Песков: Путин укажет на преемника, когда придет время
Пресс-секретарь Кремля дал интервью Тине Канделаки
За последние несколько лет кардинально переформатировался музыкальный рынок, и альбомы постепенно отмирают как концепция и как явление. Даже самые староверующие музыканты теперь предпочитают выпускать синглы или отдельные треки. Стриминговые платформы со своими прослушиваниями навязали музыкантам свои правила: лучше сделать песенку, за каждое прослушивание капает копейка.
Люди чаще слушают отдельную песню, а не пластинку целиком. Но я все-таки пройдусь именно по альбомам. Десять этих альбомов – исключительно мой личный выбор. Ни в коем случае не утверждаю, что это самые топовые отечественные работы за 2021 год. Это – подборка лучших российских альбомов, что мне за последние 365 дней удалось услышать.
Невероятный альбом. Сказитель былин Александр Маточкин взял гармошечку свою матёрую да перепел хиты зарубежного рока. И не всякую пошлую попсовую канитель типа «Дип Перпл» и «Скорпионс» – это не тот случай, когда ушлый каверщик «с повышенным коммерческим задором» (как пелось в песне группы «НОМ») пытается продемонстрировать чудеса своего уникального инструмента и поразить жующую публику новизной своего творческого подхода к «хорошо забытому старому». Маточкин – корневой. Там явно не за деньги. Песни Ника Кейва, Боба Дилана, Джима Моррисона или Дэвида Боуи он преображает и наполняет своим волшебным русским спиритом.
Одна из лучших работ в сегменте «русский рок» в этом году. Исповедальный ритм-н-блюзовый альбом Гарика Сукачева. С одним фронтовым шансоном, сдобренный фирменными перуанскими делами и фолком. Без назойливой цыганщины и приторной «душинараспашку». Без фирменных атональных надрывов, без бесовских бухих плясок. Спокойная ностальгия мудрого человека. Как у взрослого Коэна, Игги Попа, Ника Кейва. Это большое искусство – записать взрослый альбом. Рекомендую вечерком с пуэром. Или с чем покрепче. Погода сейчас настраивает на подобный лад.
Сибирская лесная шаманка, хорошо колдующая словами. Ее сравнивали с известными Хаски и Айгел. Но она уникальна и вообще не из той оперы. Кто котирует умный хип-хоп, тому ее песни наверняка придутся по вкусу. «Детский сад Афродиты» – альбом отчаянный, дерзкий. И хорошее владение инструментами постмодерна сочетается с фольклорными мотивами. Нина Потехина насквозь таежна по происхождению. Единственное мое открытие в нашей музыке за последние три года.
Гаражный психоделический рок с текстами на стихи скандального скомороха Александра Лаэртского. За барабанами – Найк Борзов (он же и поет). Ни гитаре – Владимир Анчевский («Рада и Терновник»). Фанатки песен «Три слова» и «Маленькая лошадка» резко обломаются, если придут на концерт этого ансамбля. Издевательская лирика Лаэртского в таком музыкальном обрамлении звучит дико и западно. В хорошем смысле этих слов.
Сергей Галанин молод сердцем и душой, плодовит. Один из главных людей в русском роке в этом году выпустил и сольник «Любовь, алкоголь и Весна. Часть первая. Дуэты» (мы про него писали здесь), и очередной номерной альбом «СерьГи». Самыми удачными композициями на альбоме получились «Тебя не сломать» (про нее мы тоже писали ранее), «Прости», «Веселая тема» и «Песня про все остальное». Добрый русский рок, который звучит с утра по радио для спокойных людей за рулем. А если они по какой-то причине раздражены, эти песни будут их уравновешивать в матерноточивых пробках.
Не путать с Eleven!!! Выпущенный в этом году инструментальный альбом московского андеграундного музыканта Алексея Мостиева (он же Прохор – участник культовых групп «Собаки Табака» и «Прохор и Пузо») можно слушать бесконечно. Как скандинавских неоклассиков, как шум воды в кране, как пение вьюги за черным окном. Холодная северная музыка с элементами пост-рока, дрим-попа и отчасти эмбиента и шугейза. Если вы не знаете этих мудреных терминов – тоже послушайте. Практически «Времена года».
Появление каждого его альбома эстеты ждут как манны небесной. Как среднестатистический любитель российского рока смакует новые озарения преподобного БГ. Лидер «Аукцыона» по-прежнему выпускает очень хорошие сольники. Эта работа со времен «Лилового дня» – самая мрачная. Мастерская работа со звуком, витиеватые тексты. И, конечно, холод, как от могил в рассказах Юрия Мамлеева. Если посадить Федорова играть на щепе и записать его на диктофон – это все равно будет воспринято слушателем как очередной шедевр Мастера. Такого уровня достиг Леонид Федоров.
А раз уж мы в разговоре про Федорова задели тему могил, то под музыку Phurpa попадание в Бардо вам точно обеспечено. Ритуальная музыка традиции бон – древней религии Тибета. Эта пластинка не предназначена для адептов улыбочных нью-эйдж-культов. «Пхурпа» утащит тебя в бездну, из которой можно не выбраться никогда. Сила древних черных шляп. Бон в России не менее суров, чем в Гималаях.
Группа уже прекратила свое существование пару лет назад. Но их лучший альбом «Джут» был издан на виниле. Социальный панк-рок из Казахстана с отличными русскоязычными текстами. И поскольку большая часть гастролей этого коллектива проходила в России, их можно с полным правом считать «нашими» (не сочтите за шовинизм). За двадцать лет эти песни не утратили своей актуальности. Включаешь проигрыватель, смотришь в окно – а там мало что принципиально поменялось.
Их знают больше за рубежом, чем в России. Астраханские краут-рокеры Vespero в очередной раз показали, как надо играть музыку. Слова тут лишними будут. Послушайте их.
Благодарствую за Маточкина! Воистину, Маточкин – корневой.