Громово детство

2 года назад

Неблагодарное это дело – писать про комиксы. Начнешь прикапываться, что это как-то все инфантильно – гаркнут, мол, зачем так серьезно относиться к попкорновой развлекаловке. Если похвалишь – обзовут зумером и пошлют куда подальше. Хотя, по-честному, похвалить комиксы есть за что – за последние десятилетия они набрали массу и научились по-взрослому хмуриться, когда речь заходит о сложных категориях.

Не все, конечно, но некоторые дерзнули, задрав голову, правда, не факт, что из «Логана» (2017), «Темного рыцаря» (2008) или «Джокера» (2019) вышло что-то прям уж выдающееся. Как минимум – с этим уже приходится считаться. «Майора Грома», который увидел свет в 2021 году, тоже стороной не обойдешь, и это отнюдь не из-за качества фильма. Просто кинокомикс, созданный компашкой Bubble Studios, стал первым в России. Он плоский, вторичный, поразительно скучный, но не совсем уж простой. Было, например, интересно проследить, почему Майор Гром – высокий, коренастый опер, ловко махающий кулаками – выражает собой архетип русского героя. Из-за чего, например, за бугром супергерой обязательно мутант, получивший силу извне, а у нас – служитель закона, пренебрегающий нищетой в пользу борьбы с преступностью.

Развернуться здесь можно во всю культорологическую ширь, столкнув лбом русскую и американскую матрицы. Сверх того, «Майор Гром» как-то удачно вонзился в политическую повестку, ненароком затронув антикоррупционные митинги (чем изрядно насолил Антону Долину). Деликатное обыгрывание советской классики («Место встречи изменить нельзя», «Шайбу! Шайбу!»), неожиданные аллюзии на американские стандарты («Агенты А.Н.К.Л», «Грязный Гарри»), конъюнктурщина и фактурный Тихон Жизневский – в общем, было о чем пораскинуть мозгами.

Приквел же к «Майору Грому», озаглавленный «Трудным детством», разительно отличается от своего прародителя. Он, кажется, сделан более качественно и драйвово – режиссер Олег Трофим в этот раз еще громче напомнил о своих клипмейкерских истоках. В «Трудном детстве» есть даже замах на драму, которая разворачивается между Громом и его отцом. К слову, на старшем Громе здесь и сфокусировано внимание – его играет небритый Сергей Марин с художественным шрамом на щеке, говорящим, видимо, о его тяжелых полицейских буднях.

Сюжет в приквеле незамысловатый: есть линия с Громом-младшим (Кай Гертц), есть линия с Громом-старшим. Сын выигрывает на школьной олимпиаде и получает в качестве приза пару билетов в Диснейленд. Дорога в далекую Калифорнию не оплачивается, поэтому за деньгами – к родителям. Отец, конечно же, не настолько чокнутый, чтобы тратить две месячные зарплаты на перелет, тем более что на горизонте маячит новая стиралка, на которую он давно копит. На дворе серый Петербург 90-х, под окнами автоматные очереди, да и наверняка где-то изворотливый Антибиотик гоняется за двумя адвокатами – ну какой там Диснейленд?

Денежная проблема запускает цепную реакцию. Гром-младший ввязывается в сомнительную авантюру, помогая журналисту Алексею Прищурову (Олег Ягодин, неплохо изображающий Листьева) снять эксклюзивный репортаж о тусовке олигархов, поклоняющихся мистическому криминальному авторитету Анубису. На это же собрание тайком проникнет отец Грома, отстраненный от дел из-за своих экстремальных методов, но жаждущий разобраться с новым врагом.

Психологические портреты героев пишутся в унылых эпизодах по типу «отец с сыном играют в шахматы» и «ребята хулиганят». Самое дурацкое в них – одинаковость актерской игры, что у взрослых, что у детей. Дяденьки утрированно кривляются, превращаясь в умственно отсталых, деточки отчаянно, но безуспешно строят из себя взрослых. И у отца, и у сына есть раздражающие напарники, которые повторяют несмешные фразочки. У младшего это толстощекий Бустер Игнат (Владимир Яганов, мини Kyivstoner), скупающий все сладости на районе, а у старшего – Юрий Смирнов (Даниил Воробьев), стреляющий с двух пистолетов не хуже Ван Хельсинга. К чему этот назойливый балласт, который никак не раскрывается – не угадаешь.

Действие в «Трудном детстве» стремительное, порой слишком. Моргнешь – и фильм уже заканчивается, демонстрируя колоритные титры. История просто не успевает стать ни трогательной, ни ностальгической, а ведь потенциал у нее имелся. На этот раз Bubble Studios решили сделать чистый аттракцион, убрав из него политическое измерение, но забыли подрубить электричество. Вышел забористый клип, растянутый до часа с четвертью. О характерах говорить не приходится, тематически фильм проигрывает даже детским комиксам, потому что чересчур серьезен. Слезу такой чепухой не выдавишь, как ни старайся. Закрадывается ощущение, что из питерского майора потихоньку лепят бестолковую медиафраншизу, требующую бесконечного контента любого качества. Рановато для такого сырого проекта…

Но когда в нескольких сценах картинка вдруг на короткое время сменяется яркой анимацией, тут же поднимается настроение. Все-таки Гром – история рисованная и на глянцевой бумаге выглядит самостоятельнее и органичнее, чем на экране. Пускай она остается на своем месте – у мира теней и так навалом своих героев.

*14 октября 2022 года Минюст России внес Долина в список СМИ – «иностранных агентов».



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ