ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: АРТИСТЫ

1 год назад

Страна отходила от новогодних праздников, доедала оливье, допивала шампанское, и внезапно самой обсуждаемой темой оказались сначала высказывания артиста Смольянинова, а потом и ответ ему со стороны артиста Фидарова. Что ж, обсудили и обсудили, но остался вопрос: кто такие вообще артисты? Как живут, как работают, о чем думают? Вот подборка из пяти книг, которые помогут залезть артисту в голову.

  • Аристотель. Поэтика. – Любое издание.

Без Аристотеля никуда. Первый дошедший до нас том «Поэтики» посвящен трагедии (обретение пропавшего второго, посвященного комедии, и повторная его утрата составляет, как мы помним, сюжет «Имени розы»). «Поэтика» по объему, в сущности, маленькая брошюра, но профессионалам приходится учить ее едва ли не наизусть: вся последующая европейская рефлексия на тему – лишь комментарии к этой книжечке. Формально бОльшая часть текста посвящена драме как тексту, а не как представлению на сцене, но почти все рассуждения легко переносятся и на собственно театр. Читать необходимо, чтобы понять, как работает драматический театр как вид искусства.

  • К. С. Станиславский. Работа актера над собой. – Любое издание.

Может показаться, что учебник, написанный основателем русской и впоследствии советской театральной школы, – дело сугубо внутрисемейное. Ну какое там нам дело до чужих учебников? Но в том-то и прикол, что «Работа актера над собой» не просто подробно и максимально конкретно рассказывает, в чем именно состоит ремесло артиста – хотя ведь и это вообще-то интересно, – но рассказывает о фундаментальных механизмах творчества вообще. И кстати: хоть сколько-нибудь приличных учебников писательского мастерства у нас до сих пор нет; но можно почитать Станиславского, это почти то же самое. Если зайдет первый том, «Работа актера над собой в творческом процессе переживания», можно посмотреть и второй с третьим – «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» и «Работа актера над ролью» – хоть от них и остались только заметки и черновики. Кстати, «Моя жизнь в искусстве» – тоже офигенная книга.

  • Михаил Булгаков. Театральный роман. – Любое издание.

Во многом автобиографический и незаконченный роман классика, в котором прозрачно выведены МХАТ, Станиславский, Немирович-Данченко и проч., посвящен судьбе незадачливого писателя, сочиняющего для театра пьесу, но попутно погружает читателя в атмосферу театрального закулисья – театральные склоки, интриги, разборки и т. д. А ведь артист живет не только на сцене, когда играет роль, – как раз большая часть его жизни и посвящена всем этим вещам, которые зрителю не показывают.

  • Клаус Манн. Мефисто. История одной карьеры. – Любое издание.

Главный роман старшего сына Томаса Манна был написан в 1936 году, уже в эмиграции, и тут же был запрещен в Германии. Главный герой – преуспевающий актер и конформист: все про фашистов понимает, и тем не менее продолжает строить карьеру по новым фашистским правилам. Никаких моральных принципов, только карьера и актерское мастерство, чистое искусство и стремление к успеху. Ничего не напоминает? Ну и конечно – внутритеатральная жизнь, устроенная по принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Кстати, по роману снят офигительный фильм Иштвана Сабо. 

  • Кирилл Рябов. Щель. – СПб.: Ил-music, 2022.

Ну и для разнообразия что-нибудь из современного русского. Уморительная повесть главного питерского нуарщика нашего времени – про киноартиста, который приехал на пробы к знаменитому режиссеру, да все никак не может к нему попасть: то ассистентка по актерам в ступе воду толочит, то волочит пить водку коллега-актер. Откуда Рябов знает, как устроен внутренний ад киноартиста, бог весть, но факт: все в высшей степени достоверно. Картинка не слишком радужная, зато правдивая.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ