МЕХА ПОБЕДЫ

4 часа назад

«Оленью кавалерию» Алексея Волынца я прочитал ещё летом нынешнего года. Хотелось сразу откликнуться – по горячим следам, но показалось, что ничего значительного и важного мне сообщить не удастся, поэтому и не стал писать отзыв сразу. Но со временем понял, что желание высказаться не пропадает. Раз так, значит, нужно писать.

Алексей Волынец / ВН

Алексей Волынец

О чём эта книга? Безусловно, она о стремительном освоении русскими людьми Сибири в XVII-XVIII веках. Из книги читатель узнаёт, что процесс этот далеко не всегда был мирным – и с эвенками, и с бурятами, и с коряками, и с множеством других племён и народностей приходилось воевать, войны порой были тяжёлыми и кровопролитными. В некоторых случаях казаки, находящиеся на службе у московского царя, получали ожесточённое сопротивление. Невероятными и даже беспримерными воинами были, к примеру, чукчи. Нужно сказать, что и для соседних народов они были страшной, смертельной угрозой. Именно этот факт способствовал тому, что соседи чукчей с радостью соглашались быть вассалами русского царя и платить его представителям ясак – дань, что способствовало освоению новых земель русскими, лишь бы русские защитили некоторые восточно-сибирские племена от чукчей, истреблявших всех, до кого могли дотянуться их руки. «Русские» в данном случае – это подданные московского царя, которые могли иметь и зачастую имели французское, польское, шотландское, татарское, башкирское, якутское или даже китайское происхождение.

Что касается чукчей, почти два столетия они оставались никем не покорёнными совсем не случайно. Чукчи с детства были вовлечены в непрекращающиеся, практически каждодневные состязания, похожие на западноевропейские рыцарские турниры, в постоянные игры, подобные советским «Зарницам», в каждодневные тренировки с холодным оружием. Они каждый день делали упражнения, развивающие силу и ловкость, совершали тренировочные марш-броски, когда не было марш-бросков боевых.

Чукотские воины были прекрасно вооружены разнообразными колющими и режущими предметами, сделанными чаще всего из костей животных. Они имели уникальные костяные доспехи, защищавшие всё тело. В их преимущественно пеших завоевательных походах участвовали все члены общины, включая женщин, детей и стариков. Когда чукчи терпели поражение в бою, чукотские воины старались не только не попадаться в плен самим, но и своим жёнам и детям не позволяли оказываться в руках чужаков – умерщвляли их в подобной, на их взгляд, безвыходной ситуации. Чукчи имели определённый брачный кодекс, несколько отличающийся от представлений о браке, принятых в христианском мире. Они имели традиции употребления галлюциногенов, в первую очередь с целью повышения боевого духа воинов. И о других народностях Восточной Сибири подобная интереснейшая информация в том же источнике имеется.

Чукчи Анадыря, 1906 г. / Википедия

Автор в своей книге сетует на то, что боевые традиции чукчей, и не только боевые традиции, и не только чукчей, практически не отражены в художественной литературе и в кинематографе, а материал имеется интереснейший на эту тему и даже захватывающий, которого хватит на десяток первоклассных романов и на дюжину великолепных фильмов. Именно эта мысль мне тоже приходила в голову и во время прочтения книги, и независимо от этого. Сколько же разнообразного этнического богатства народов и народностей, населяющих Россию, всё ещё не осмысленно. Сколько же романов и повестей не написано, подобных арсеньевскому «Дерсу Узала»… А сколько фильмов на таком художественном материале не снято. А ведь есть в нон-фикшн труде Алексея Волынца и история о покорении русскими неприступной крепости на берегу Охотского моря, и о великом голоде во время кровопролитной битвы посреди ледяной пустыни, и о заговорах и бунтах русских казаков – покорителей Камчатки. По сути, из каждой из двадцати шести глав нехудожественной, публицистической книги «Оленья кавалерия» – может вырасти роман или повесть. И я думаю, что Алексей Волынец вполне мог бы ещё полсотни глав написать для книг «Оленья кавалерия. Продолжение» или «Оленья кавалерия. Послесловие». Судя по всему, материала по данной теме очень много, а вот с осмыслением и с интересом к нашему сибирскому имперскому прошлому всё обстоит не очень хорошо.

Для массового российского читателя солнце всё ещё всходит на Западе. Ну хорошо, мы более двухсот лет интересовались, как там у них всё красиво на Западе, как ловко и отважно белый европеец и североамериканец покорял весь мир и в итоге почти покорил. Ну можно уже переключиться и взглянуть внутрь себя или обратить свой взгляд на соседей на востоке и на юге. Кстати, в книге Алексея имеется много интересной информации о Китае, Корее, Японии, Аляске, даже о Латинской Америке.

Алексей в своём труде предстаёт в качестве учёного-историка. Касательно Китая и больших китайских рек – у Алексея даже получается сделать исторические открытия, о которых он пишет в своей книге. Он аккуратен, дотошен, он ищет истину и первопричины произошедших исторических событий. И находит. Во время прочтения книги пазлы начинают складываться совсем далёкие от Сибири и Дальнего Востока. Сам для себя находишь ответы на вопросы: почему в моём любимом XVII веке такой-то русский царь решился на масштабную войну с самым непримиримым своим соседом-соперником, что именно позволяло долгие годы вести боевые действия и почему была одержана победа в итоге. К примеру, тринадцатилетняя война 1654–1667 гг. Алексея Михайловича шла как раз в те годы, когда росли темпы добычи в Сибири и объёмы продажи в разные страны русской пушнины. Не велась бы массовая добыча мягких и тёплых шкурок пушных зверьков, не было бы и денег на оружие, корм, обмундирование, на боевых лошадей, на корм для них. Только стремительное продвижение за несколько десятилетий на несколько тысяч вёрст на восток «навстречу солнцу» позволяло русским царям вести стратегически важные войны с западными соседями, в первую очередь с поляками, и побеждать в них.

Байдара – чукотская лодка, построенная без гвоздей, эффективная при охоте на морского зверя. / Википедия

Осознавая, насколько же было всё взаимосвязано, наблюдая причинно-следственные связи, обозначенные в книге Алексея Волынца, я вспоминал интереснейшие труды Александра Владимировича Пыжикова, в первую очередь его книги «Грани русского раскола» и «Корни сталинского большевизма», в которых речь идёт о неразрывной связи церковного раскола, произошедшего в России в XVII веке, с Великой Октябрьской социалистической революцией. Также мне почему-то вспомнилась реплика историка Владимира Павловича Загоровского, который в своём труде «Белгородская черта» утверждал, что та самая большая война с поляками – с Речью Посполитой 1654–1667 годов – была начата русским царём только после завершения строительства грандиозного, почти тысячекилометрового оборонительного сооружения – «Белгородской черты», надёжно защитившего южные русские рубежи от ситуационных польских союзников, от крымских татар и от ногайцев. Книга Алексея Волынца становится в один ряд с вышеназванными трудами и с подобными им, в которых авторы сообщают читателям о важных исторических причинно-следственных связях и очень веско обосновывают свои утверждения.

Из книги читатель узнаёт, что подданным московского царя для достижения своих целей очень помогала тактика продвижения на новых неосвоенных территориях. Русские, в отличие от воинственных чукчей, от хитроумных, вероломных, лживых, корыстных англичан, французов, испанцев, американцев, бельгийцев и прочих голландцев, не старались, заходя на ранее неосвоенные территории, выжигать напалмом всё живое по ходу своего движения. Тут речь только о людях, о племенах, населявших неосвоенные русскими территории.

Русские не пытались поработить насельников, как это позже сделала с половиной самих русских рождённая в Западной Европе российская императрица Екатерина II; лидеров и вождей сибирских народностей не расстреливали, привязав к дулам пушек, как это практиковали англичане в Индии. Русские, продвигаясь, договаривались с местными о выплате посильного пушного ясака (дани, налогов) – «мягкой рухляди» – в казну московского царя в обмен на защиту от агрессивных соседей и от неведомых завоевателей, в любой момент готовых материализоваться с любой стороны света из-за стен буранов и метелей. И эта тактика работала. В том числе и потому, что русские выполняли свою часть договорённостей, потому что они относились к насельникам берегов могучих сибирских рек, как к таким же точно людям, как и они сами, потому что русские уважали собственность аборигенов и право на собственность, потому что действительно защищали и защитили многих от кровавой межсоседской междоусобицы. Даже верования коренных сибиряков уважались, хотя и подданными русского царя непрерывно предпринимались миссионерские попытки. Это делалось с учётом местной специфики. Николай Семёнович Лесков в своём рассказе «На краю света» великолепно написал об этом. И на своеобразные брачные традиции коренных сибирских народностей, далёкие от норм христианского мира, чаще всего закрывались глаза. Цветущая сложность и разнообразие были свойственны для малоосвоенной Восточной Сибири, попадавшей в состав Российского царства, а затем и империи, и в XVII, и в XVIII веках.

Жители Анадыря в 1906 г. / Википедия

Вернусь к взаимосвязям, к невозможности воевать и созидать без необходимых ресурсов. Читая книгу Алексея Волынца, понимаешь, как всё было связано и какие важные последствия, без которых и нынешней России вряд ли удалось бы выжить, имели те походы «встречь солнцу» за беличьими, соболиными, нерпенными и другими ценными шкурками. Ведь именно благодаря этому соболиному и нерпенному освоению в ХХ веке в распоряжении Российского Советского государства оказались нефть, газ, все металлы из таблицы Менделеева, в том числе стратегически важные для военной промышленности, такие как никель, кобальт, вольфрам, молибден, ванадий, редкоземельные металлы – и всё это в огромных масштабах, алмазы и другое неметаллическое сырьё, без которого научные открытия и технологическое развитие не имели бы для нашего государства никакого значения. Без суверенного владения необходимым сырьём, без его освоения у России бы не было возможности противостоять Западу. Не случись 300-400 лет назад этого соболиного освоения необъятных просторов северной Евразии, нас бы в два счёта раздавили наши западные недрузья в ХХ или в XXI веке.

Есть ещё один вывод, который я сделал, читая книгу «Оленья кавалерия». Речь идёт о том, что великие географические открытия и приращение земель сибирских к России далеко не всегда делались красиво и гладко, как это зачастую показывают в кино. Порой происходящее было гадким и отвратительным. В частности, Алексей Волынец в своей книге «Оленья кавалерия» сообщает, что однажды в XVII веке, во время жестокого противостояния с местным населением, случившегося среди зимы в суровую сибирскую стужу, казакам даже пришлось питаться трупами своих врагов и своих погибших товарищей. На востоке Евразии ещё двести лет помнили о том, что русские способны на трупоедство. Китайцы, обитавшие на тысячу километров южнее от места злополучной битвы, ещё и в XIX веке считали русских людоедами. На этом факте и на ему подобных фактах не выстроишь национальную гордость. Но какие-то выводы напрашиваются в данном случае. Например, вывод о высоком «пределе прочности» русских первопроходцев, о способности выживать в самых экстремальных условиях.

В этой связи я почему-то вспомнил историю, лет десять назад рассказанную мне одним моим товарищем. Выяснилось, что дед товарища после победы в Великой Отечественной войне, вернувшись в родную смоленскую деревню, оказался единственным мужчиной репродуктивного возраста на двадцать вдов и подросших девок. И именно благодаря этому ветерану и победителю отдельно взятая смоленская деревня в то время не вымерла. Каждой вдове он подарил по ребёнку, а кому-то и не по одному, при этом оставаясь главой свой собственной семьи. Внук его даже с некоторой гордостью рассказывал, что дед это делал не из любви к разврату и блуду, а потому что так было нужно. Нынешним летом, после прочтения «Оленьей кавалерии», мне показалось, что эта история моего товарища прозвучала очень по-волынцовски. Гордиться и красоваться здесь нечем, но яркий пример налицо: правда жизни – она не всегда была красивой, сияющей, окружённой ореолом. Великие дела не всегда делались в белых перчатках. Порой происходившие исторические события по сегодняшним критериям можно оценить как отвратительные. Но в том числе и они, отвратительные жизненные ситуации и исторические события, позволили нынешней России жить, развиваться, процветать. Тут не веду речь об оправдании всяких мерзостей, вроде трупоедства, просто предостерегаю широкий круг читателей от лакировки и говорю о недопустимости ханжества в оценках исторических событий. Книга Алексея Волынца – она ещё и об этом: о честном отношении к нашему сложному общему прошлому. Подчёркиваю, именно общему прошлому для самых разных народов, населяющих необъятные просторы нашей Родины, народов имеющих общую интереснейшую, насыщенную событиями историю.

Автор: Илья Рыльщиков



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ