили» русскую культуру. Также по странному стечению обстоятельств в ходе этой работы продвигались как раз те авторы, которые в 2022 году открыто поддержали киевский режим. Неудивительно, что с началом СВО эта работа прекратилась.

Исправить ситуацию может только кардинальное изменение самой философии продвижения  русской литературы за рубежом. Предлагаем сбалансировать работу в этом направлении в пользу стран глобального Юга и переориентировать ее на литературу, свободную от русофобии и заискивания перед Западом.

  • В серьезной корректировке, по нашему мнению, нуждается и литературное образование. Массовый характер приобрели всевозможные литературные курсы, частные школы, имеющие черты идеологического конвейера, где социальные лифты для молодежи выстраиваются на принципах отчуждения от всего отечественного. Создается разветвлённая сеть подготовки кадров, вовлечённых в иную культурную орбиту, часто враждебно настроенных к стране и ее культуре. Считаем, что к этой сфере необходимо проявить особое внимание прямо сейчас.
  • Важной задачей «Союза» считаем борьбу с бойкотом современной российской литературы, в том числе поэзии, на отечественном телевидении и в других СМИ. На каналах и в передачах, относящихся к освещению культуры в нашей стране, крайне мало передач о событиях в современной литературе, встреч с писателями, анонсов мероприятий и фестивалей, фильмов о писателях, литературных конкурсов, поэтических спектаклей и так далее. Это положение недостойно такой страны как Россия и серьезно препятствует выполнению задач по развитию отечественной культуры.

Также считаем необходимым пересмотреть отношение к освещению современной российской литературы в школьных учебниках. Подрастающее поколение должно знать, что есть не только выдающиеся писатели прошлого, но и достойные авторы, живущие с ними в одно время. Именно патриотическое воспитание детей и молодежи через произведения современных авторов может дать ощутимые плоды в будущем. В высших учебных заведениях необходимо проводить встречи с современными писателями, а у руководства вузов должны быть не только полномочия, но и обязанность проведения таких мероприятий.

  • Следует внимательно рассмотреть положительные и отрицательные стороны грантового подхода в области культуры. Проектное наполнение культурного поля не может быть применено ко всем отраслям и видам искусства. Писатель не может заранее оформить грант на создание книги, на выступление или гастроли с поэтическим вечером по регионам страны. Литературное творчество необходимо нашей культуре как один из ее столпов, но при этом писатели не могут существовать литературным трудом. В этом главная экономическая и трудовая проблема писателей постсоветской эпохи. Разработка и формирование гонорарной системы в области литературы, а также принятие норм, регулирующих труд и пенсионное обеспечение писателя, также входит в круг задач «Союза 24 февраля».

Мы будем бороться за высокий авторитет и статус писателя в России и готовы сотрудничать со всеми учреждениями, организациями, органами исполнительной власти и местного управления, иными патриотическими писательскими организациями и со всеми гражданами нашей страны, желающими помочь в достижении целей «Союза 24 февраля».

Дмитрий Артис

Сергей Беляк

Олег Демидов 

Анна Долгарева

Александр Етоев

Елена Заславская

Игорь Караулов 

Алексей Колобродов 

Павел Крусанов 

Вадим Левенталь 

Арсений Ли

Наталья Макеева

Игорь Малышев

Дмитрий Мурзин 

Даниэль Орлов 

Алексей Остудин 

Александр Пелевин 

Ольга Погодина-Кузмина

Андрей Полонский

Андрей Рудалёв 

Владислав Русанов

Герман Садулаев 

Эдуард Семенов

Дмитрий Филиппов 

Михаил Хлебников



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ