Кэмерон спрятал концы в воду

1 год назад

Помнится, за маньеризм отчитывали даже сверхвлиятельного Стэнли Кубрика, имея в виду, что режиссер выдавал «трэш-маскарад за искусство, а из себя самого строил великого мифотворца». Эти жестокие слова более чем подходят и для Джеймса Кэмерона, поразившего зрителей в далеком 2009 году эпическим космобоевиком «Аватар». Шума фильм про синекожих жителей Пандоры наделал немало: самые новые технологии, самая большая касса (2,9 млрд), самое крутое 3D… А ведь при ближайшем рассмотрении всё оказалось проще простого – ладно скроенный сценарий по заветам «Тысячеликого героя» рассказывал знакомый, если не универсальный сюжет.

Первый «Аватар» был про обретение: гуманоидная раса на’ви обрела спасителя и вождя в виде переселившегося в тело аватара морпеха, парализованный морпех обрел сакральную миссию и недостающие части опорно-двигательного аппарата. Грациозная пошлость соседствовала в фильме с неудобным парадоксом: морпех, которого отправили колонизировать новую планету, предает землян и встает на сторону аборигенов. Это было действительно интересно и в какой-то степени мифологично. А еще, как выяснилось, очень влиятельно для киноиндустрии.

Второй «Аватар», озаглавленный как «Путь воды», начинается ровно на месте окончания предшественника. После изнуряющих битв морпех-аватар Джейк Салли (Сэм Уортингтон) стал вождем племени Оматикайя и вместе с женой Нейтири (Зои Салдана) наплодил целое потомство.

Пандора, однако, не освободилась от землян – небесные люди продолжают наступать и грабить оживленную планету. Чтобы справиться с на’ви, с орбиты Пандоры десантируется отряд особого назначения в форме аватаров во главе с полковником Куоритчем (Стивен Лэнг), благополучно погибшем от стрелы Нейтири в первой части. Чудо воскрешения объяснимо: люди научились клонировать особей на’ви и прошивать клонов настоящими воспоминаниями, которые предварительно извлечены из нужного человека. Спецназ же необходим с единственной целью – ликвидировать Джейка Салли, непобедимого лидера партизан.

Чувствуя неравную борьбу, Салли вместе с женой и пятью детьми бежит из магического леса на далекие острова, где их укрывает от кровожадных землян водный клан на’ви Меткайина. Собственно, это и есть «путь воды» – под чутким руководством вождя Тоновари (Клифф Кёртис) и его возлюбленной Ронал (Кейт Уинслет) семья Салли учится профессиональному дайвингу и приручает неведомых чудовищ. Основное действие нового «Аватара» происходит на водной территории, где научный фантаст Джеймс Кэмерон чувствует себя великолепно.

В фильме «Бездна» (1989) режиссеру уже удалось блистательно потопить атомную подводную лодку в Каймановом желобе, в ленте «Титаник» (1997) вдребезги разбить об одинокий айсберг океанский лайнер, а в 2012 году неудержимый постановщик спустился на дно Марианской впадины. Кэмерон во второй части «Аватара» буквально как рыба в воде – поэтому графический визуал в картине поднимается на недостижимый смертному режиссеру уровень.

Детище Джеймса Кэмерона вновь бьет все технологические рекорды, однако на этот раз шаг вперед не кажется впечатляющим. Стерильная красота океанической фауны не то чтобы утомляет, но уж больно она назойливая. Это по-прежнему выставка достижений народного искусства Голливуда, но вкупе с посредственным сценарием, рассказывающим о неожиданном бегстве семьи не столько из дома, сколько от своей культуры, оставляет мало приятных ощущений. Большую часть времени детишки плескаются на берегу и за буйками, знакомятся, смеются, дерутся, влюбляются. Наблюдать за ними не так увлекательно, как за взрослыми, и когда размеренное течение вдруг сменяется тайфуном перестрелок, тут же приходишь в оживление.

Вдобавок в экшн-эпизодах участвуют не только аборигены, но и тулкуны – существа, напоминающие китов, но имеющие развитый мозг, умеющие сочинять песни и конструировать собственную философию. Короче, поумнее гуманоидов и людей будут, а как они на корабли прыгают – просто сказка!

В остальном же «Аватар: Путь воды» грешит плоской историей и схематичными характерами. Концептуально он серьезно проигрывает первой части и на ее фоне выглядит всего лишь дорогой пустышкой. Один гонится за другим. Дистанция то сокращается, то разрывается. Между стычками – дежурные диалоги. За 3 часа устать не успеваешь, но когда выходишь из зала, фильм мгновенно испаряется из головы. И забываешь про все дыры в сюжете, связанные с новыми героями, про неуклюжие сцены, снятые от лица кита-тулкуна, про всех разноцветных мальков и летучих щук, про безвкусную семейную мораль.

Как будто заглянул в грандиозное эскапистское убежище на секунду и вернулся на свое место. Пожал плечами и пошел по своим делам.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ