Противостояние России с Западом переходит на новый уровень

1 год назад

На минувшей неделе произошло сразу несколько событий по «украинскому треку», что вполне может свидетельствовать о том, что противостояние России с Западом переходит на новый уровень – противостояния Востока и Запада. Что логично вытекает из того, что все вышеупомянутые события связаны с Китаем. А это в свою очередь поднимает очень любопытный вопрос: чего на самом деле хочет Китай?

Однако не будем забегать вперед и пойдем по порядку: что произошло?

Во-первых, это визит главного китайского дипломата Ван И в Москву, где тот встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, секретарем Совбеза Николаем Патрушевым и президентом РФ Владимиром Путиным. Что само по себе, в принципе, в контексте «российско-украинского конфликта» является знаковым событием, ибо Киев за весь год СВО не был удостоен такой чести: никаких визитов с китайской стороны туда не было, хотя до этого власти КНР поддерживали с Украиной довольно тесные связи.

Поэтому уже только по факту поездки главы китайского МИД можно предположить, что Пекин определился на чьей он стороне: «Мы готовы с российской стороной выдержать политическую решимость, углублять политическое взаимодоверие, углублять стратегическое сотрудничество, всесторонне расширять практическое сотрудничество, чтобы играть большую конструктивную роль для обеспечения интересов наших стран, а также для содействия развитию всего мира», – заявил Ван И на встрече с Владимиром Путиным.

К тому же тут стоит взять в расчет, что визит начальника Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам совпал с визитом американского президента Джо Байдена в Киев, на что обратил внимание телеканал CNN, тут же написав, что Китай и Россия «близки как никогда»: «Китай и Россия близки как никогда с тех пор, как их лидеры объявили о «безграничной дружбе» год назад – отчасти из-за их общей враждебности к Соединенным Штатам», – говорится в публикации.

Причем, по версии Запада, Россия и Китай близки настолько, что последний даже рассматривает вопрос с поставкой вооружений России: «Мы не видели никаких поставок смертоносной помощи из Китая в Россию, но мы видим признаки того, что они рассматривают и, возможно, планируют это, и именно поэтому США и другие союзники очень четко предостерегают от этого», – рассказал  глава Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в интервью агентству Reuters.

В тот же день о том, что Штаты располагают информацией касательно того, что КНР рассматривает возможность «содействия России», заявил госсекретарь Энтони Блинкен.

Есть даже кое-какая конкретика по этому вопросу. В частности, немецкое издание Der Spiegel пишет, что Пекин и Москва ведут переговоры о закупке 100 ударных беспилотников.

«Китай обдумывает отправку боеприпасов и БПЛА в Россию для войны с Украиной, сообщил в пятницу источник, знакомый с этим вопросом. Другой человек, осведомленный о разведданных, также сказал, что Пекин рассматривает возможность отправки стрелкового оружия. Источники подчеркивают, что никаких поставок летальной помощи ещё не было, но Вашингтон все больше обеспокоен этой возможностью и в последние месяцы собирает разведывательные данные на этот счет», – сообщает Politico.

Ему вторит WSJ: «Китай может готовиться к отправке артиллерии и боевых беспилотников на помощь России, предупреждают западные официальные лица».

Эту же информацию подтверждает и директор ЦРУ Уильям Бернс: «Мы уверены, что китайское руководство рассматривает возможность предоставления летального оборудования. Мы также видим, что окончательное решение еще не принято», – рассказал он в интервью телеканалу CBS News.

Китай, понятное дело, все отрицает. А как же иначе? Однако то, что эта информация может соответствовать реальному положению дел, говорит, в частности, если верить зарубежным СМИ, поставки некоторых видов вооружений из Ирана. Если тому можно, то почему Китаю, претендующему на роль сверхдержавы, нельзя? Это – во-вторых.

И, наконец, в-третьих, это мирный план Китая по урегулированию «российско-украинского конфликта», опубликованный аккурат в годовщину СВО.

Ожидаемо, мирная инициатива Китая не вызвала большого энтузиазма на Западе. Так, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель отказался признавать китайскую инициативу планом: «Я не называю это мирным планом, это документ о позиции», – высказался он перед заседанием Совета Безопасности ООН по Украине.

А вот, что думает по этому поводу глава НАТО: «Что касается предложенных Китаем принципов. Прежде всего к Китаю нет большого доверия, так как они не смогли осудить вторжение России. И они подписали соглашение о безлимитной дружбе с Россией перед вторжением», – заявил Столтенберг на пресс-конференции в Таллине.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя мирный план Китая, прямо заявила, что последний «занял сторону».  «Надо смотреть на это на специфическом фоне – это фон подписания соглашения о безлимитной дружбе с Россией. Мы рассмотрим предложенные Китаем принципы, но мы будем рассматривать их на фоне дружбы с Россией», – отметила она.

Штаты высказались куда жестче. Комментируя инициативу Китая о немедленном заключении перемирия между Россией и Украиной, Блинкен подчеркнул, что «США считают, что немедленное перемирие на Украине приведет только к усилению и перевооружению России. Мир в Украине на основе признания вхождения в состав России новых территорий не будет устойчивым».

А президент США так вообще полагает, что этот план «выгоден только России». Поэтому рассматривать Китай в роли миротворца, по Байдену, чуть ли не кощунство: «Идея о том, что Китай будет вести переговоры о результатах войны, которая абсолютно несправедлива для Украины, просто нерациональна», – сказал американский лидер в интервью телеканалу ABC News.

Так что, по мнению Запада, Китай со своей позицией определился:  «Китай совсем не справедливый посредник между Россией и Украиной. Мы ясно видим его на стороне России, и тот факт, что завтра Китай принимает у себя президента Беларуси, также доказывает это»,– подытожил советник Белого дома по нацбезопасности Джон Кирби на брифинге в минувший понедельник.

И, похоже, это действительно так. А учитывая, что, как пишет ТАСС, Иран поддерживает инициативы Китая по мирному урегулированию конфликта на Украине, можно сказать, что вокруг РФ в политическом плане начинает формироваться коалиция – в противу Западу.

Но если с Ираном все понятно (союзники ему нужны, к тому же не будем забывать сугубо практически интерес (повторюсь: если зарубежные СМИ не врут): РФ в обмен на беспилотники и ракеты помогает Ирану с разработкой некоторого вида вооружений, в том числе и истребителей, а, может быть, и ядерного оружия), то с Китаем – вопрос: а для чего ему это нужно?

Нет, не надо строить иллюзий: Китай никогда ничего не делает просто так, ради поддержки, общего духа и проч. Если руководство Поднебесной решилось на какие-то шаги, значит это для чего-то ему нужно. И «украинский кейс» не исключение.

Ответ, впрочем, достаточно простой. И дает его Хэл Брэндс, член Совета по политике в области иностранных дел Госдепартамента США: «Для Пекина Россия, которая выйдет из этой войны слегка ослабленной, изолированной на международном уровне и, следовательно, более зависимой от Пекина, не так уж и плоха с точки зрения Си.

Но Россия, которая пострадает так сильно, что вряд ли может считаться великой державой, представляет большую проблему, потому что позволит США сосредоточиться на Пекине.

Еще хуже для Си сценарий, при котором военное поражение ведет к политической дестабилизации в Москве, потенциально делая китайско-российское стратегическое партнерство – единственный ответ Китая на глобальную сеть альянсов, которыми обладает Америка, – жертвой незаконченной войны.

Таким образом, Пекин может попытаться совместить два стратегических шага. Первым шагом было представление расплывчатого и неработоспособного мирного плана, который позволяет Си публично предлагать роль посредника в войне. Второй шаг может состоять в том, чтобы увеличить военную или полувоенную помощь России, делая это достаточно тихо, чтобы Пекин мог избежать открытого признания этого», – пишет он в своей колонке для Bloomberg.

К тому же если присмотреться более внимательно, то мирный план Китая – он разработан под себя: под свой возможный конфликт с США из-за Тайваня.

Поэтому все шаги Пекина по «украинскому треку» – это попытка игры вдолгую против Вашингтона. И в этом смысле «российско-украинский конфликт» – это прокси-война между США и Китаем. Но, как бы там ни было, то есть, несмотря на причины, побудившие КНР сделать вышеозначенные шаги, следует констатировать, что прокси-война России с Западом поднимается на новый виток, который можно определить как конфликт цивилизаций – Востока и Запада.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ