Роман Протасевич решил подать в суд на Ryanair
И призвал других пассажиров сделать тоже самое
…Хотя сам я неплохо плаваю, мне все-таки немного ссыкотно.
Будучи стихийным анархистом и справедливо считая, что государство – это сложная система ограничений и угнетений, я понимаю, что оно скорее во благо. Ну ограничение слишком сильных, поддержка слишком слабых, организующая структура, представительские функции… все такое. В общем, пусть будет – пользы от него, пожалуй, больше, чем вреда (про налоги умолчу, это отдельная тема).
Однако любая сложная структура – по моему наивному мнению – должна управляться сложными людьми. Чем больше и глобальнее задача, тем бОльшей компетентности она требует. Управлять самокатом и управлять авианосцем это таки две разницы. Пилот картинга и пилот самолета – разные ответственности, уровни подготовки, типы личности. Хозяин ларька и владелец транснациональной мегакорпорации – это вообще разные виды и отряды.
Так я всегда думал.
Наивный
Пока не начал замечать какие-то странные вещи. Похоже, чем выше забирается человек, тем он тупее. Начальник обычно менее компетентен, чем его подчиненный. На самых же высоких постах сплошь и рядом сидят уже совершенные обезьяны, не умеющие связать даже двух слов. Ну и что уже говорить о лидерах наций – там же обычно клиника написана прямо на лице.
Объяснений этому у меня нет.
Но эти люди нами руководят, принимают судьбоносные решения, берут с нас налоги и ведут нас в бой – точнее, сами не идут, конечно, но призывать, если что, станут очень бодро.
При этом ведомые этими капитанами Титаники обычно приплывают прямо к ближайшему айсбергу.
Я ведь сам не раз был в команде таких Титаников, кстати.
Например, в 2004 году я убеждал директора очень крупной на тот момент издательской корпорации (что-то около 30 журналов было у них, общий месячный тираж, легально-нелегальный, легко улетал за миллион), что совсем скоро люди не будут читать журналы даже с цветными картинками. И что необходимо на базе корпорации, имеющей невероятное количество читателей и почитателей, делать видеохостинг. Создавать для каждого журнала свой видеоканал, запиливать в нем соответствующие рубрики, продвигать визуальную систему подачи информации. Для тех, кто не имеет еще широкополосного интернета, а это был 2004, повторю, эти передачи ежемесячно записывать на прилагаемый к журналу DVD. Раскручивать своих ведущих – по типу телевизора, экспертов. Продавать, разумеется, рекламу. В общем, таким образом и накрыть рынок.
Узнали? Я придумал YouTube. Даже не зная о нем – только в феврале 2005. Чен, Чад и Карим в США сделали тот YouTube? Что мы все знаем. А если бы big boss меня послушал, то мы были бы первыми – на весь мир мы бы не масштабировались, конечно, но когда в Россию пришел YouTube, мы бы сразу стали на нем главным игроком.
Нет, босс меня не послушал. А сегодня огромная медиакорпорация сжалась всего до одного издания (в цифровом виде), а зарабатывает вообще на компьютерной безопасности.
Спустя пару лет, в 2006-м, я убеждал другого биг босса – а точнее, биг боссиху, руководившую фирмой, входившей в тройку крупнейших российских производителей DVD, что время DVD уходит. Что надо переключаться на сетевые игры, осваивать бизнес игровых подписок и внимательно смотреть на рынок телефонов, с которых будет играть народ, а не с PC. «Что ты, – сказали мне. – Это Россия, тут широкополосного интернета не будет никогда, что уж говорить про телефоны».
Сами понимаете, спустя пару лет эта огромная и знаменитая в девяностых фирма сузилась до крошечной конторы, переключилась на торговлю телефонами, ггг, а в 2021 была и вовсе ликвидирована.
Лет семь назад я разговаривал с десятками крупных людей – олигархами, собственниками заводов и производств, банкирами, инвестиционными фондами и частными инвесторами на тему платформ VOD (Video On Demand). Netflix уже запустился, и мне было совершенно понятно, что это – огромный бизнес, который надо попытаться соорудить в России, занимая рынок, и потом уже встречать тут западных монстров во всеоружии, диктуя им свои правила.
«Смотреть кино с телефона? – хмыкали мне в ответ. – Да кто будет смотреть кино с телефона, когда можно пойти в кинотеатр?..»
Я провел десятки, десятки переговоров и никого не смог убедить в том, что это сверхприбыльное дело и в него стоит вложиться.
Спустя пять лет все платформы поскакали в этот бизнес одна впереди другой, теряя кал, и если бы в 2015-м я все-таки стартанул это дело, я был бы самым первым и самым крупным.
Это, в общем, самые обидные лично для меня бизнес-неудачи, на самом деле их было – в меньших масштабах – гораздо больше.
Все эти неудачи объединяло одно. Лоховатость контрагентов. Чем выше по сану был человек, сидящий напротив меня, тем он хуже соображал. Я не сразу это отразил.
Я был наивен и был уверен, что если этот тип напротив жрет ананасы, запивая их рябчиками, и потом срет в золотой унитаз – а я приезжаю к нему на метро, то он-то уж точно умнее меня. Дальновиднее меня. Сообразительнее, расчетливее, глубже. Что он быстро все прошарит, придет в восторг от моей идеи, хлопнет себя по колену, мы пожмем друг другу руки и в первые же полгода заработаем миллион.
Но… Постепенно я начал чувствовать неладное – не мог поверить, а потом все понял.
Чем выше и богаче человек, тем он тупее и недальновиднее. Тем хуже у него вкус. Тем примитивнее он мыслит. Тем он трусливее, в конце-то концов.
Я не могу объяснить, как так получается. Но на каком-то этапе я понял, что половину этих кренделей, условно говоря, нельзя выпускать из дому без слюнявчика и памперса.
Потому что заслюнявятся и обосрутся.
То же можно сказать про политиков.
С ними я дела имел меньше, но ощущения примерно те же: ленивые, недалекие, трусливые жучары, выживающие исключительно за счет спинного мозга. Но если у условных бизнесменов зона ответственности все-таки в разы меньше, то эти порой контролируют половину мира, сидят за столами высочайших переговоров и носят с собой ядерные чемоданчики.
Миром правит, по гениальному выражению живого классика Пелевина, не тайная ложа, а явная лажа. Тетки-челночницы, торговавшие в Лужниках слева и справа от меня, дали бы любой современной министрессе любой страны сто очков вперед по любому из параметров.
Иногда мне кажется, что Владимир Ильич, произнося знаменитую фразу про кухарку, которую можно научить управлять государством, намекал на что-то в этом смысле. Порой складывается ощущение, что всякие кухарки и парни из гаражей, поставь их у руля любой страны, справились бы много лучше, чем существующие лидеры.
Нет никаких хитрых планов. Нет никаких многоходовочек. Нет никаких сложнейших политических комбинаций, скрытых от понимания масс и рассчитанных на десятилетия вперед. А есть какие-то совсем примитивные люди, действующие наугад – а чаще всего не действующие вовсе, по принципу «само рассосется».
Титаник, ведомый такими капитанами, разумеется, периодически врезается в айсберг, но не тонет – а переконфигурируется и каким-то образом плывет дальше.
Поэтому мне все-таки немного ссыкотно, пацаны, хотя сам я неплохо плаваю…