Как советский Моисей евреев из леса выводил 

1 год назад

В череде коротких фрагментов дается многоуровневый пролог. Кошмарный 42-й, офицер Красной армии Николай Киселёв (Александр Яценко) попадает в плен, бежит с пулей в плече и присоединяется к белорусским партизанам. Тем временем в Долгиновском гетто нацисты во главе со Шмюкером (Дитмар Кениг), ценителем Пушкина и фотоискусства, устраивают очередную кровавую акцию. Из мясорубки спасаются еврейские дети – Моше Таль (Марк Эйдельштейн) и его сестра Мириам. Прячась в оккупированном Минске, дети перебегают от к дому, пока их не разлучает все тот же Шмюкер – девочка остается с немцем, а мальчику, получившему винтовку в неравном бою, приходится скрыться в лесу. Третья линия переносит зрителя в 2008 год в Израиль, где институт памяти Холокоста пытается расспросить пожилого еврея о Николае Киселёве. Дед хмуро отнекивается и ворчит. Чуть позже мы узнаем, что это – Моше Таль.

Все события сходятся в одну горячую точку, когда отряд Киселёва освобождает крошечную деревню и 200 с лишним евреев, запертых в сарае. С оравой еле волочащих ноги стариков и детей, хочешь не хочешь, придется что-то делать. Отдан приказ вывести их в тыл. Путь через лес – смертельно длинный. Запасы продовольствия и патронов ограничены. А на пятки наступают безжалостные солдаты Вермахта.

В основе «Праведника» – реальный подвиг Николая Киселёва. В 1942 году офицер возглавил группу евреев из 278 человек. Преодолел 1 500 километров от Долгинова до Суражских ворот, стал для спасенных иудеев партизанским Моисеем, но о подвиге рассказывать не любил и по нелепости даже Героя Советского Союза не получил.

В 2005-м Киселёву присвоят звание Праведника народов мира (отсюда название фильма), в 2008-м снимут документальный фильм «Список Киселёва» на манер «Списка Шиндлера», а в 2016-м напишут книгу «Марш жизни». В общем – судьба скромного Киселёва оказалась увековечена.

Режиссер Сергей Урсуляк, знакомый по ретросериалам «Ликвидация», «Исаев» и «Тихий Дон», снял в этот раз длиннющее – на два с половиной часа – кино. Хронометраж тяготит, и, видимо, историю «Праведника» тоже планировали укомплектовать в сериал – зачем тогда фильму столько сюжетных веток? Все они безусловно добавляли бы фильму веса и объема, если бы имели внятные начало и окончание. Без них второстепенные линии просто лишний груз. Взять хотя бы сцену в прологе, где родители Моше и Мириам собирают детей в дорогу. Мать и отца играют Хаматова и Хабенский, появляются они на мгновение, говорят по паре предложений, а после пропадают. Мы, конечно, понимаем, что их у них нет шансов на выживание, но так ли нужен эпизод со звездами, который ничего нам не сообщает?

Ярких лиц и деталей в «Праведнике» хватает, но не все они работают. В отряде Киселёва полно бойких ребят – есть бывший зек Ферзь (блестящий Евгений Ткачук), который концентрирует вокруг себя комедию. Ненадолго появляется хэгающий комиссар (Федор Добронравов), сам Яценко, тихая сила, максимально убедителен – как говорится, живет в кадре. Связистка Аня (Любовь Константинова), будущая жена Киселёва, еврейка Това (дебют Марии Золотухиной) вопросов не вызывают. А вот Сергей Маковецкий в роли Рувима, с плохо приклеенной бородой, чересчур театрален. Невразумительный и Марк Эйдельштейн, будто читающий реплики с листка. Рыжеволосая Юлия Витрук могла бы с легкостью вписаться в какой-нибудь нуар в качестве femme fatal, но героиня шпионки Любы ей совсем не идет.

Урсуляк уверенно работает с аттракционами. Перестрелки, взрывы, моменты героизма захватывают. Технически они сделаны великолепно. Но в единую картину не складываются. Между адреналиновыми боями в «Праведнике» так много всего, что фильм раздавливается под собственным весом. Материал, с которым сражается Урсуляк, несмотря на патриотическую значимость, требует аскетизма. Меньше слов. Меньше лишних лиц. Больше свободы для зрителя.

Чтобы актуализировать подвиг Киселёва, режиссер обращается к современности – ему обязательно нужно показать, что поколения спасшихся евреев живы благодаря советскому солдату. Избыточный сюжет с пожилым Моше, который через себя этот подвиг пропускает, ощутимо перегружает ленту. Да, сценарно он крепко связан с войной через золотую астролябию и табачную трубку, которыми Киселёв и Моше обменялись друг с другом в передышке между обстрелами. Но теряется динамика, которая и так чуть теплится – а ведь это боевик, времени подумать и поерзать в кресле оставаться не должно.

Стереотипного командира-немца, чья любовь к искусству прямо пропорциональна желанию убивать, и вовсе бросают на полпути. Вот он есть – и вот его уже нет. Антагонист, главный злодей, который кошмарит евреев, стушевывается к концу и пропадает. Наверное, его отправляют туда же, куда и схематично нарисованных родителей еврейских детей. Дело близилось к финальной схватке, но вместо битвы добра со злом Урсуляк предпочел странную сцену подрыва танка и марш-бросок евреев через горящий мост под нелепейшую карнавальную музыку. Кино с грохотом рассыпается. Его потом кое-как соберут для финального надрыва, когда лицо Николая Киселёва будет смотреть на зрителей уже с экрана монитора, но чувство неудовлетворенности все равно никуда не денется.

Если Урсуляку хватило творческих сил поставить эпизод, где пробудившийся ото сна Киселёв с изумлением наблюдает и намаз, и шахарит, и чтение русских сказок, и спокойную природу – значит, режиссер способен на все.

И, может, однажды он снимет убийственный патриотический боевик, в котором сакральность подвига будет ясна без искусственных ссылок на современность.

Но не в этот раз.

“Праведник”. Россия. 2022.

Режиссер Сергей Урсуляк.

В ролях: Александр Яценко, Сергей Маковецкий, Фёдор Добронравов, Евгений Ткачук, Любовь Константинова, Марк Эйдельштейн и др.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ