В России за сутки выявили почти 75 тысяч заражений COVID-19
От болезни за сутки в РФ умерли 657 человек, в том числе в Москве – 74
В классе всегда найдется энергичный ученик, который, изучая какую-нибудь творческую дисциплину, особо не разбираясь в традиционных методах и классических законах, сразу начнет их нарушать или открывать заново. И пройдя определенный путь собственных и чужих шишек и ошибок, не мытьем, так катаньем этот неугомонный ученик в итоге добьется своего.
Мне вот таким видится режиссер Адам Маккей.
Его ранние ржачные комедии находятся вне спектра критики и никакой ценности для киноискусства не представляют. Но вот, «повзрослев», Маккей снимает в 2015 году «Игру на понижение» – фильм про ипотечный кризис 2007 года. Следующая картина еще «серьезнее», хоть и представлена снова с элементами комедии – это байопик «Власть» про бывшего вице-президента США Дика Чейни. В 2019 году «Власть» номинируется на Оскар в нескольких номинациях, но вполне заслуженно получает только статуэтку за грим.
Эти два фильма рассчитаны как на широкую публику, так и на утонченных любителей кино. Хотя обычным людям, идущим в кино отдохнуть, они могут показаться странными, а искусствоведу – всего лишь забавными. Во всех двух фильмах Маккей пытается экспериментировать, совместить несовместимое, смешивая документальное кино с художественным, и хотя эти жанры в картинах сшиты воедино толстыми белыми нитками, все равно попытка автора найти свой киноязык достойна похвалы.
Ну а новую трагикомедию Маккея «Не смотрите наверх», вышедшую в конце прошлого года, уже заслуженно можно считать авторским кино. Причем отличным.
Сюжет не нов, но вечен. К Земле приближается комета, которая убьет всю человеческую цивилизацию. Уже сама тема апокалипсиса выводит фильм на новый уровень. Не устану повторять, что ценность любому произведению придают отсылки в нем к тем мифологемам, на которых построена вся человеческая культура.
Конечно, нечто подобное и о том же рассказал Триер в своей «Меланхолии». Дотошный кинокритик может вспомнить на эту тему еще фильм «4:44. Последний день на Земле», настолько пафосный, насколько и глупый. Но Адам Маккей пошел своим путем. Он представил конец света в жанре трагикомедии.
Трагедия заключается в необратимости смерти. И только осознавая свою скорую смерть, заранее переживая ее, мы начинам жить по-настоящему, человеческая жизнь сразу приобретает божественный смысл. А тут целая комета на планету падает, умрут все. За что же, Господи? Господь молчит. Значит, заслужили.
Вот она – финишная прямая, ученые все подсчитали. Комета упадет на Землю через полгода и уничтожит все живое. Эй! С вами космос говорит, наверх посмотрите! Но вместо того чтобы привести себя и свои мысли в порядок, вместо того чтобы подумать о вечном и приготовиться к встрече с божественным космосом, начинается комедия – люди продолжают черт знает чем заниматься.
По поводу грядущего апокалипсиса устраиваются ток-шоу, обсуждения, концерты. Организовываются кампании за и против кометы. Политики собираются на фоне конца света повысить свои рейтинги, а дельцы из конца света планируют извлечь прибыль.
«Не смотрите наверх» – это фильм-катастрофа в жанре острой политической и социальной сатиры, здесь трагедия соседствует с комедией на грани фарса.
Успех картине обеспечил великолепный актерский состав. Ди Каприо так вообще сперва даже и не узнаешь в роли профессора, открывшего комету, – какой же он все-таки гений перевоплощения! Присутствие Ди Каприо уже делает значимой картину – он, как известно, в плохом кино сниматься не будет, а если и будет, то этот фильм сразу перейдет в категорию хороших, если не отличных.
Вместе с ним в паре играет великолепная Мэрил Стрип – ее представлять человеку, который разбирается в кино, не надо. А также «сойка-пересмешница» Дженнифер Лоуренс, толстый и смешной Джона Хил, Кейт Бланшетт… И дальше по списку, все актеры в фильме хороши, ни к кому не придерешься.
Отдельно надо отметить гениальную игру театрального актера Марка Райлэнса, который из всех этих стивов джобсов, соросов, илонов масков, грефов и прочих капиталистов-сатанистов создал на экране собирательный образ злодея-миллиардера, для которого человеческая душа – это только ресурс для увеличения своего капитала.
Комета – ложь, но в ней намек.
Мы вот строим планы, живем, работаем, ругаемся, смеемся, веселимся. Сидим в соцсетях, в автомобилях, в офисах, ресторанах и дома. И все мы забыли о космосе. Неужели нам нужна смертельная комета, чтоб мы наверх посмотрели?
Отличный фильм, то что доктор прописал. Армагеддон-попс! К слову, лет 10 назад в США появился аналогичный по смыслу фильм «Боже, благослови Америку!» — тоже очень угарный