Ад войны и райские сады Тимура Муцураева

3 года назад

На прошлой неделе задержали и отправили под арест популярного блогера Юрия Хованского – пересмешника, харизматичного придурка из интернета. Ему вменили ни много ни мало оправдание терроризма. Причиной стала выложенная в сеть песня Хованского провокационно-идиотского содержания. В ней Хованский воспевает чеченских боевиков, захвативших «Норд-Ост».

Понятное дело, что автор считал эту песню приколом. Её содержание настолько возмутительно, настолько запредельно, что действительно может показаться смешным. Но у сотрудника центра «Э», которому спустя год ролик попался на глаза, оказалось другое мнение. Хованского отправили под арест. Хотел популярности – да вот же она.

Юрий Хованский

Фото: swyper.ru

Но речь в этой статье не о блогере-болтуне. Скандал с ним – лишь повод вспомнить о настоящем поэте, который по-настоящему воспевал чеченских боевиков. Его песни не смешны, а трагичны. И этот исполнитель никогда не искал популярности, хотя ею и обладал. Не ищет он её и сейчас. Его зовут Тимур Муцураев.

Чеченский поэт-бард Тимур Муцураев – это удивительный феномен не только чеченской, но и, не побоюсь этого утверждать, именно русской культуры. Русской – потому что, именно на русском языке Муцураев исполнял свои песни. Это даёт ему право, несмотря на свою одиозную для русского слушателя биографию, быть зачисленным в сонм именно русских поэтов.

Тимур Муцураев родился 25 июля 1976 года в Грозном. С детства увлекался спортом, где достиг впечатляющих результатов – в 1991 году он стал чемпионом Чечено-Ингушской АССР по карате. В 1994-м, когда начались боевые действия в Чечне, Муцураев взял в руки автомат и выступил на стороне чеченских сепаратистов. И не только автомат – по всей Чечне стали появляться кассеты с его альбомами. В период с 1995 года по 2001-й Тимуром Муцураевым записано 9 альбомов. Все песни записаны на русском языке в традициях русской авторской песни – в этом и заключается парадокс.

В первых альбомах Муцураев воспевал вооружённое сопротивление «гордой республики» «силам зла», которые олицетворял «Третий Рим», то есть Россия.

Словарь песен Муцураева предельно прост. Это словарь Корана. Его тексты пестрят шахидами, моджахедами, джихадом, гуриями и райскими садами. В большинстве песен эти слова употребляются в контексте войны в Чечне.

Тимур Муцураев

Фото: YouTube

Но если абстрагироваться от той антироссийской позиции, которую в силу своего происхождения и обстоятельств занял Муцураев, то это баллады о смерти боевых товарищей, о мерзости и ужасах войны, о боли и страдании, которые она причиняет. Почти все они глубоко трагичны и пронизаны пессимизмом.

Причём в отличие от многих плюшевых героев русского рока, которые в своих текстах к месту и не к месту легко манипулируют таким словами, как «кровь», «свобода», «смерть», для Муцураева, учитывая то, через что он прошёл, это отнюдь не абстрактные понятия.

Ещё один парадокс – его песни воодушевляли не только чеченских боевиков, Тимура Муцураева слушали и российские военные, участники военных действий в Чечне. Федеральное командование, обеспокоенное популярностью Муцураева среди российских военнослужащих, наложило запрет на распространение его песен. Однако живое творчество не запретишь – кассеты продавали из-под полы. Впоследствии песни Муцураева слушали и донбасские добровольцы. Например, всем известный Моторолла, Арсен Павлов, командир отряда специального подразделения «Спарта» из ДНР, был фанатом Муцураева.

Тут вспоминается цитата из старого советского фильма «Не бойся, я с тобой», действие которого, кстати, тоже происходит в горах Кавказа:

Как он поёт, как он поёт! Он душу из меня выматывает! Ещё немного, и я не смогу его убить.

Убить чеченского певца не убили, но во вторую чеченскую кампанию Муцураев, будучи уже широко известным, снова взял в руки оружие и был тяжело ранен.

В начале нулевых с широким развитием интернета песни Муцураева заполонили виртуальное русскоязычное пространство, а впоследствии многие из них сразу пополнили Федеральный список экстремистских материалов. Поэтому при ознакомлении с творчеством Муцураева следует предварительно ознакомиться с этим документом. Правда, не все ещё увидело строгое око государственной цензуры. Например, даже названия некоторых не включённых в перечень песен, таких как «Добро пожаловать в ад!» или «Гелаевский спецназ»*, говорят о том, что этот список, если мерить роскомнадзоровскими мерками, неполный.

С другой стороны, Роскомнадзор сегодня мог бы запретить и «Хаджи-Мурат» Льва Толстого. В одной из сцен книги великий русский писатель описывает разорённое аварское село, и русские солдаты, устроившие резню, сравниваются с крысами, ядовитыми пауками и волками.

А вот для сравнения отрывок из песни Муцураева «Самашки», которая пока не запрещена:

Стоит солдат, кровь на руках,

Со злой ухмылкой на губах.

Он в сердце нож дитю вонзил

И вот он горд – он победил!

Как говорится, рукописи не горят, при желании все песни Муцураева, включая и запрещённые, можно найти в виртуальных закоулках интернета. Запрещённую песню «Иерусалим»* антиизраильского содержания можно услышать в фильме «Война» Балабанова.

Помимо темы чеченского конфликта, многие баллады, особенно поздние, носят религиозно-проповедческий характер. Это выраженные с мусульманских позиций поэтические размышления о жизни и смерти, о добре и зле, о тщетности жизненной суеты, о бездумной праздности, об усмирении гордыни и покорении воле Господа. При внешней простоте этих баллад тезаурус Корана даёт им религиозную глубину.

Помимо слаженности текста, надо отметить и музыкальную составляющую творчества Муцураева. Все его песни мелодичны и насыщены интересными аранжировками. В них найдёшь не только восточные мелодии, но и даже русские мотивы. Например, в песне «Сержень Юрт», где перебор напоминает русскую народную песню.

Курт Кобейн

Фото: m.gazeta.ru

Как признавался в одном из немногих своих интервью сам автор, на его творчество повлиял тяжёлый рок. В частности, это Mettalica – на мелодиях этой группы Муцураев учился играть на гитаре. Размашистый же гитарный бой напоминает рифы культовой группы Nirvana – тоже одной из любимых групп чеченского барда.

Вокруг ярких личностей всегда плодятся мифы. В 2000 году следы Муцураева теряются, он пропал из публичного поля. Говорили, что его убили. По одним данным, он жил и проходил лечение в Турции, по другим – в Азербайджане. Его видели несколько раз на Украине. По слухам, президент Чечни Рамзан Кадыров специально связывался и встречался с ним, чтобы уговорить его вернуться. В 2008 году Муцураев вернулся и выступил с видеообращением к чеченцам, в котором призвал прекратить междоусобную войну. Этим он вызвал на себя проклятья со стороны многих бывших своих поклонников.

Сейчас Тимур Муцураев работает в селе Старые Атаги руководителем Дома культуры. Продаёт мёд. Интервью не даёт. Песен он больше не поёт по религиозным убеждениям.

С одной стороны, жалко, что такой талантливый человек перестал петь. Но с другой стороны – Муцураев не стал повторять судьбу замшелых исписавшихся рокеров.

*Внесены в Федеральный список экстремистских материалов и запрещены в РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ