Сергей Марков: «Он может взять голоса умеренных противников специальной военной операции»

6 месяцев назад

Генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков анализирует ситуацию накануне старта предвыборной гонки в России. До голосования 2024 года остается всего четыре месяца. Но о своем намерении баллотироваться заявил пока только один политик – Борис Надеждин. 31 октября партия «Гражданская инициатива» заявила о готовности выдвинуть его в президенты. Сам Надеждин уже опубликовал манифест, в котором, в частности, назвал СВО «фатальной ошибкой» Путина. Также он заявил, что тот «тащит Россию в прошлое». 

Борис Надеждин

Борис Надеждин

«ВН»: – Сергей Александрович, вы должны хорошо знать Бориса Надеждина, так как вместе с ним участвовали в политических шоу на ТВ. Что он за человек?

– Действительно, мы с ним знакомы лет двадцать. И он даже женился на моей сотруднице. Я позитивно думаю о его кандидатуре. Он может взять голоса умеренных противников специальной военной операции. Тех, кто считает, что киевский режим – это дело, конечно, нехорошее, но война – дело еще более нехорошее. При этом он является абсолютно договороспособным. Всегда готов договориться с властью о том, что можно критиковать, а что нельзя. Он явный умеренный либерал. Его участие повысит и уровень участия избирателей, и общую легитимность выборного процесса. 

Другое дело, что – по моему ощущению и по тому, как это подают средства массовой информации, – он выдвинулся, не получив заранее одобрения от Администрации президента. Я уверен, что он их проинформировал и спросил одобрения. Но, наверное, они там бюрократически сейчас сидят, думают, никто не хочет взять на себя ответственность. И он выдвинулся самостоятельно. По этой причине ему могут не дать зарегистрироваться. 

Борис Надеждин

Борис Надеждин

Еще одна причина, по которой ему могут не дать зарегистрироваться, это процедура выдвижения. Он вроде выдвигается от партии. Но у меня есть сомнение, что у них там всё схвачено с процедурой выдвижения. 

«ВН»: – Самому Путину интересно увидеть, насколько популярны идеи Надеждина?

– Нет, я думаю, ему совершенно неинтересно это знать. Потому что есть социология, которую ему регулярно докладывают: какие идеи популярны, а какие нет. Ему это всё хорошо известно. Он знает, что это маргинальные идеи. Но дело в другом. 

Сергей Марков. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Дело в том, что человек, который считает, что избиратели имеют право иметь своих кандидатов, несогласных с ним. У него есть глубинная демократичность. И он считает, что общественные деятели должны иметь право баллотироваться. Если нормальный общественный деятель не имеет права баллотироваться, то система становится слишком закрытой и не демократичной. Это иностранные агенты не должны баллотироваться. 

«ВН»: – Возникает противоречие. Высказываться на митингах и пикетах против СВО у нас нельзя. А кандидату в президенты выходить с этой повесткой можно? 

– Есть такое противоречие, да. Но это противоречие свидетельствует о том, что жизнь развивается настолько быстро, что юридические системы не успевают за жизнью. Нам кроме юридического регулирования общественных процессов крайне необходимо иметь существенно более оперативное политическое регулирование этих процессов, которое должно быть построено таким способом, который вызывал бы доверие у людей. А юридические системы во всех странах мира находятся в кризисе. Просто потому, что они не успевают. 

Президент РФ Владимир Путин во время встречи с военными корреспондентами в Кремле. Фото: Гавриил Григоров/пресс-служба президента РФ/ТАСС

«ВН»: – Всё же Борис Надеждин – это не Ксения Собчак. Он серьезный политик и в политике уже довольно давно. Этот его выход на первый план свидетельствует о том, что как-то меняется конъюнктура в стране?

– Он и год назад так же высказывался, как сейчас. Конъюнктура не меняется. Она остается той же самой. А Россия остается открытой страной. На три порядка более открытой, чем фашистская Украина. Где народ не фашистский, но есть оккупационный фашистский режим США. 

Россия также по многим параметрам более свободная, чем европейские страны. Поскольку плюрализм мнений, представленных в российских средствах массовой информации, больше, чем в европейских СМИ. 

Флаг Европейского союза. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

«ВН»: – Скажите, а разве СВО – это сегодня политический вопрос?

– Конечно. А какой же еще? Это политический вопрос. Военные просто выполняют политические решения. А какой же это вопрос еще?

«ВН»: – Вопрос безопасности. Цивилизационный вопрос. Ведь до этого его преподносили только так. 

– Проблемы безопасности – это тоже политические проблемы. Речь о том, что проблемы безопасности решаются разными способами. Они могут быть достигнуты военными способами. Но могут и быть достигнуты дипломатическими способами. Или их сочетанием. Это и есть вопрос о том, каково должно быть сочетание способов. Тот же Борис Надеждин наверняка не считает, что Россия должна демонтировать свой ракетный ядерный потенциал. 100% нет. И он не говорил о том, что Россия должна уйти из Крыма. Он просто выступает за несколько другую комбинацию военных, дипломатических и политических методов обеспечения безопасности страны. Это нормально. 

Сергей Марков. Фото: ITAR-TASS

«ВН»: – То есть получается, что есть какие-то иные пути решения вопросов безопасности России сегодня?

– Они есть в сфере сознания. А есть ли они в сфере реальности – неизвестно. Это как молодой человек хочет встречаться с девушкой. У него есть соседки, знакомые по работе. С ними он может. А есть киноактрисы, певицы. В сознании он с ними может, а на практике нет. Так же и здесь. Возможно, методы, которые предлагает Надеждин, как желание иметь роман со знаменитой певицей. Мечтать можно, а на практике реализовать очень трудно. 

«ВН»: – Российская история часто совершала непредсказуемые повороты. Гипотетическая победа Надеждина – это катастрофа для России?

Надеждин – разумный человек. Вот был Немцов, который критиковал Путина. Но я всегда был уверен, что если бы Немцов стал президентом, то он был бы таким же, как Путин, и делал бы всё то же самое. 

Б. Н. Ельцин и В. В. Путин. Фото: ИТАР-ТАСС

«ВН»: – Откуда же тогда взялся тезис, что Путин незаменим?

– Этот тезис, я бы сказал, очень символический. Он не практический. Представьте, что произошел теракт против Путина. И что, в России не будет политиков, которые его заменят? Конечно, будут. Россия – великая страна. Это же образное выражение, что «Путин незаменим». Все политические лидеры заменимы. Люди, которые говорят, что Путин незаменим, просто выражают свою лояльность Путину как политику. 

Владимир Путин (на экране) участвует по видеосвязи в заседании в узком составе в рамках саммита БРИКС в международном конференц-центре Sandton. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«ВН»: – В манифесте Надеждина есть тезис: Путин тянет Россию в прошлое. Эта идея имеет какой-то электоральный отклик? Утомили народ высказывания про историю?

– Вы знаете, малая толика людей согласится с этим. Молодые и богатые. Не очень много людей. А абсолютное большинство с этим тоже согласится, но в хорошем контексте. Мол, да, Путин тянет Россию в прошлое, но в прошлом-то было лучше, чем сейчас. Самые популярные политики, кроме Путина, у нас – это Брежнев и Сталин.

Люди хотят жить, как при Брежневе. Но чтобы при этом были мобильные телефоны и можно было летать отдыхать в Турцию. 

RUSSIA, SOCHI — SEPTEMBER 4, 2023: Russia’s President Vladimir Putin (R) and Turkey’s President Recep Tayyip Erdogan. Sergei Karpukhin/TASS

Большинство скажет, что Владимир Владимирович должен посильнее тянуть Россию в прошлое. «Слабовато он тянет ее в прошлое», – скажет большинство избирателей Путина. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ