ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: НОВЫЙ ГОД

1 год назад

Списки новогоднего чтения в конце декабря составляют многие, не откажем себе в этом удовольствии и мы. Наш список максимально эклектичный – тут и классика, и современники, и наши, и переводные, и рассказы, и повести, и романы. Смотря по тому, сколько у вас есть времени на то, чтобы хорошим чтением создать себе хоть немного новогоднего настроения. Включаем гирлянду в розетку и читаем.

1. Э. Т. А. Гофман. Щелкунчик и мышиный король. – Любое издание

Сюжет повести вы знаете, если даже не читали немецкого классика, но на самом деле что балет-торт Чайковского, что детские пересказы, которые могли читать вам родители на ночь, – имеют мало отношения к тексту Гофмана. Эрнст Теодор Амадей не был слюнявым слащавым детским сказочником – он был писателем серьезным и писал мрачную готическую прозу (чего стоит только «Эликсир дьявола»!), от которой мурашки по коже и начинаешь прислушиваться к посторонним звукам в коридоре. Кстати, «Щелкунчик» был впервые опубликован в составе сборника «Серапионовы братья», по которому у нас в двадцатых годах прошлого века назвало себя одно объединение молодых писателей в Петрограде, среди которых были Зощенко, Каверин, Тихонов, Федин и другие. А эти люди кое-что понимали в литературе.

2. Николай Гоголь. Ночь перед Рождеством. – Любое издание

Окей, Гоголь будет в любой новогодней подборке, но положа руку на сердце – когда вы в последний раз перечитывали «Ночь перед Рождеством»? Казалось бы, зачем, ведь все читали в школе. А вот возьмите и перечитайте. Даже не потому что Гоголя могут тихой украинской ночью увести из русской культуры и объявить хохолом, а для того чтобы обнаружить, что текст, который помнится как ну вот что-то такое классическо-скучное из учебника, – на самом деле абсолютный, непревзойденный шедевр по любым мировым меркам. Чистое электричество в каждом слове и в каждой фразе.

3. Аркадий Гайдар. Чук и Гек. – Любое издание

Про Чука и Гека тоже все слышали и никто не читал. Впрочем, кто-то смотрел фильм. Чудесная, хрустально-прозрачная повесть Гайдара совсем не похожа ни на мрачную магию Гофмана, ни на гоголевский хмельной угар – «Чука и Гека» как раз можно прочитать даже маленькому ребенку вслух. Два мальчика отправляются на Крайний Север, чтобы поздравить папу-геолога с Новым годом – что может быть проще? И кто сейчас может от чистого сердца написать хоть что-то похожее? И конечно, на слезы пробивающий финал: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».

4. Сергей Носов. Морозилка. // его же Полтора кролика. СПб.: Лимбус Пресс, 2012

Про Сергея Носова вы могли не слышать, но он тоже классик, хоть и живой, и наш современник. Он автор романов «Член общества, или Голодное время», «Франсуаза, или Путь к леднику», «Фигурные скобки» и других, а еще мегапопулярных сборников «Тайная жизнь петербургских памятников». Прочитать небольшой рассказ «Морозилка», написанный когда-то специально для новогоднего выпуска приснопамятного журнала «Афиша», – неплохой способ открыть для себя этого замечательного петербургского автора, полюбить его абсурдный мир и заодно проникнуться безумием новогодней чертовщины.

5. Джонатан Франзен. Перекрестки. М.: АСТ, 2022

«Перекрестки» громадный роман, за один вечер не прочтешь. Действие его охватывает несколько десятков лет, но основные события происходят в одну предрождественскую неделю, первая часть так и называется, «Адвент», – и как раз недели опытному читателю хватит, чтобы освоить запутанную историю большой и разветвленной американской семьи, живущей в американской глубинке в конце шестидесятых. Есть разные мнения по поводу того, «Поправки» лучше «Перекрестков» или наоборот, но в любом случае Франзен один из величайших писателей нашей эпохи и пишет он как боженька, так что не обломаетесь.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ