В Петербурге впервые за 80 лет воссоздадут концерт Шостаковича, как в блокадном Ленинграде. Партитуру «Симфонии №7» представят в оригинале

7 месяцев назад

Время собирать камни. И хорошо, что чиновники от культуры это понимают, поэтому все чаще и чаще реализует проекты, связанные с исторической памятью.

Пока, по словам первого замглавы АП РФ Сергея Кириенко, многие российские артисты рвутся на фронт и в военные госпитали, чтобы выступать перед русскими бойцами, идет серьезная борьба за умы поколений.

И в этой спецоперации тоже должны быть мощные выстрелы.
Один из них запланирован на лето текущего года.

Санкт-Петербургская академическая филармония выиграла грант на реализацию проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» — это масштабная трехчастная инсталляция, посвященная историческому выступлению Оркестра Ленинградского радиокомитета в осажденном Ленинграде в 1942 году. Тогда в городе впервые прозвучала Симфония №7 (она же Ленинградская) — произведение Дмитрия Шостаковича, написанное специально для блокадного концерта.

Сотрудники филармонии вместе с коллегами подготовили грандиозный проект, который будет состоять из трех частей: выставки, научной конференции и мемориального концерта.

1. Экспонаты на крови

В экспозиции представят поистине уникальные артефакты: оригинальную партитуру Шостаковича, начатую в блокадном Ленинграде и завершенную в Куйбышеве в эвакуации, огромный документальный ряд из архивов МИД РФ, связанный с премьерами симфонии в Лондоне и Нью-Йорке, масса бытовых подробностей (дрова, умывальники, специальные щипцы для тушения авиационных бомб и др.). Не забудут и имена тех, кто принимал участие в концерте и тех, кто не смог дожить до этого момента — все имена музыкантов представят на выставке в виде визуальной инсталляции. Как известно, менее 30 человек из 80 заявленных пришли на первую репетицию (заявленные погибли от голода или дистрофии) Седьмой симфонии, которая длилась менее получаса, потому что у участников оркестра попросту не было сил. Программку концерта с рукописными пометками о заменах музыкантов тоже представят.

2. Фрак, очки и пульт дирижера Элиасберга

Научную часть проекта составят всемирно известные ученые: музыковеды, историки, музеологи, специалисты по культурной памяти со всей страны. Заявки на участие в «Партитуре памяти» продолжают собирать до 9 июня.
А пока известно, что публика сможет увидеть на выставке сенсационные исторические находки: документы о присуждении Дмитрию Шостаковичу Сталинской премии 1942 года (со сложной дискуссией по поводу необходимости присуждения награды), щемящие эго-документы композитора — неопубликованные письма Шостаковича матери из Куйбышева в Ленинград, личный архив скрипача оркестра Ленинградской филармонии Меера Арановича (письма, фото, похоронка), погибшего в августе под Москвой на фронте, а еще раритетные предметы с того самого концерта: пульт, очки, камертон, дирижерская палочка и трудовая книжка дирижера Карла Элиасберга.

3. «Какой дьявол может победить страну, создающую такую музыку?»

И самое главное — вершиной проекта станет настоящий концерт 9 августа 2022 года, на котором «Ленинградская симфония» второй раз в истории, спустя 80 лет после культовой премьеры, прозвучит в Питере. Исполнит ее правопреемник оркестра Ленинградского радиокомитета — Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии им. Шостаковича. Дирижировать будет Николай Алексеев.

Концерт покажут в прямом эфире в городах, с которыми была тесно связана биография Шостаковича — в Самаре (где прошла эвакуация и завершение работы над Седьмой симфонией), Новосибирске (где 9 июля 1942 года симфония прозвучала в присутствии самого композитора), Ташкенте и Москве. В записи выступление покажут в виртуальных концертных залах Тюмени, Вологды, Екатеринбурга, Пермская края и многих точках России в начале осени текущего года.

Как мы помним, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга отыграл концерт в Большом зале ленинградской филармонии. Это был жест необычайного мужества и стойкости духа, вселивший силы и в жителей осажденного Ленинграда, и советских бойцов. Пока играла музыка — пушки фашистов молчали: командующий Ленинградским фронтом генерал Леонида Говоров отдал приказ подавить огневые точки немцев. Операция называлась «Шквал». Симфонию №7 транслировали по радио и громкоговорителям городской сети таким образом, что слышали монументальное и жизнеутверждающее произведение и жители города, и немецкие войска, надломленные такой силой духа. Фашисты были деморализованы, а изнуренные жители Ленинграда, державшие оборону, — наоборот.

Событие стало сенсационным не только по меркам Советского Союза, но и во всем мире. Шостакович мгновенно попал на обложки самых популярных журналов Европы и США.

А чикагская газета Chicago Sun не могла сдержать восхищения: «Звуки битвы под Ленинградом гремели вчера в ушах мира: оркестр под управлением Тосканини исполнил симфонию, выражающую гнев и вместе с тем предчувствие победы. Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».

В 1942 – 1943 годы Седьмая симфония 65 раз была исполнена в США оркестрами под управлением Кусевицкого, Стоковского, Орманди и других ведущих американских дирижеров, она неоднократно транслировалась радиостанциями.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ