Герман Садулаев: «Если Кириенко будет зарегистрирован на выборах как кандидат, то это будет уже очень много значить»
О кандидате в преемники для Путина и выборах 2024 года
Немецкий независимый журналист и политик, убежденный коммунист Тобиас Назе – один из многочисленных примеров объективного восприятия действительности в сегодняшней Европе. Уроженец Западной Германии, он переехал на восток своей страны и продвигает идеи дружбы с Россией и избавления от гнета Соединенных Штатов. Об этом мы пообщались с Тобиасом Назе в нашей студии в «Бункере на Лубянке».
«ВН»: – Можете представиться?
– Я коммунист из Германии. И сейчас сепаратист Восточной Германии.
«ВН»: – Что вы делаете в России?
– Россия и россияне – это наш братский народ. Если мы будем работать вместе (немцы и русские), то мы будем силой. Мы можем, например, освободить Германию от рук США. Сейчас мы находимся в руках США. По-моему, это просто оккупация. Ситуация такова.
«ВН»: – Откуда истоки ваших левых взглядов?
– Моя мама была в коммунистической партии много лет назад. Она была против войны между США и Советским Союзом. Она была за улучшение общества. Это было ее социалистическое представление о жизни.
«ВН»: – Как сейчас в Германии относятся к России обычные люди?
– По-моему, сейчас в Германии очень сильна пропаганда. В самых больших городах – люди попадают под эту пропаганду. Они верят, что Россия – это агрессор. В Восточной Германии отношение отличается. Люди больше знают в бывшей ГДР, что Россия не агрессор, что Россия может быть нашим другом. Что США не наш друг – это знают во всей Германии. Но из-за пропаганды люди вообще не знают правды о конфликте на Украине, например.
«ВН»: – Есть ли левые партии в Германии? И как много их поддерживает людей?
– Сейчас есть партия Die Linke, но она уже фактически разрушена, они получают на выборах меньше чем 5%. Их поэтому не будет в парламенте. Есть человек, Зара Вагенкнехт*, она у вас тоже известна, она формирует сейчас новую партию. Я надеюсь, что в этой партии будет много левых людей, коммунистов и так далее. Людей более антиимпериалистических, чем раньше. Потому что в партии Die Linke были люди «антиимпериалистические», но они тоже были на самом деле за империализм. Это просто реальность. Это тоже причина, почему партия разрушена.
У нас есть также очень сильная правая партия «Альтернатива для Германии», эта партия сейчас в оппозиции и тоже хочет мира с Россией. Есть и еще партии, которые за сепаратизм, например, «Свободная Саксония», которая хочет независимости Саксонии от Германии, потому что они тоже видят, что отношение людей на Востоке отличается от западных людей.
«ВН»: – Они хотят отсоединиться?
– Они хотят свою страну. Это тоже возможно. Потому что я вижу, как сильно отличается отношение людей на Востоке. Это и раньше было так. Десять лет назад 30% людей в Восточной Германии выбирали партию Die Linke. Они видели эту партию как большую альтернативу. Сейчас они выбирают партию «Альтернатива для Германии». Это тоже теперь 30% в Восточной Германии, там это самая большая партия, хотя в Западной – нет.
«ВН»: – Это разделение до сих пор в головах людей там есть?
– Это культура. Люди учились в Восточной Германии в социалистической системе. Они могли развивать свои мысли. А на Западе нет, они берут просто то, что говорит наше правительство. Образование в десять раз было лучше во время ГДР в Восточной Германии, чем в Западной Германии. Поэтому люди там умнее, чем на Западе, и больше понимают ситуацию.
«ВН»: – Сами вы из Западной Германии?
– Я родился в Западной Германии, но сейчас живу в Восточной. И многие люди сейчас тоже поехали из Западной Германии в Восточную.
«ВН»: – У них расходятся политические воззрения и они поэтому переезжают?
– Да-да, правильно.
«ВН»: – Какой процент людей в Германии придерживается левых взглядов (социалистических) и какой либеральных?
– Мы не можем так говорить, потому что это разница не только между Западом и Востоком, но и между большим городом и селом. Например, в Баварии, в Мюнхене – люди очень либеральные. Но люди в селе более консервативные. И там есть люди, которые выбирают «Альтернативу для Германии». В Восточной Германии тоже есть большие города, как Лейпциг, например. Это тоже очень либеральный город. Или, например, Берлин.
*23 октября она объявила о создании собственной партии – «Альянса Зары Вагенкнехт».
Не Зара, а Сара!