Мужики, Медведи, Отечество – вся Россия. Как из разных частей собиралась «Единая Россия». История создания партии власти

3 года назад

Предвыборная кампания – это всегда время интересных «политических историй», которых становится все больше к моменту единого дня голосования. Впрочем, в последние годы, а то и десятилетия политический ландшафт законодательной власти в России меняется мало. На первых ролях и в большинстве всегда «Единая Россия».

И раз уж в стране выборы, то, наверное, не лишним будет вспомнить историю этой партии: как все начиналось и чем является ЕР сейчас – как в политической структуре государства, так и в глазах избирателей.

Привет, Медвед, это мужики

Начинать здесь стоит даже не с «Единой России», а с блока «Единство», который некоторое время носил название «Медведь» (МЕжрегиональное ДВижение ЕДинство). При этом первоначальным, рабочим названием у блока было «Мужики». Но оно было воспринято обществом и СМИ с откровенным смехом, а потому такое наименование оперативно сменили.

Фото: ekburg.tv

Интересно, что тот самый «Медведь» с небольшими трансформациями в качестве партийного логотипа дошел и до нашего времени. Изначально, кстати, он был эмблемой «Всероссийского союза в поддержку развития малому и среднему бизнесу» Елены Наумовой. Вообще, весь путь «Единства» и впоследствии «Единой России» – это история «слияния и поглощения», а за счет этого и укрупнения. Впрочем, такие процессы характерны для многих российских партий.

Вынужденный консерватизм и период Березовского

Куда интереснее, что «Единство» уже в 1999 году выступало с консервативных позиций, хотя уже тогда было абсолютно «пропрезидентской», то есть «ельцинской партией». И пользовалось поддержкой тогдашнего премьер-министра Владимира Путина. Ну и в общем-то очевидный факт, что медийную помощь партии оказывал Борис Березовский через подконтрольные ему полностью или частично СМИ, в число которых входили ОРТ (ныне Первый канал), «КоммерсантЪ», «Новые известия» и «Независимая газета».

Борис Березовский, фото: Getty Images

И это, конечно, очень показательная картина, когда, например, «Независимая Газета» или «Новые известия» топят за консервативную, абсолютно лоялистскую политическую силу по команде Бориса Березовского. Но история России на определенных этапах характеризуется подобными кульбитами.

Собственно, сам консерватизм «Единства» тоже был по большому счету вынужденным. Поскольку главной оппозиционной партией, реально претендующей на то, чтобы взять власть как в Думе, так и в стране в принципе, была КПРФ. А коммунисты шли именно под консервативными лозунгами «старого доброго советского прошлого», когда все было стабильно и стабильно же развивалось.

Естественно, что после коллапсов либеральных реформ в обществе назрел и самый острый запрос на консерватизм и стабильность. И потому «Единству» нужно было идти на эту «поляну» и брать там свои голоса. Лидером партии тогда был Сергей Шойгу. Что, в общем, тоже сыграло свою роль. И на выборах в 1999 году «Единство» взяло второе место, организовало в Думе одноименную фракцию с председателем Борисом Грызловым, который стал спикером ГД РФ.

Поглощение былых конкурентов и рождение ЕР

Кстати, помимо КПРФ, тогда очень серьезным конкурентом «Единству» выступал блок «Отечество – Вся Россия». Левоцентристская идеологически, это была сила, представлявшая российские регионы. Лидерами партии были тогдашний глава Москвы Юрий Лужков, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, губернатор Петербурга Владимир Яковлев и еще несколько весьма мощных региональных фигур. Регионализм и «крепкая хозяйственность» на местах – это тоже было популярным трендом девяностых и начала нулевых.

И в итоге «Единство» решило с ОВР объединяться. Объединилось, надо сказать, тоже вполне успешно. 12 июля 2001 года состоялся учредительный съезд «Союза общественных объединений Единство и Отечество». В конце октября того же года в этот союз влилось движение «Вся Россия», а первого декабря все это переименовали в уже знакомую нам «Единую Россию», куда влилась еще одна партия с традиционалистской и номенклатурной идеологией «Наш дом – Россия», председателем которой был Виктор Черномырдин, один из российских «премьеров-долгожителей».

Партия номенклатуры

Ну а дальше началось многолетнее лидерство ЕР. На выборах 2003 и 2011 ЕР была в Госдуме в простом большинстве, в 2007 и 2016 в конституционном. Все эти годы «Единая Россия» позиционировала и продолжает позиционировать себя как «партию власти». При этом идеологически ЕР – это некая странная смесь из идей и принципов, где место нашлось и традиционализму, и «правому» дискурсу поддержки бизнеса, но и типично «левому» патернализму и социальными инициативами. Правда, последние события с поддержкой «пенсионной реформы» выводят ЕР в несколько более либеральную плоскость.

С другой стороны, все социальные «ковидные» инициативы, исходящие из Кремля, «Единая Россия» также систематически поддерживает. В общем, можно сказать, что ЕР стала «партией номенклатуры», какой в свое время была «Наш дом Россия».

Метаморфозы

Впрочем, ряд экспертов утверждает, что до 2015 года ЕР была центристской и консервативной, а после взяла на флаг идеологию либерального консерватизма. Что было связано с экономическими проблемами в России. Но поскольку сейчас государство и лично Владимир Путин разворачиваются в сторону социального патернализма, то есть мнение, что и ЕР в этом смысле изрядно «полевеет». Впрочем, это уже пространство прогнозов.

А на текущий момент ЕР остается самой многочисленной в России партией с поддержкой первых лиц государства, спикером-единороссом в Государственной думе. Но и с постоянными претензиями в свой адрес от самых разных электоральных групп как на уровне России в целом, так и в регионах. Но это, пожалуй, логичное восприятие той политической силы, которая уже долгие годы называет себя «партией власти». Такой статус подразумевает особое отношение граждан нашей страны, в том числе и особо острую критику непопулярных решений.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ