CHI E. Победа страны – это победа ее культуры

4 месяца назад

…В процессе изучения языка я аккумулирую все печатные издания на итальянском, что попадают ко мне в руки, в наших широтах они редки. Понятно, что нынче всякое мультимедиа, «Ютуб» и вообще времена иных технологий, однако я по олдскулу – если есть такая возможность, всегда предпочту старую добрую книгу.

Сильвио Берлускони. Фото: Andrew Medichini / AP

И вот ко мне в руки попало довольно любопытное издание Chi E, где в двух томиках собраны краткие – энциклопедические – описания жизни и заслуг 1 000 итальянских политиков, ученых, писателей, режиссеров, художников, музыкантов и прочих деятелей искусств.

В наше, опять же, время википедий, могучих поисковиков и мгновенного доступа к практически любой справочной информации с мобильного телефона это издание выглядит совсем архаичным. Как и любая другая бумажная энциклопедия. Правда, издание было предпринято в 1986 году, а то были совершенно, кто помнит, иные времена.

И вот в 1986 году, в ту далекую аналоговую, доцифровую и домультимедийную эпоху, издательство газеты L’Espresso предпринимает издание справочника Chi E – вероятно, в первую очередь для своих сотрудников и все, кому это может понадобиться. «Mille nomi dell`Italia che conta», – гласит подзаголовок, – «Тысяча итальянских имен, которые имеют значение».

Всем, кому на ум сразу же приходят Тициан, Караваджо, Джотто и Леонардо да Винчи, спешу разочаровать – никого из великих и признанных мастеров в этом сборнике нет. Вся эта тысяча имен – современники издателей. Самый старший – 1907 года рождения, самый молодой – 1961-го. В настоящее время все они, думаю, уже мертвы не хуже того Тициана, но в 1986 году большинству было в среднем 50-60. В основном – двадцатые-тридцатые годы рождения, все на момент издания живы, года смерти не указано ни у кого.

Современники. Архитекторы и поэты, художники и режиссеры, композиторы и дирижеры, психоаналитики и предводители каких-то мелких партий, писатели и скульпторы, сенаторы и литературные критики, религиозные деятели и актеры, спортсмены и финансисты, ученые и политики, юристы и комики.

Все они, по мнению L’Espresso, имели значение для Италии и достойны того, чтобы страна их знала и помнила.

Лично я встретил не так много знакомых имен; впрочем, не так и тщательно изучал. Выборка странная: Антониони есть, Пазолини нет. Челентано есть, Кутуньо нет. Паваротти есть, а Джанни Родари нет. Ренато Гуттузо есть, а Итало Кальвино – нет…

Но ладно, составителям было виднее, почему и на каких основаниях они не включили того или иного персонажа в эту мини-энциклопедию: может быть, на 1986 год он был не так известен в Италии, может – наоборот, чересчур известен.

Не нам судить.
Факт остается фактом. Средний возраст фигурантов сборника на дату его выпуска – полтинник. Большинство из них начали активную деятельность примерно в 20 лет. Значит, примерно 30 лет итальянской истории дали возможность к 1986 году собрать 1 000 блестящих имен, которые для страны что-то значат и которыми она может гордиться.

Если отсчитать 50 лет назад от сегодняшнего дня, то средний участник такого же – гипотетически – российского сборника родился в начале семидесятых, а активно работать начал где-то в девяносто пятом.

Это мое поколение.
Чем же может похвастаться мое поколение?..
Найдется ли в нем – тоже – 1 000 имен такого значения, которое dell Russia Che Conti?
Наши архитекторы и поэты, художники и режиссеры, композиторы и дирижеры, психоаналитики и писатели, скульпторы и актеры, спортсмены и финансисты, ученые и политики, юристы и комики?..

Конечно, найдется. Нет бездарных поколений. Земля постоянно родит и таланты и героев – а русская земли особенно.

Но вы вряд ли вспомните больше сотни имен – да и то среди них обязательно затешется какой-нибудь Цой.

Мое поколение вовсе не «молчало по углам», как пел еще один некогда считавшийся талантливым персонаж. Конечно, мы были готовы стать значимыми, внести наши имена на блистательные скрижали, но наше воинство было разбито. Время нас проглотило и поглотило. Ему было не до нас. В «святые девяностые» в песок первоначального накопления капитала ушла практически вся наша творческая потенция, энергия, надежды и возможности.

Ну что было, то прошло, плакать не будем. Нам еще повезло, несмотря на то, что мы в том числе были истреблены и физически. Но, скажем, поколение советских мальчишек двадцатых рождения годов вообще было практически полностью (считается, до 80 процентов) стерто с лица земли войной. А сколько там было имен!..

Плакать не будем. На затылке глаз нет, все уже свершилось.
Давайте посмотрим в будущее.

Каков шанс нового поколения, например, 2002 года рождения, которое начинает активничать прямо сейчас, составить сборник «1 000 важных российских имен» где-нибудь к 2052 году?..

Мало иметь талант, силу и уверенность, надо иметь также и возможность все это приложить и реализовать. Необходимы лифты, инструменты, понимание важности процессов обществом, защита и поддержка – все то, что было, кстати, в СССР и чего не было у моего поколения.

Так, что у нас тут?…

«Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что проведет серию совещаний по реализации 42 стратегических инициатив социально-экономического развития».

О, там много интересного. И беспилотные коридоры, и СевМорПуть, и генная инженерия, и чистая энергетика – и это все очень важно, но это все скорее внутренние продукты, технологические ответы вызовам времени.

Меня как человека творческого труда больше интересует сфера культуры. Продукт этой сферы, кстати, является из наиболее интересным и в планах экономическом и пропагандистском.

Это тоже упоминается в списке инициатив. Раздел «Придумано в России»:
«Поддержка сектора индустрии, которая связана с творчеством и искусством (архитектура, дизайн, мода, изобразительное и исполнительское искусство, музыка, кино и анимация, видеоигры, ТВ, реклама и т. д.).

Курирующий заместитель председателя правительства РФ: Т. А. Голикова.

Ответственный ФОИВ: Минкультуры России.
Цель: создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора.

Мероприятия:

▪ новые форматы образования: творчество, интеллектуальная собственность, предпринимательство;
▪ развитие инфраструктуры и экосистемы креативных индустрий;
▪ инвестиции;
▪ «Волна спроса» и цифровая платформа «Культурная карта 360». При всесторонней поддержке со стороны государства и возможности привлечь средства частных инвесторов в среднем 10 из 100 проектов в сфере креативных индустрий окажутся успешными: жизненный цикл бизнеса будет выстроен по схеме «грант – венчур – кредит»; бизнес выйдет на самоокупаемость, будут созданы новые рабочие места, продукция выйдет на международный рынок. Ключевые результаты и эффекты к 2024 году;
▪ создан Корпоративный университет креативных индустрий «Таврида», во всех субъектах РФ созданы точки концентрации талантов «Гений места» и инклюзивные творческие лаборатории; к 2030 году:
–  233 школы креативных индустрий в субъектах РФ;
– не менее 40 городских креативных проектов (пространств);
– 85 арт-резиденций, творческих инкубаторов и центров прототипирования.

К 2030 году ставится цель довести экспорт продукции креативных индустрий до $24 млрд (по сравнению с менее $4 млрд сейчас)».

Вы что-нибудь поняли?..

Я понял только одно: при всесторонней поддержке государства будут активно пилиться фонды и гранты с прицелом на десятипроцентный успех проектов (остальные 90 пойдут сами знаете куда… На арт-резиденции и прототипирование, уж не знаю, что они там имеют в виду).

На практике мы получим, как я думаю, 85 рассадников феминистической повестки, 40 креативных проектов – памятники какашкам и цепные качели на площадях, 233 непонятных школы со светлолицыми директорами, которые обычно большие спецы в современном искусстве… Ну а что из себя будет представлять «Креативный университет «Таврида»», я уж и думать боюсь.

Вот зачем городить такой огород?
Все же давно придумано, и оно работает.

Например, система конкурсов творческих проектов. Ведь творца нельзя вырастить искусственно в «творческом инкубаторе». Но можно его найти, дать ему денег и поддержку и опекать в творческом поиске, если он того достоин.
Система этих конкурсов должна быть прозрачна и открыта, с прямой трансляцией по ТВ и в сети, с выложенными на сайтах проектами, с освещением и через тиктоки и печатные издания. Со ставками, если хотите. И затем – а разверзнутся хляби, я вас уверяю, Россия не просто полна талантами, она ими переполнена, их не надо растить, они сами прут из земли, как тот борщевик, только успевай отбирать и окучивать.

И это по всем направлениям – живопись, музыка, популярная музыка, спорт, современное искусство, если хотите, поэзия, что угодно.

Ежегодный – а лучше два раза в год – отбор, гарантирование, издание, пиар. Переводы на иностранные языки, гастроли, выставки, коллаборации.
Обеспечение информационного потока внутри страны и вне ее: это две основные задачи и две важнейшие структуры, сейчас любой автор, если он не входит в ту или иную информационно обеспеченную группу, остается в тени – и порой навсегда.

В странном этом проекте «Придумано в России» ничего вообще не говорится о структуре распространения информации о проектах, о рекламе и продвижении, а это половина успеха! А иногда же, как в случае с Штерноморгом или Зубовой, хайп важнее самого т. н. творчества.

Все информационные площадки отданы хайпожорам, вытеснить их оттуда! У нас есть люди и проекты – уже есть, не надо никаких баблопожирающих «Креативных университетов», которые могут и могут это сделать.

Да создайте хотя бы один нормальный сайт, хаб, который будет информировать о всевозможных движухах наше – и в переводной версии иностранное – население! Создайте телепередачу а лучше канал – не вот это вот «Культура», полностью опрокинутое в прошлое, «для тех, кому за» – оно пусть тоже остается, конечно, но это другая ниша! Новый, мощный информационный хаб, включающий в себя и интернет-потоки, и «Ютуб» с «Рутюбом», и выходы на кабельное и спутниковое вещание. С концертами, интервью, укомплектованием архивов, а главное – с постоянно обновляющимся контентом, для производства которого можно нанять и – не знаю – самых талантливых тик-токеров, которые тоже уже есть.

Создать аналог советского Госконцерта для внутреннего шоу-рынка. Аналог советского Фильмэкспорта для зарубежного кинорынка. Аналоги Разноэкспорта и Продинторга для продвижения изделий художественных промыслов и хэндмэйда. По организации выставок и продажам работ художников и скульпторов я вообще умолчу – это рынок давно и четко попилен уже существующими западными структурами, но мне кажется, взломать эту схему принадлежащем подходе было бы возможно – и, помимо повышения международного реноме России, дать заработать и стране, и авторам.

Вообще… Государственная структура по поддержке самых перспективных проектов – а ведь их перспективность сразу станет понятна после их имплементации; таким проектам дается зеленый свет на мировом уровне. Крошечная Финляндия имеет 8 музыкальных – обычно рок- – проектов мирового уровня, которые приносят стране и пиар, и уважение, и деньги уже по нескольку десятилетий – и все они взлетели благодаря государственной поддержке и споспешествованию.

Россия же… Эээ… Ну на самом деле, с десяток примерно имен за двадцать лет назвать можно, но все они, в общем, на любителя и длительной успешной карьерой, как какой-нибудь финский Rasmus, похвастаться не могут – а могли бы, если б не были предоставлены самим себе.

А, ну «Тату», да. Ладно, проехали.
Ок, мог бы стать супербомбой Little Big – более того, фактически стал!.. Тоже самостоятельно, кстати. Но проекту не только не помогли, а, как известно, наоборот, подрезали взлет, фактически по чиновничьему звонку сняв с Евровидения – где они однозначно бы победили – в пользу внезапно вынырнувшей из небытия – и туда же немедленно занырнувшей – Манижи.

Массовая культура – вот что формирует имидж страны.
Воспитывает уважение к ней.
Формирует интерес.
Франция вовсе не такова, как мы ее представляем по совокупному образу. Япония. Америка. Все в мире вообще не так – но это не важно, потому что, как показала практика, жажда – ничто, но имидж – все.

Мне, конечно, очень бы хотелось, чтобы у нас все получилось.

Критически оценив пафосно поданную программу, испытываю, конечно, сомнения.
Но хотелось бы, хотелось, что бы через 30 лет у меня на столе лежал сборник «1 000 имен, которые имеют значение для России» – и, признаюсь, я хотел бы там найти и свое.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
3 месяцев назад

Джанни Родари умер в 1980, возможно поэтому его нет в этом сборнике.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ