Мария Ватутина: ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

7 месяцев назад

В последние несколько лет началось последовательное и системное уничтожение московского театрального зрителя. Чехарда с объединением и разъединением театров, увольнением и назначением директоров и худруков на несколько театров, постоянной перетасовкой репертуаров, перезаключением контрактов, скандальными увольнениями актеров – всё это дезориентирует зрителя, того самого, кто прикипает к искусству театра раз и навсегда, следит за развитием любимых театров, ходит на определенных актеров, ждет новых пьес и постановок.

Константин Богомолов. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Нет, теперь это всё неважно, нет ничего постоянного, разрушена сакральность театра как храма искусства в принципе. Чиновники, как собаки, однажды вкусившие человеческую кровь, – однажды разрушив театральный мир отдельного коллектива, пошли крушить налево и направо. Им уже не страшно назначить главного режиссера, через полгода убрать, назначить нового, подумаешь – не получилось с первого раза. То, что ломаются судьбы, карьеры, выбрасывается в помойку труд сотен мастеров сцены и мастеровых театра – для них ерунда, естественная убыль. Они двигают эти шахматные фигуры, то ли не разбираясь в значимости или незначительности новых руководителей театров, то ли не умея управлять вовсе. Некомпетентность это называется.

Когда-то в девяностых Константин Богомолов был поэтом, публиковавшимся на сайтах Кузьминской команды (Дмитрий Кузьмин – поэт, литературный критик, литературовед, издатель, переводчик, активный участник гей-движения. Живет в Литве).

«Долго сидел он занозой

в теле своей матери,

и она вырвала его с криком и стоном…»

Или

«…Зыбь озноба подернула гладь его живота…»

Или

«…Кто же выблевал все это: и меня, и вас, и вечность?»

(Источник)

В 2017 году он стал председателем жюри премии «Нос». Был любимцем О. П. Табакова, правой рукой. Был женат на актрисе Дарье Мороз, потом развелся и женился на Ксении Собчак – почему-то на катафалке.

Богомолов никогда не был бесталанным. Он брался за сложные работы и делал всё по-своему. Его режиссура – это отдельная страница в российском театре. Но я предпочитаю эту страницу пролистывать. Потому что всегда впереди него идет желание перековеркать первоисточник, эпатировать, в том числе эпатировать пустотой. Стоит только вспомнить церемонию награждения премией «Гвоздь сезона» 2016 года, где Богомолов предстал в обнаженном виде на сцене, прикрыв срам газетой «Культура». Да и сами придумки и примочки на церемонии были намеренно скандальными. Это тогда удручило многих театральных деятелей старшего поколения.

Наблюдатели долгие годы оценивали тональность постановок Богомолова как пропаганду нетрадиционных взглядов и уж точно чернуху и грязь. Финансирование в большинстве случаев было государственным.

Я была на нескольких спектаклях режиссера Константина Богомолова в МХТ в своей жизни. Наверное, не самых лучших. Но каждый раз это стоило дорого, а уходила я в антракте, если не раньше. И ладно бы я сталкивалась с художественной неудачей. Но меня не покидало чувство обмана, профанации: малой ценой поставить на театральных подмостках «пустоту» и взять дорого за место в зале. В интервью Богомолов заявляет о своем праве на собственное видение, на режиссерский произвол, по сути. Роман Виктюк резко критиковал эту захватническую манеру.

В 2019 году Богомолов становится худруком Театра на Малой Бронной. Того самого, где работал А. Эфрос. Он уже изменился, он доверенное лицо С. Собянина, его «Манифест» приветствует Патриархия, он за нас, он за возврат убежавших – он всегда на устах московского бомонда.

Впрочем, я не специалист по Богомолову и допускаю, что у него есть выдающиеся работы и он великий мастер.

И вот наш театральный патриот дополнительно назначен худруком в Театр Романа Виктюка. Не подождав и месяца, человек стремительно стирает имя Виктюка везде: переименовывает театр, убирает с сайтов, с афиш – то есть вымарывает. Роман Антоновский в заметке рассказывает о том, какой Виктюк был нехороший: он и гей, он и украинец, он и замайдановец, он и группу Pussy Riot защищал.

Внимание! Вопрос. Является ли творчество Романа Григорьевича Виктюка страницей в театральной летописи Советского Союза и России? Создал ли он свой театр, свой режиссерский язык, новый, необычный, привлекший и заставлявший задуматься тысячи людей, кстати, людей вполне традиционной ориентации?

Я видела «Служанок» полжизни тому назад. Потом пересматривала. Эстетика спектакля, пластика и музыка, краски и напряженный нерв – я выходила из зала в каком-то умопомрачении.

Виктюк поставил сотни спектаклей по всему миру. Кому интересно – в «Википедии» есть.

Константин Богомолов снимает из репертуара спектакли Виктюка. Актеры и сочувствующие деятели культуры подают петиции.

Виктюк – мощная личность внутри театра, о которой с восхищением говорили люди, которые являются моими кумирами.

И наконец, Виктюк умер в 2020 году. Почему Богомолов воюет с Виктюком? Почему, если Виктюк такой антироссийский, четыре года его театр существовал вполне нормально, я бывала там, смотрела спектакль о Мандельштаме, еще какой-то. Не понравилось, но как раз по художественным разногласиям.

Не хочу вовсе вступать в какой-то спор о Богомолове, неинтересно. Вопрос – является ли талант Виктюка недостаточным для увековечивания хотя бы в виде наименования театра, который он создал? И за что рвут душу целой труппе живых людей?

Я понимаю, что Богомолов тоже эстет, он про архитектуру, он получил поле реализации своих художественно-пространственных замыслов. Дом архитектора Мельникова – очень интересное внутри здание с замысловатым холлом и театральным залом. Да и режиссер Богомолов, работающий в театре Виктюка – это, конечно, абсурд. Тогда вопрос к тем же чиновникам: что это было? И зачем так-то?



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ