Разрисовавшие «Буран» уличные художники подняли массу важных проблем

На днях несколько неизвестных уличных художников проникли на космодром «Байконур» и устроили там «перформанс», который по формальным признакам вполне подпадает под определение «вандализм».

В частности, деятели «уличного искусства» оставили граффити на комическом корабле «Буран», который уже много лет находится на Байконуре и который Россия в силу ряда юридических трудностей пока не может перевезти в один из музеев космонавтики. К слову, данный акт то ли «современного искусства», то ли «вандализма» в очередной раз побудил Роскосмос поднять вопрос о перевозке «Бурана» с Байконура в Россию. Эта проблема будет обсуждаться на ближайшем заседании российско-казахской межправительственной комиссии по Байконуру.

Что же касается «художников», то они оставили на обшивке «Бурана» следующие надписи: «Добро», «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле». В общем, обычный молодежный пафос и вполне дежурная риторика. Зачем нужно было писать это именно на «Буране» – история умалчивает.

Тем не менее стоит отметить одну деталь: один из художников, описывая свое проникновение на Байконур, заявил следующее: «Могу сказать, что, как и Юра, я стал первым». И это не соответствует действительности. Стихийные проникновения на Байконур происходили и ранее. Например, в 2018 году группа примерно таких же туристов-дикарей проникла на объект и сделала там несколько фотографий, подробно описав все этапы своего путешествия.

Кстати, описание этого проникновения – отдельная история. Поскольку попасть на Байконур все же задача не тривиальная. И охрана там имеется.

Но тем не менее, такие проникновения вызывают некоторые вопросы к той самой охране Байконура. Нет, понятно, что и в 2018, да и сейчас вред космодрому и находящимся на нём объектам минимален. В конце концов, граффити можно удалить. И думается, что это будет сделано в ближайшее время.

Но что было бы, если бы это были не некие анонимные блогеры, а какой-нибудь диверсионный отряд? Например, с какими-нибудь взрывными устройствами? И да, все же Байконур — это даже не обычный «закрытый» город, а совершенно отдельный объект. Как с юридической, так и со стратегической точки зрения. И то, что туда уже не первый раз проникают «случайные» люди, наверное, всё же повод задуматься и как-то пересмотреть протоколы охраны космодрома и прилегающей к нему инфраструктуры.

Если же говорить о содержательной части данной акции, то к ней тоже есть вопросы. Уж больно это «прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле» смахивает на дежурное либеральное «лучше бы раздали пенсионерам».

Дело ведь в том, что человеку, чтобы он «учился жить на Земле», нужна идея. Идея высокая, ради которой он и будет учиться. И космос, так уж получилось с советских времен, для огромного количества наших граждан стал именно такой идеей. Именно поэтому, кстати, так болезненно в российском обществе переживаются неудачи в космической сфере. Каждое падение ракеты, каждая поломка и отмена пуска – всё это вызывает крайне острую и массовую критику. И не только потому, что это для некоторых подтверждает, что «в России всё и всегда плохо». Для многих людей космические неудачи России – это почти как личные трагедии.

Мечта о космосе и космических прорывах жива в российском социуме, невзирая ни на что. Поэтому – нет, нам нужно лететь в космос в том числе и для того, чтобы учиться жить здесь, на Земле. Такова уж парадоксальная человеческая природа.

Ну и стоит повториться, что в целом инцидент с граффити, скорее, пошел на пользу тому же «Бурану». Появился очень серьезный повод перевезти его в Россию и сделать музейным экспонатом. Сохранить и этот экземпляр для потомков. Сейчас «Буран», стоит напомнить, находится в практически заброшенном космическом ангаре и медленно разрушается под воздействием внешней среды. А это все же неправильно.

А потому, наверное, это «Юра, мы приехали» в итоге поможет спасти уникальный космический аппарат, который ознаменовал определенную и важную веху в развитии советской и российской космонавтики.

А может быть, эта акция «вольных художников» поможет государству обратить внимание и на проблемы Байконура в целом. А в этом индустриальном городе, как, наверное, в любом похожем населенном пункте – что России, что Казахстана – есть масса своих специфических проблем.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии