«Вышли из зоны комфорта – и вот результат!»

3 года назад

26 июля в Рязани был торжественно открыт Есенин Центр – культурное пространство, призванное объединить под своей крышей творческих людей самых разных направлений деятельности. Но ведь за каждым начинанием стоит большая кропотливая работа многих людей: «Привет, мы открылись!» – стоит и времени, и сил. Так и в данном случае – не без курьезов, не без чудес обошлось.

О том, что осталось за «красной лентой», «Ваши Новости» расспросили координатора проекта «Добровольцы культуры» ОНФ, руководителя общественной инициативы «Культурный фронт» Дмитрия Кузнецова.

«ВН»: – Дмитрий, давайте с самого сложного. Неожиданного. Знаете, как старый мем, когда на первой картинке наши ожидания, а на второй – реальность. Причем необходимо отметить, что реальность мы видели: новые свежевыкрашенные стены старинного дома с резными ставнями; светлые комнаты с картинами, поделками рязанских мастеров на стенах, готовые к приему гостей; комната-музей с ценными экспонатами, напрямую связанными с Есениным; чистый двор с деревянным подиумом для всевозможных выступлений, доска с подробным планом мероприятий, где почти уже нет «окон» и многое, и многое. Эта реальность нас впечатлила. А что «впечатлило» вас в процессе работы? Что вы ожидали, начиная, и что оказалось на самом деле?

– В некотором смысле почти всё оказалось сложнее, чем могло быть. Первоначальный вариант дома, который мы надеялись получить для культурного центра, должна была дать область. Но она не дала. И это не потому, что чиновники злые, а потому, что закона правильного нет. Поэтому взяли другой дом – памятник культуры. Пришлось часть дома покупать, часть брать в аренду, которая через три года закончится. Думали, ремонт будет стоить определенное количество денег, а он обошелся дороже. Хотя это характерно для любого ремонта. Но главное, что Бог благословил и все чудесным образом получилось! И даже из худшего стало лучшим. И все это — не без помощи губернатора Рязанской области, Николая Викторовича Любимова.

Мы поняли, что сейчас в Рязани нет нужного хранителям наследия закона, и наши товарищи в рязанской Думе сейчас работают над созданием не просто подходящего, но самого лучшего в РФ закона о культурном наследии. Нам пока не удалось спасти от разрушения интересный дом на Петрова, 4, но зато спасаем гораздо более ценный памятник культуры на Щедрина, 21. И областная власть нам в этом помогает.

«ВН»: – То есть к техническим сложностям добавились и финансовые?

– Да, не хватило денег, и нам пришлось идти с шапкой по миру. Зато благодаря нашему выходу из зоны комфорта мы нашли добрых людей, которые помогли и помогают. В их числе даже президент РФ. Все-таки проект реставрации фасада нашего дома получил поддержку Фонда президентских грантов! Без трудностей не было бы таких успехов.

Очень важной и своевременной была помощь Национального фонда поддержки правообладателей. Они появились в самый сложный момент, когда на замену почти полностью прогнившего пола пришлось истратить больше запланированного, а древесина резко подорожала. Мы были в огромном затруднении, все сроки были под угрозой. Но пришли благотворители и оказали нам поддержку. Ну что тут скажешь? Снова произошло чудо.

Мы признательны и очень благодарны всем, кто помогал: областной власти, оказывающей нам полное содействие, неравнодушным людям, волонтерам.

«ВН»: – А расскажите, пожалуйста, подробнее про исторические дома и ситуацию, в которой они оказались.

– Сначала Захар Прилепин договорился с губернатором о выделении нам здания на Петрова, 4. Мимо него ходил Есенин из своего дома в типографию. Дом недавно расселен и пропадает. Он не имеет охранного статуса, и такие здания проще восстанавливать. Кстати, это ужасная и несправедливая ситуация во всей стране. Хранителям и спасителям наследия приходиться избегать работы с домами – памятниками культуры. Их дороже, сложнее бюрократически и юридически восстанавливать. Одна из наших целей – изменить эту ситуацию. Общественникам, бизнесу и гражданам должно быть выгодно инвестировать в памятники культуры, а не бояться их. И мы вместе с директором Фонда «Есенин Центр» Григорием Парсентьевым ведем активную работу в данном направлении. И Есенин Центр как социокультурная инициатива – наш флагман.

Возвращаясь к нашей ситуации – выбрали, на первый взгляд, простой объект. Жителей нет. Охранного статуса нет. А не дают. Мы начали уже думать о новом объекте, как вдруг рязанский градозащитник Игорь Кочетков предложил выкупить для создания реставрационной мастерской квартиру недавно умершего хранителя улицы Щедрина дяди Толи. Это именно тот старовер и радиолюбитель дядя Толя, чей музей мы и открыли в Есенин Центре. Так мы и обратили свое внимание на дом номер 21 и стали работать именно с ним.

«ВН»: – Вот все-таки насколько в подобных вещах важен человек.

– Да, именно. Человек пришел, подсказал, помог. Ведь что такое традиция? Это в первую очередь люди. Которые эту традицию хранят и передают дальше. Вот и у нас такой человек отыскался. Друг дяди Толи, Сергей – выдающийся автор и реставратор – как раз остался без жилья. Под него и выкупали эту квартиру – чтобы он там и жил, и работал. Он один из последних рязанских косопузов (название пошло от топора, который плотники и столяры носили за поясом). Эта традиция тоже постепенно умирает, но Сергей – один из последних динозавров рязанского деревянного зодчества. Дом номер 21, как выяснилось позже, принадлежал двоюродному брату изобретателя радио Попова. Совпало и вот что: дом остался без хранителя, а хранитель – без дома.

«ВН»: – А на какой стадии сейчас находится спасение дома?

– Нам рано играть победный марш – мы спасли дом пока только изнутри. Сделали помещения для галереи, для мастерской, для мероприятий, для кинопоказа, оборудовали летнюю площадку для культурной активности.

Остался фасад. Снаружи дом в плачевном состоянии. Мы подали документы и выиграли президентский грант. Теперь вместе с волонтерами наша градозащитная мастерская готова приступить к ремонту и восстановлению фасада.

У нас есть уникальная возможность – мы можем наших друзей-волонтеров заселять в наш дом. Так что милости просим желающих принять участие в восстановлении старинных объектов к нам! Под руководством мастеров можно и освоить плотницкое ремесло, и приобщиться к большому делу.

«ВН»: – Как вы видите дальнейшее будущее Центра и каковы ваши дальнейшие планы?

– Необходимо отметить, что у нас в Есенин Центре находится градозащитная резиденция. В настоящее время мы занимаемся большой проблемой, в которую погрузились: важно не только сохранение того или иного объекта культурного наследия, нужно разработать ряд мер, в том числе и законодательных, для системной и успешной работы в данном направлении. Чтобы Рязань была примером для всей страны. Примером того, как можно помогать неравнодушным гражданам спасать старинные дома. Мы хотим создать позитивный пример на региональном уровне. Мы сделаем это в Рязани, а потом с помощью нашего лоббиста Захара Прилепина будем распространять наш пример и на другие регионы.

Президент Владимир Путин на съезде ОНФ дал поручение облегчить состояние культурного наследия. В этом направлении происходит не так много подвижек. А Захар собирается пойти и сделать это – такую важную вещь не только для градозащитников, а для всех граждан. Захар обещал нам помочь спасти дом, выкупить и сохранить есенинскую экспозицию – он это выполнил, за что мы очень благодарны.

Но нам нужно изменить ситуацию по всей стране – это наш главный план.

«ВН»: – Отличный у вас план! Но давайте вернемся к частному: как отреагировали на перемены жильцы дома?

– В нашей команде было сомнение – как делать культурный центр в доме, где живут люди. Мы опасались, что это будет непросто. Оказалось – совсем наоборот. Потому что культура меняет среду обитания человека.

Например, в одной из квартир живет бабушка. Сейчас она выходит из двери – вокруг все чистое, светлое, у нее новый интересный круг общения – она счастлива.

И для нас это радость, что коренной житель дома счастлив и доволен. Плюс мастер Сергей – он стал жителем этого дома. Так и положено по традиции – жизнь перетекает в дом и наоборот.

И для нас это образ всей страны – мы хотим, чтобы наша культурная интервенция изменяла жизнь каждого, кто с ней соприкасается. Мы верим, что общая культура непременно изменит среду обитания каждого человека.

Нам это удалось в масштабе одного дома, теперь такое нужно делать в масштабе города, региона, страны.

И мы надеемся, что Захар, будучи в Государственной думе, нам поможет.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ